Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.

Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.

Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования и является субъектом специального образования. Образовательный процесс, способный удовлетворить потребности такой личности, служит объектом специального педагогического исследования. Предмет специальная педагогика - изучает особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимается поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.
Цель СП – коррекция недостатков, их компенсация педагогическими средствами, абилитация (для новорожденных детей) и реабилитация.

задачи:
1) изучение основных закономерностей, потребностей и особенностей развития личности, имеющей недостатки развития;
2) последующее определение коррекционных и компенсационных способностей каждого отдельно взятого человека с учетом сложности нарушения;
3) создание единой педагогической классификации лиц с ограничениями жизнедеятельности;
4) анализ существующих педагогических методологий, программ, систем, технологий и создание новых;
5) разработка новых коррекционных, компенсационных и реабилитационных программ для лиц с нарушениями развития;
6) разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию и интеграцию лиц, имеющих нарушения развития, помощь в получении профессиональной подготовки;
7) исследование и реализация программ, предупреждающих появление нарушений развития;
8) оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития, и др.

Цель и задачи СО.

Цельюспециального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР (особенностями психофизического развития) через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.

Задачиспециального образования:

-обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОВЗ основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья;

-формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства;

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.

Содержание педагогической деятельности в сфере СО.

Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:

• профилактика;

• диагностика и консультирование;

• педагогическое просвещение;

• участие в психологической и психотерапевтической помощи;

• образовательная и социально-педагогическая деятельность;

• организация и руководство образованием;

• преподавательская деятельность;

• научно-исследовательская деятельность.

Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.

Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:

• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;

• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства.

Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:

• доброта;

• ответственность;

• терпение;

• способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;

• уважение и любовь к своим воспитанникам;

• профессиональная честность и порядочность.

Современная система СО услуг.ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дети, достигшие школьного возраста, имеющие при этом особые образовательные потребности, имеют право на получение образования в соответствии со специальными образовательными стандартами в раз­личных образовательных учреждениях или в домаш­них условиях. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, сложившаяся в тече­ние XX в., представлена преимущественно школами-интернатами, в которых в СССР и в России обучались и обучаются подавляющее большинство детей школь­ного возраста с особыми образовательными потреб­ностями.

Существует 8 видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития.

1) специальное (коррекционное) образовательное уч­реждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

2) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабо­слышащих и позднооглохших детей);

3) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II! вида (школа-интернат для незря­чих детей);

4) специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабо­видящих детей);

5) специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей

с тяжелыми нарушениями речи

6) специальное1'(коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

7) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); -

8) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Выпускники специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений получают образование, соот­ветствующее уровням образования массовой обще­образовательной школы. Исключением является коррекционная школа VIII вида, где существует опре­деленная программа с учетом познавательной сферы умственно отсталых учащихся. По окончании спе­циального коррекционного образовательного учреж­дения независимо от вида учащимся выдаются до­кумент государственного образца или свидетельство. В последнее десятилетие все больше создается спе­циальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутичными чертами личности, с синдромом Дауна и др. В некоторых городах имеются школы санаторно­го типа (лесные) для хронически болеющих или со­матически ослабленных детей.

Образование лиц с нарушением умственного развития (УО).

Обучение и воспитание детей с легкими формами УО направлены на максимальное ослабление недостатков познавательной сферы.

Основные особенности образовательного процесса:• создание наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;• индивидуальный подход;• единство и постоянство требований школы, детского сада, семьи;• приобщение детей труду;• развитие речи и познавательных интересов;• рисование, лепка, конструирование и т. п. и трудовой деятельности;• на ранних этапах обучения —подготовительная работа для развития у детей внимания, познания, формирования фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе.

Успех коррекции зависит:• от раннего выявления УО;• своевременного начала СО.

Обучение детей школьного возраста осуществляется в специальных коррекционных учреждениях VIIIвида по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Главная задача - максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества;особое значение трудовому обучению, проф. Подготовке, формирование положительных личностных качеств, правильной оценки окружающих и самооценки, нравственного отношения к другим.

Многие выпускники специальных (коррекционных) школ VIIIвида обустраивают свой быт, востребованы на рынке труда.

36. Типология специальных учреждений для лиц, имеющих отклонение в развитии.

1. для неслышащих(I вид): воспитание, образование и трудовая подготовка, коррекция и компенсация недостатков их развития. 1-12 классы и подготовительный (нулевой) класс для шестилеток. Наполняемость - 6 человек. Формированию и развитию вербальной речи и мышления, остаточного слуха. Трудовое обучение начинается с 12 летнего возраста и занимает ведущее место в образовательной программе. Лечебно – реабилитационная работа проводится врачами-специалистами: ЛОР, психоневрологом, педиатром и медсестрами, направленая на сохранение остаточного слуха.

2. для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид): воспитание, бразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития, стимулирование детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, лица. С 7 лет в два отделения: для детей с незначительными нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия, дислексия (срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции. Наполняемость классов - 12 человек.При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

3. для незрячих детей (III вид).воспитываются и обучаются тотально слепые дети или с мин. остаточным зрением. Задача- сохранение и - развитие остаточного зрения за счет сохранных анализаторов. 2 типа школ: 10-летняя в объеме 8-лет.ОШ) и 12-летняя (получают среднее образование). Наполняемость - 12 человек. Образовательные программы идентичны программам массовой школы, за исключением физвоспитание, производственная подготовка, рисование и черчение. В основе системы обучения шрифт Брайля.

4. для слабовидящих детей (IV вид).компенсация зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима. Наполняемость - 12 человек в классе.

5. для детей с тяжелой речевой патологией (V вид).с сохранным слухом и интеллектом. Срок обучения - 9-11 лет.коррекция дефектов устной и письменной речи, активизации речевых форм общения. Состав учащихся в конце каждого учебного года пересматривается с целью возможности перевода на основании заключения ПМПК в массовую школу или учреждение иного вида.

6. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид).преодоление двигательных нарушений и подготовка к самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. Наполняемость - до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП организуются специальные классы.

7. для детей с ЗПР (VII вид).в объеме восьмилетней массовой школы. Наполняемость - 18-20 человек.коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения.

8. для детей с УО (VIII вид). В дошкольные (детские дома и сады) принимаются дети с “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель - физическое, умственное и нравственное развитие, подготовка к обучению в специальной школе.школы - за 8-9 лет могут освоить программу 5-6 классу массовой школы, получить доступную специальность

Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения - специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения - специальные ясли, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС.

37. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.Наполняемость групп в зависимости от вида нарушений и возраста (от5-6до 10-12). Задачи: оказание своевремен психолого-педагогической помощи таким детям, консультатив методическая поддержка их родителей, социальная адаптация, формирование предпосылок учебной деятельности.Занятия преимущественно индивуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей.

Интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления массовые детсады должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным оноявляется по отношению к детям, которыеимеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками. Это в: а) в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы; б) в центрах развития ребенка, где осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

Для подготовки детей с отклонениями, не посещ. ДОУ, к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей (см. схему 1).

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьно* му обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности - с учебной деятельностью, но rfi должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и if; новому режиму, и к новой обстановке. Для детей со специальным;' потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении- социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе и|| детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «натчальная школа - детский сад» может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитан НИЯ Детей СОТКЛОНеНИЯМИ В раЗВИТИИ. РебеНОКИМееТ ВОЗМОЖНОСТЬ),

начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке' вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как пра»: вило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально дифференцированный подход к каждому «проблемному» первой' класснику практически с первых дней школьного обучения.

Еще один тип образовательных учреждений, где организуете"!' воспитание и обучение детей со специальными потребностями, 4 образовательное учреждение для детей, нуждающихся впсихолог педагогической и медико-социальной помощи, типовое положние о котором утверждено постановлением Правительства РФ о 31.07.98 №867.

Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консулы тирования; психолого-медико-социального сопровождения; пси холого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной ггдагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждени рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждени специфичен - это дети:

с высокой степенью педагогической запущенности, отказыващиеся посещать общеобразовательные учреждения; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физическог насилия;

вынужденные покинуть семью, в том числе по причине нес"' вершеннолетия матери;

из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также постр" давшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.

Очевидно, что среди перечисленных групп детей встречается н мало детей с отклонениями в психическом или физическом развтии. С ними работают педагоги-психологи, социальные педагог учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинский персонал.

Основные направления деятельности таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста:

диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, са-наторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно- оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5- 6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки детей с отклонениями, не посещ. ДОУ, к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ, а для детей 5-6 лет - на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на все-стороннєє развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды; образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с на-, правлением из лечебно-профилактического учреждения (поликли-. ники, детской больницы, сурдологического центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дети школьного возраста с особые образовательные потребности имеют право на получение образования в соответствии со специальными образовательными стандартами в раз­личных образовательных учреждениях или в домаш­них условиях. Существует 8 видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития.

1) I вида (школа-интернат для глухих детей);

2) II вида (школа-интернат для слабо­слышащих и позднооглохших детей);

3) II! вида (школа-интернат для незря­чих детей);

4) IV вида (школа-интернат для слабо­видящих детей);

5) V вида (школа-интернат для детейс тяжелыми нарушениями речи

6) VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

7) VII вида (с трудностями в обучении - задержкой психического развития); -

8) VII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Выпускники специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений получают образование, соот­ветствующее уровням образования массовой обще­образовательной школы. Исключением является коррекционная школа VIII вида, где существует опре­деленная программа с учетом познавательной сферы умственно отсталых. По окончании спе­циального коррекционного образовательного учреж­дения независимо от вида учащимся выдаются до­кумент государственного образца или свидетельство. В последнее десятилетие все больше создается спе­циальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутичными чертами личности, с синдромом Дауна и др. В некоторых городах имеются школы санаторно­го типа (лесные) для хронически болеющих или со­матически ослабленных детей.

Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики.

Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования и является субъектом специального образования. Образовательный процесс, способный удовлетворить потребности такой личности, служит объектом специального педагогического исследования. Предмет специальная педагогика - изучает особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимается поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.
Цель СП – коррекция недостатков, их компенсация педагогическими средствами, абилитация (для новорожденных детей) и реабилитация.

задачи:
1) изучение основных закономерностей, потребностей и особенностей развития личности, имеющей недостатки развития;
2) последующее определение коррекционных и компенсационных способностей каждого отдельно взятого человека с учетом сложности нарушения;
3) создание единой педагогической классификации лиц с ограничениями жизнедеятельности;
4) анализ существующих педагогических методологий, программ, систем, технологий и создание новых;
5) разработка новых коррекционных, компенсационных и реабилитационных программ для лиц с нарушениями развития;
6) разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию и интеграцию лиц, имеющих нарушения развития, помощь в получении профессиональной подготовки;
7) исследование и реализация программ, предупреждающих появление нарушений развития;
8) оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития, и др.

Цель и задачи СО.

Цельюспециального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР (особенностями психофизического развития) через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.

Задачиспециального образования:

-обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОВЗ основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья;

-формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства;

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.

Наши рекомендации