В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.

Материал. Геометрическая мозаика, к ней карточки с изоб­ражением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрос­лый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и

предлагает сделать соответствующие рисунки, накладывая их на образец.

Поведение ребенка. Правильно подбирает мозаику к

рисунку.

Называет 4 основных цвета.

Материал. 8 однотонно окрашенных предметов по 2 одина­кового цвета, но разной формы (например, красный кубик, крас­ный конус и др.).

Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый показыва­ет ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (Цвет чередуют.)

Поведение ребенка. Правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

Игра

Появляются элементы ролевой игры.

Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.

Методика. Ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20—30 минут.

Поведение ребенка. Отображает какой-либо сюжет, вы­полняет роль, которую определяет словом.

Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Поведение ребенка. На вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

Конструктивная деятельность

Появляются сложные сюжетные постройки.

Материал. Разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.) по 2 шт. каждой формы. Величина материала зависит от места организации занятия ребенка (за столом или на полу), если за столом, дается средний или мелкий материал, если на полу — крупный строитель (можно дать дополнительный материал — машину, мелкие игрушки).

Методика, Ситуация провоцирующая.

Поведение ребенка. Делает сюжетную постройку, на­пример гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.

Изобразительная деятельность

С помощью пластилина, карандаша изображает простые пред­меты и называет их.

Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, дли­ной 4—6 см, диаметром 1,5—2 см.

Методика. Ситуация провоцирующая. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь слепить.

Поведение ребенка. Лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом он должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.




С помощью карандаша или краски изображает простые пред­меты и называет их.

Материал. Лист бумаги (размером с тетрадный лист), ка­рандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.

Поведение ребенка. Изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с пред­метом, названным ребенком.

Навыки.

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завя­зывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Методика. Ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завя­зывать шнурки.

Поведение ребенка. Самостоятельно одевается. Иног­да возможна незначительная помощь со стороны взрослого при зас­тегивании пуговицы или завязывании шнурков.

Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.

Методика. Ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка. При загрязнении' лица или рук сам пользуется салфеткой.

Движения

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально при­поднятую над полом на 30—35 см.

Материал. Палка, веревка, поднятая на указанную высоту.

Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.

Поведение ребенка. Свободно перешагивает через пал­ку или веревку, не задевая их.

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

Аксарина Н. М.Воспитание детей раннего возраста. М., Меди­цина, 1977.

Бисярина В. П.Детские болезни с уходом за детьми и анато-мо-физиологическими особенностями детского возраста. М,., Ме­дицина, 1977.

Воспитаниеи обучение в детском саду/ Под ред. А. В. Запорож­ца, Т. А. Марковой. М., Педагогика, 1976.

Гербова В. В., Максаков А. И.Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., Просвещение, 1985.

Губерт К. Д., Рысс М. Г.Гимнастика и массаж в раннем воз­расте. М., Просвещение, 1981.

Дзержинская И. Л.Музыкальное воспитание младших дошколь­ников. М., Просвещение, 1985.

Дидактическиеигры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., Просвещение, 1985.

Зворыгйна Е. В.Роль взрослого в самостоятельных играх. Дошкольное воспитание, 1982, № 11.

Казакова Т. Г.Рисуют младшие дошкольники. М., Просвеще­ние, 1980.

Каплан Л. И. Посеешь привычку — пожнешь характер. М., Просвещение, 1980.

Кольцова М. М.Ребенок учится говорить. М., Педагогика, 1973.

Кузьмичева А. Т., Шарлай И. В.Детские инфекционные бо­лезни. М., Медицина, 1978.

Лайзане С. Я.Физическая культура для малышей. М., Просве­щение, 1978.

Менжерицкая Д. В.Воспитателю о детской игре. М., Просве­щение, 1982. 4 Правильноли воспитываем малыша. М., Просвещение, 1979.

Родителямо детях / Под ред. А. Тура. Л.', Медицина, 1978.

Теплюк С. Н., Фонарев А. М.Предпосылки трудового воспита­ния (третий год жизни). Дошкольное воспитание, 1983, № 11.

Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова 3. С.Физи­ческое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., Меди­цина, 1978.



СОДЕРЖАНИЕ

От авторов (3)

Особый период детства (5)

Особенности развития и воспитания детей раннего возраста........................ 5

Все формируется впервые (первый год жизни)............................................... 12

Малыш познает окружающий мир.......................................................... 21

В преддверии поры «почемучек»........................................................... 28

Наши рекомендации