Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.
С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.
Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.
Специальная психология изучает причины, сущность и закономерности отклоняющегося (нарушенного) психического развития; психологические особенности детей с недостатками в развитии: познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, личности.
Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из её ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.
В настоящее время в международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Эти названия соотносятся с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия special (особый, индивидуальный) подчёркивает личностную ориентированность этой области педагогики.
Объектом специальной педагогики является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
В качестве предмета изучения специальной педагогики выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Таким образом, цель специальной педагогики – это разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.
Специальная педагогика решает широкий круг задач.
К теоретическим задачам относятся:
▪ Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.
▪ Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
▪ Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.
▪ Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.
К практическим задачам относятся:
▪ Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
▪ Разработка специальных педагогических технологий.
▪ Разработка образовательных и коррекционно-развивающих программ.
▪ Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.
▪ Обобщение передового педагогического опыта.
Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет собственную терминологию, которая отражает её специфику.
В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в « Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», приводятся следующие определения некоторых терминов, используемых в области специального образования.
Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Недостаток - физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжёлый недостаток - физический или психический
недостаток, выраженный в такой степени, что образование в
соответствии с государственными образовательными стандартами
(в том числе специальными) является недоступным и возможности
обучения ограничиваются получением элементарных знаний об
окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания,
приобретением элементарных трудовых навыков или получением
элементарной профессиональной подготовки.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Компенсация психических функций - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорождённого ребёнка происходит за счёт развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.
Термин коррекция может относиться либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, направленной на преодоление какого-либо недостатка (например, коррекция нарушений письма у детей), либо к социальной и образовательной среде (например, корекционно-развивающее обучение).
В последнее время достаточно популярной становится лечебная педагогика, которую правильнее было бы рассматривать как специальную педагогику с медицинским сопровождением.
В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т.к. по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему-либо, а о первоначальном ее формировании.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Специальная педагогическая помощь - деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Долгое время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок. Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и тактичным словарем, соотносится с терминологией, принятой в международном научном сообществе. Медицинские термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, дети с патологией развития), не отражают особых потребностей этих лиц в образовании, поэтому наиболее продуктивным представляется термин дети (лица) с особыми (специальными) образовательными потребностями. Также применяется термин дети (лица) с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе.В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):
лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,
лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие,
лица с нарушениями речи,
лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития,
лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые),
лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением),
лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).
Рассмотрим некоторые статистические данные. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%), второе место - с нарушениями интеллекта (более 20%), третье - с нарушениями речи (около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети 8-13 лет, что связано с поздними сроками выявления отклонений в развитии, преимущественно с началом школьного обучения.
К 2000 году около 15 млн. населения России имело ограниченные возможности здоровья и трудоспособности.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела.[1]
В 2002 году в России насчитывалось 620342 ребенка-инвалида в возрасте до 17 лет. Удельный вес психических расстройств 21,2%, врожденных аномалий – 18%, число детей с отклонениями в развитии составляло 36% от всего детского населения страны.
В 2002-2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений.[2]
Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к их числу относятся:
- сурдопедагогика (отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха),
- тифлопедагогика - (наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения),
- логопедия (наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения),
- олигофренопедагогика (отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей),
- отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
- коррекционная педагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь разрабатывались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным. Менее разработаны вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.
Почти не разработаны проблемы специального образования и социально-психологической поддержки молодежи с ограниченными возможностями и взрослых с ограниченной трудоспособностью.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.
Методами научного исследования в специальной педагогике являются – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование. Также используются методы изучения психолого-педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др.
Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования. Педагогический эксперимент включает несколько этапов:
- постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач;
-разработку методики исследования, методов обработки результатов;
-проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий;
- количественную обработку и качественный анализ данных констатирующего эксперимента;
- формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента;
- проверку эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте;
- трансляцию результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.
Вопросы и задания
Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.
Назовите предметные области специальной педагогики.
Перечислите категории лиц с отклонениями в развитии.
Раскройте содержание терминов и понятий, используемых в специальной педагогике.