Особенности проведения уроков изложения нового материала, проверки и оценки учебных компетенций обучающихся, повторения и систематизации учебного материала.
Структура уроков изложения нового материала: организация учащихся к занятиям; краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; изложение новой темы; краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов;задание на дом.
Уроки изложения нового материала учителем посвящаются главным образом работе над новым материалом. Такие уроки проводятся преимущественно в средних и старших классах, когда изучается довольно объемистый или сложный материал. В средних классах они обычно проводятся методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. При проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, закрепление же его ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. Большое значение приобретает применение на этих уроках приемов активизации познавательной деятельности учащихся и, в частности, умение учителя придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение материала яркими фактами и примерами, включение учащихся в беседу по их анализу, побуждение приводить свои примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Главным в этих уроках является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников.
Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. По многим предметам эти уроки проводятся с использованием таких методов, как различные виды устного опроса, а также включают в себя проведение небольших письменных работ. Используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и т.д.). После проверки контрольных работ специальные уроки посвящаются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.
Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. Важно, однако, не только определить вопросы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся те параграфы и места в учебнике, которые им следует использовать при подготовке к занятиям. В качестве методов обучения на этих уроках могут использоваться обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
38. Экскурсия как одна из форм обучения, ее значение, методика подготовки и проведения; сущность программированного обучения
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. Экскурсии выполняют следующие функции: реализуется принцип наглядности обучения, учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. Классификация учебных экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения: экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися, экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий, котораявключает в себя: подготовку экскурсии; выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение учебного материала по теме занятий; обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.
Большое значение имеет подготовительная работа к экскурсии и, в частности, четкое определение ее цели. Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. При подготовке к экскурсии необходимо поставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода – он сам или работник предприятия. В последнем случае учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала. В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога. Идея программированного обучения создана для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. Программированное обучение отражает тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности.
В основу общей теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия.
В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые части. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой части следует проверка усвоения. Часть усвоена - переход к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.