Частично надевает одежду (ботинки, шапку).

Методика. Ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагают самостоятельно на­деть ботинки, шапку.

Поведение ребенка. Самостоятельно, без помощи взрос­лого может надеть названные предметы.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

2 года— 2 года 6 месяцев

Активная речь

Говорит многословными предложениями (более 3 слов).

Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужден­но беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время дея­тельности или режимных процессов).

Поведение ребенка. В своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов).

Появляются вопросы: где? куда?

Методика. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности).в_течение 20—30 минут.

Поведение ребенка. Хотя бы раз задает вопрос «где?» или «куда?».

Сенсорное развитие

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в раз­нообразном материале.

Материал. Два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Один ком­плект дают ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый пока­зывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать та­кую же.

Поведение ребенка. Правильно дает взрослому соот­ветствующую фигуру.

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.

Материал. Цветное лото, в котором имеются 4 карточки, ок­рашенные в основные цвета, и 4 карточки с изображением разнооб­разных предметов таких же цветов (брать изображения знако­мых предметов, которые в занятии не использовались).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрос­лый раздает ребенку карточки 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же 4 цвета (цвет че­редуют). Затем спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.

Поведение ребенка. Правильно подбирает по 2 картин­ки каждого цвета.

Игра

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий(2-—3).

Материал. Пособие для игры в доктора, парикмахера, бы­товые игры.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Подобра­ны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены произвольно.

Поведение ребенка. Дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последо­вательность в выполнении действий.

Конструктивная деятельность

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и назы­вает их.

Материал. Строительный материал разнообразной геомет­рической формы (10—14 шт.) по 2 шт. каждой.

Методика. Ситуация провоцирующая. Специально органи­зованное занятие со строительным материалом. Ребенку дают на­бор строительного материала и предлагают что-либо построить.

Поведение ребенка. Делает 1 —2 простые сюжетные



постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть по­хожа на называемый предмет (например, стол, стул, кровать, дом %. и др.).

Навыки

Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Методика. Ситуация естественная (во время одевания пос­ле сна или при сборе на прогулку).

Поведение ребенка. Самостоятельно надевает рубашку, штаны, колготки, шапку, пальто.

Ест аккуратно.

Методика. Ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка. Ест аккуратно, не пачкает одеж­ду, не оставляет грязь на столе.

Движения

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально при­поднятую на 20—28 см.

Материал. Палка или веревка.

Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предла­гает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см.

Поведение ребенка. Перешагивает свободно, не заде­вая палку или веревку.

2 года6 месяцев— 3 года

Активная речь

Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринуж­денно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему.

Поведение ребенка. Хотя бы раз в своей речи употреб­ляет придаточное предложение.

Появляются вопросы: почему? когда?*

Методика. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20—30 минут.

Поведение ребен-ка. Хотя бы раз употребляет вопрос «почему?» или «когда?».

Сенсорное развитие

Наши рекомендации