Внеклассные формы обучения учащихся и пути их совершенствования в современной школе; информационные технологии обучения.

Вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы называются внеклассными. Для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. К формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся.

В отдельных школах создаются научные общества, объединяющие и координирующие всю кружковую работу, успешно организующие встречи школьников с творческой интеллигенцией, писателями, деятелями культуры и др. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.

Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества проводятся ля стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности, также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Информационные технологии обучения определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития образовательного процесса. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента: технические средства, к ним относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства (компъютерные учебники, видео-фильмы, презентации), которые могут быть различного назначения.

Использование информационных технологий в обучении способствует: развитию личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры); интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки).

40. Педагогическая значимость и методические основы домашней учебной работы школьников, самостоятельная работа обучающихся с учебником и учебной литературой

Введение домашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой.

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя: усвоение изучаемого материала по учебнику; выполнение устных упражнений; выполнение письменных упражнений; выполнение творческих работ по литературе; подготовку докладов по изучаемому материалу; проведение наблюдений; выполнение практических и лабораторных работ; з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу.

Самостоятельная работа с книгой заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений, при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.

Для развития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщения.

Самостоятельная работа с учебником способствует: нахождение ответов на поставленные учителем вопросы; повторение формулировок законов, определений понятий, формул; нахождение вывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы; сравнение рисунков, схем, таблиц в новом параграфе или в новом и ранее изученном; нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом; работа с рисунком, схемой, диаграммой по плану, предложенному учителем; самостоятельная подготовка дома к лабораторной работе с помощью текста инструкций из раздела учебника "Лабораторные работы"; подбор и проведение занимательных опытов, составление к ним вопросов; работа с таблицами для усвоения какой-либо закономерности.

41. Сущность воспитания, его задачи и содержание в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании».

Воспитание — формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности.

Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Основными требованиями к воспитанию являются: соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

Основными составляющими воспитания являются: гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма; идеологическое воспитание, направленное на формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений; нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; эстетическое воспитание, направленное на развитие чувства прекрасного; воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры; воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности; гендерное воспитание, направленное на формирование представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин; семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей; трудовое и профессиональное, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора; экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

42. Понятие о методах, формах и средствах воспитания, их классификация и гуманизация методов воспитания в современных учреждениях общего среднего образования.

Методы воспитания специфические способы и приёмы воспитательной работы, которые используются в процесс организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них таких компонентов личностных качеств как потребностно-мотиварионная, интеллектуально-чувственная, поведенческо-волевая сферы, а также для коррекции и совершенствования их поведения.

Под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды вне учебной деятельности (морально-этическую, экологическую, гражданско-патриотическую, трудовую, общественно-полезную и т.д.), а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода воспитания. Например, средствами метода убеждения выступают разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время, классные часы, диспуты, викторины, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, встречи с известными людьми и т.д.

Приёмы воспитания – это частное проявление метода воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру. Например, приёмами использования метода убеждения являются музыкальное сопровождение беседы с целью создания определенного эмоционального настроя у учащихся; приёмом метода осуждения может служить обращение к нему учителя на Вы.

Методы, приёмы и средства воспитания получают свою логическую и конструкционную завершенность в организационных формах воспитания. Организационные формы воспитания представляют собой внешнюю сторону процесса воспитания, которая характеризуется определенным пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкций, последовательностью этапов, определенным содержание и функциональной спецификой. Например, формами воспитания являются классные часы, информационные часы, конкурсы, викторины, читательские конференции, художественно-эстетические экскурсии и т.д.

И.Ф. Харламов подразделил методы воспитания на основные (метод убеждения, положительно примера, упражнения) и вспомогательные (метод одобрения; осуждения; требования; контроля; переключения на др. виды деятельности).

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи РБ в качестве ведущего на современном этапе метода воспитания указывается метод воспитывающих ситуаций суть которого заключается в формировании обстановки системы отношений, которые вынуждали бы ребенка или коллектив совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника.

Гуманизация воспитания требует: гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.

43. Убеждение и положительный пример как методы воспитания, средства и формы их практической реализации.

Убеждениевыражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. С помощью этого метода формируются взгляды, представления, понятия учащихся, происходит оперативный обмен информацией. Психологической основой метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с моральными предписаниями и общественными требованиями. Именно поэтому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельности, приучать их к обдумыванию своего поведения. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств. Важнейшие средства метода убеждения: формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д.

Положительный пример – использование лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность, заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств. Метод положительного примера оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культуры отношений между людьми, школьник отчетливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры. Это прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Немаловажное значение в воспитании имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники.


Наши рекомендации