Определение способа подачи программного материала внутри темы урока

Перед тем как начать составлять планирование по каждому предмету, необходимо определить нижнюю границу программных требований для каждого конкретного ребенка с расстройством аутистического спектра. Так как при составлении планирования мы опираемся на программу массовой школы, то требуется учитывать основные знания, умения и навыки, предполагаемые базовым уровнем программы по данному предмету. Для этого необходимо определить, какие из заложенных в программе учебных компетенций являются наиболее важными, и влияют на усвоение программы в будущем. При этом важно уделить особое внимание формированию универсальных учебных действий, поскольку, их сформированность поможет преодолевать ту или иную дефицитарность при усвоении программы.

В том случае, когда диагностический период был организован соответствующим образом, учителю не составит труда определение пропусков в программном материале. Темы, недостаточно проработанные, необходимо учитывать и включить в планирование, для того что бы пробелы в формировании знаний, умений и навыков не отражались на дальнейшем усвоении программного материала.

- Тема. Определив нижнюю границу программных требований, а так же материал, уже пройденный на предыдущих этапах, но требующий дополнительной проработки, не сложно будет определить основные темы на учебный период.

- Элементы содержания внутри темы. Необходимо описать конкретные навыки и понятия внутри темы, которые будут даваться на уроке. Для этого требуется четко определить: с какими понятиями необходимо познакомить ребенка, какие знания и умения вы хотите, что бы ребенок усвоил. Учитель должен четко представлять «чему он хочет научить». Важно помнить, что мы учим только тому, что необходимо для усвоения программы в будущем.

- Виды работы. После того, как вы определили «чему вы будете учить», необходимо понять «как вы будете этому учить». Для этого под каждый элемент содержания темы должен быть подобран способ преподнесения материала.

- Индивидуальные требования к уровню подготовки учащихся. Вся программа обучения в классе должна строиться с учетом индивидуальных особенностей, определенных в индивидуальной программе обучения. Поэтому необходимо определить ожидаемый индивидуальный уровень сформированности выбранных навыков. При этом важно описать условия, при которых данный навык считается сформированным (например: решает задачи на нахождение части от целого, с использованием калькулятора). Наибольший упор должен быть сделан на требования к сформированности универсальных учебных действий. Важно определить «что должен уметь конкретный ребенок» и «при каких условиях он должен это умение проявить».

- Учет сильных и слабых сторон.При выборе дидактических материалов необходимо учитывать сильные и слабые стороны ученика. Это может быть великолепная механическая память, сформированное зрительное восприятие, высокая скорость вычислений и т.д.

- Связь материалов с интересами ребенка.Старайтесь по возможности связывать задания с интересами учащегося. Многие дети с расстройством аутистического спектра имеют сверхценный интерес к тому или иному объекту (поезда, географические карты, символы и т.д.). Самый лучший способ использовать это умение –направить его на выполнение учебных заданий.

Использование специальных дидактических материалов

На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для детей с различными трудностями обучения. В ряде случаев для обеспечения успешности обучения рекомендовано использование специализированных учебников. Большинство тем в таких учебниках совпадает с общеобразовательной программой, что дает возможность выполнять задания одновременно со всеми детьми класса и давать задания на дом.

Письмо

Многие дети с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы с моторикой рук. Письмо может стать серьезным источником напряжения для школьника - некоторые из них не могут писать совсем, другие умеют писать, но испытывают невероятные трудности во время этого процесса. Зачастую почерк у таких детей неаккуратный и неразборчивый. Для облегчения процесса письма можно использовать следующие приспособления.

- Насадка на ручку. На данный момент существуют насадки для детей с правосторонним и левосторонним латеральным предпочтением.

- Массажный мячик. Мячик вкладывается в руку ребенка и помогает удерживать позу руки при письме.

- Удерживающая резинка. С помощью этого нехитрого приспособления так же можно помочь удерживать позу руки при письме

- Тренажер для письма. Эффект тренажера основан на дополнительном включении в процессе письма дополнительно к зрительному анализатору кинестетического и слухового анализаторов. При письме буквы воспринимаются в виде считываемых с рельефной дорожки сенсорных и звуковых ощущений.

- Ограничителистроки. Такие приспособления можно сделать самим, использовав плотную пленку или оргалит.

- Дополнительная разлиновка тетрадей. Для облегчения процесса письма можно использовать более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также использование тетрадей большого формата.

- Образец написания букв. Очень часто дети затрудняются в перекодировке текста из печатного в письменный. Для облегчения запоминания образа прописных букв рекомендуется прикрепить на парту табличку-образец.

- Специальные прописи для левшей. На данный момент в продаже имеются прописи для детей с левосторонним латеральным предпочтением

- Специальные прописи для детей с моторными трудностями. Прописи содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание, дорисовывание изображений и линий, подготавливающие к воспроизведению элементов букв, упражнения на соотнесение печатных и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с печатного текста слогов, слов и предложений. Наглядный материал помогает уточнить представления детей в связи с отрабатываемым речевым материалом.

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Прописи (1-3ч)

- Лебедева П.Д. «Волшебные точки. Учимся писать буквы»

- Компьютерная клавиатура. В ряде случаев, при значительных двигательных ограничениях, рекомендовано заменить письменные работы работой на компьютере.

Русский язык

В ряде случаев для овладения индивидуальной программой по изучению русского языка могут использоваться учебники для специальных (коррекционных) учреждений I-II, VII, VIII вида. Большинство тем в данных учебниках идентичны темам в основной программе, однако материал представлен более схематично и наглядно.

- Русский язык. 2 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Якубовская Э.В., Павлова Н.В. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Применяется при работе с учащимися с расстройствами аутистического спектра при обучении в 1-2 классах на уроках русского языка. Пособие характеризуется вариативностью и доступностью заданий для детей со специфическими трудностями усвоения норм и правил русского языка.

- Русский язык. 3-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Аксенова А.В., Якубовская Э.В., Голунчикова Н.Г. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Применяется при работе с учащимися с расстройствами аутистического спектра при обучении во 2 - 4 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество занимательных заданий, способствующих усвоению данной грамматической категории. Возможно применение в 2-4 классе начальной школы.

- Русский язык. 1-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы II вида. Зикеев А.Г.

- Пособие создано специально для детей с трудностями усвоения языка. Содержит множество занимательных заданий, способствующих усвоению данной темы. Возможно применение в 1-4 классе начальной школы.

- Тетради для выполнения письменных работ. При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.

- Пособия по обучению написанию изложений и сочинений. Данные пособия помогают ученику с расстройством аутистического спектра, с помощью схем легче освоить такие сложные виды работ по русскому языку как «написание изложений» и «написание сочинений».

Дополнительные пособия. Используются для проработки и закрепления той или иной темы.

- «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов». Р.Д. Триггер, Е.В. Владимирова Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие, разработанное для классов КРО и школ VII. Применяется при работе с учащимися с расстройствами аутистического спектра при обучении в 2 - 3 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество заданий, способствующих усвоению данных грамматических категорий и выработке согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

Математика

Среди детей с расстройством аутистического спектра встречается большое количество тех, кто с легкостью выполняет вычисления различной сложности, однако наравне с ними есть и такие ученики, у кого отмечаются трудности выполнения арифметических действий даже на самом начальном уровне. При этом практически все дети сталкиваются с трудностями понимания грамматических конструкций при решении арифметических задач.

- Визуальный ряд чисел или линейка. Данный вид пособия целесообразно прикрепить в верхней части доски или на парту ученика.

- Специализированная линейка Абака. Такая линейка традиционно применяется для обучения счету и выполнению арифметических действий при обучении школьников по программе специальных(коррекционных) школ VIII вида. Однако данная линейка требует проведения дополнительного обучения по ее использованию.

- Нумикон. Это программа для обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного возраста, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. В процессе осуществления детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и величинах. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать паттерны (шаблоны), то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.

- Игровые пособия по закреплению состава числа. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий.

- Игровые пособия по обучению сравнению чисел с помощью знаков. Для успешного сравнения чисел с помощью знаков необходима сформированность пространственных представлений, представление о количестве и т.д. Данные пособия помогают на практике понять схему выполнения данных заданий.

- Игровые пособия по обучению выполнению арифметических действий.Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий. Такие пособия могут применяться в виде игры со всем классом или предлагаться виде домашнего задания индивидуально для ребенка с расстройством аутистического спектра.

- Краткие записи и схемы. При анализе математических задач, очень важно научить детей составлять краткие записи и схемыих решения. Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий необходимо научить детей работать по заданному алгоритму и опираться на схему. Важно научить ребенка самостоятельному использованию таких визуальных пособий. Существует ряд специальных пособий по обучению детей решать задачи.

- Очень важно научить ребенка выделять опорные слова, с помощью которых проще решить задачу.

- Таблица умножения. При решении арифметических задач необходимо научить ребенка самостоятельно использовать таблицу умножения. Самое простое – научить использовать таблицу на обратной стороне тетради.

- Выполнение вычислений в столбик. Очень часто для успешного решения примеров требуется сразу, при переходе к вычислению двузначных чисел обучать выполнять действия в столбик. В начале обучения важно научить ребенка правильно располагать в пространстве десятки и единицы. Для этого можно использовать специальные таблицы и пособия.

- Калькулятор. Допустимо использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий.

- Специализированные учебники. В ряде случаев для овладения индивидуальной программой по изучению математики могут использоваться учебники для специальных (коррекционных) учреждений I-II, VII, VIII вида. Большинство тем в данных учебниках идентичны темам в основной программе, однако материал представлен более схематично и наглядно.

- Математика. Подготовительный класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Алышева Т.В., Эк В.В. Можно применять при подготовке их к школе. Возможно применение на начальном этапе обучения в 1 классе

- Математика. Подготовительный класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Хилько А.А. Пособие состоит из 3 частей. Можно применять при подготовке их к школе. Возможно применение на начальном этапе обучения в 1 классе.

- Математика. Подготовительный класс по программе специальной (коррекционной) работы I вида. Сухова В.Б. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Можно применять при подготовке их к школе. Возможно применение на начальном этапе обучения в 1 классе.

- Математика. 1-2 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Алышева Т.В. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Система учебных заданий, представленная в учебнике, направлена не только на формирование у учащихся математических знаний и умений, но и на коррекцию их психофизического развития. Возможно применение в 1-2 классе начальной школы.

- Математика. 1-2 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Хилько А.А. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Пособия рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на формирование первоначальных математических понятий, состава числа и решения элементарных задач. Возможно применение в 1-2 классе начальной школы.

- Математика 3 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Эк В.В. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Возможно применение в 2-3 классе начальной школы. Пособие рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на отработку и закрепление счетных навыков в пределах 100, представлений и мерах времени, работе с именованными числами и решения задач, опирающихся на навыки социальной ориентации и представлений об окружающем мире учащихся.

- Математика 4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Перова М.Н. Пособие рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на отработку и закрепление навыков счета в пределах 1000 (4 арифметических действия), работы с именованными числами и решения задач, опирающихся на навыки социальной ориентации и представлений об окружающем мире учащихся.Возможно применение в 3-4 классе начальной школы.

- Математика и конструирование. Учебное пособие для 1 класса, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Белошистая А.В. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Пособие создано специально для детей с трудностями усвоения математических знаний. Возможно применение в 1-2 классе начальной школы.

Дополнительные пособия. Данные пособия разрабатывались специально для детей с различными трудностями усвоения математических навыков. Такие пособия рекомендуются для организации работы дома, закрепления навыков и отработке пропущенного материала.

- «Школа умножения». Методика развития и коррекции внимания у детей 7-9 лет. Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. Методическое пособие может применяться при работе с учащимися 2 - 4 классов. Пособие включает описание комплекта учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и контролю над ними, на материале таблицы умножения.

- «Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику». Т.В. Ахутина, Н.Г. Манелис, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева. Методическое пособие может применяться при подготовке к школе. Пособие направлено на подготовку учащихся к восприятию математических знаний и профилактике возможных трудностей при усвоении азов математики. Задания объединены увлекательным сюжетом.

Чтение

Адаптация текстовдля чтения,упрощение предложенийпоможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов. Очень часто для обеспечения успешности ученика необходимо заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

Для успешного освоения программного материала по устным предметам, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки. Предоставлениекраткого содержания параграфапоможет детям с трудностями концентрации внимания и низкой скоростью чтения успешно усвоить учебный материал.

Специализированные учебники.

- Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Учитывая сложность применяемого аналитико-синтетического метода для усвоения звуковой и графической системы языка умственно отсталыми детьми, параллельно вводится слоговой метод обучения грамоте, рассчитанный на запоминание слоговых образов с опорой на более сохранную механическую зрительную память школьников. Применяется при работе с учащимися при подготовке их к школе и на начальном этапе обучения чтению в 1 классе. В букваре употребляется высокочастотный словарь, маленькие тексты, доступные для понимания и пересказа учащимися со специфическими особенностями развития речи.

- Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник насыщен картинным материалом, таблицами звуков, схемами слов и предложений. Система заданий Букваря обеспечивает поэтапность формирования навыков чтения, звуко-буквенного анализа, лексико-грамматического строя речи. Содержание учебника способствует развитию разговорной речи, мышления и наблюдательности школьников. Учебно-методический комплект дополняется альбомом для добукварных занятий, прописями и методическими рекомендациями для учителя. Возможно применение для подготовки к школе, а так же на начальном этапе в 1 классе начальной школы.

- Чтение 2-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Ильина С.Ю., Аксенова А.К. Наличие подготовительных упражнений, а также постепенное увеличение объёма читаемых текстов позволяет последовательно формировать основные качества навыка полноценного, сознательного чтения. Учебники организованы на основе принципа сезонно-тематического распределения материала. Возможно применение в 1-4 классе начальной школы.

- Чтение 3-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Возможно применение во 2-4 классе начальной школы.

- Чтение 2-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Воронкова В.В. Возможно применение в 1-4 классе начальной школы. Материал учебника удобен для восприятия, доступен для понимания и пересказа. Оформление учебника адекватно с точки зрения насыщенности зрительного материала; иллюстрации способствуют вызову эмоционального отклика у учащихся с расстройствами аутистического спектра.

- Дополнительное чтение. В целях автоматизации навыка чтения и работы над пониманием рекомендуется предлагать для домашней работы тексты, специально подготовленные для детей с трудностями обучения чтению.

- «Чтение». Т.И. Кондранина Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. 1 класс. Применяется при работе с учащимися с расстройствами аутистического спектра при обучении в 1 - 2 классах на уроках чтения. В пособии используются разнообразные технологии обучения беглому, интонированному чтению, анализу и пониманию прочитанного. Пособие формирует навыки пересказа. Содержит множество занимательных заданий, связанных по смыслу с темой каждого урока.

- «Читаю сам» Книга для чтения детей с нарушением слуха. В 3 книгах. Корсунская Б.Д. "Читаю сам" - три сборника коротких иллюстрированных рассказов. Все тексты представляют собой маленькие завершенные сюжеты, с одной стороны, близкие жизненному опыту ребенка, а с другой - открывающие ему многообразие мира, законы взаимоотношений между людьми, формирующие в ребенке полноценную нравственную личность. Применяется при работе с учащимися с РАС при обучении в 1-3 классах на уроках чтения для детей, имеющих специфические трудности понимания текста и пересказа.

- «Я читаю» Рабочая тетрадь по чтении, в 3 частях. Виноградова Л.А. Пособие опубликовано в научно-популярном журнале «Аутизм и нарушения в развитии». Рабочая тетрадь создавалась и апробировалась при работе со школьниками с расстройством аутистического спектра. В пособии представлены адаптированные тексты, а так же вопросы и задания на понимание прочитанного.

- Пособия для чтения: «Тексты с хвостами», «Тексты с дырками», «Тексты с прятками» и т.д. от издательства «Карапуз». В книгах собраны простые тексты, вопросы и задания, а так же иллюстрации которые могут служить опорой для пересказа

Наши рекомендации