В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению.
Материал. Геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и
предлагает сделать соответствующие рисунки, накладывая их на образец.
Поведение ребенка. Правильно подбирает мозаику к
рисунку.
Называет 4 основных цвета.
Материал. 8 однотонно окрашенных предметов по 2 одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.).
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (Цвет чередуют.)
Поведение ребенка. Правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
Игра
Появляются элементы ролевой игры.
Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.
Методика. Ситуация провоцирующая. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20—30 минут.
Поведение ребенка. Отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом.
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
Поведение ребенка. На вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
Конструктивная деятельность
Появляются сложные сюжетные постройки.
Материал. Разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.) по 2 шт. каждой формы. Величина материала зависит от места организации занятия ребенка (за столом или на полу), если за столом, дается средний или мелкий материал, если на полу — крупный строитель (можно дать дополнительный материал — машину, мелкие игрушки).
Методика, Ситуация провоцирующая.
Поведение ребенка. Делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.
Изобразительная деятельность
С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.
Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4—6 см, диаметром 1,5—2 см.
Методика. Ситуация провоцирующая. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь слепить.
Поведение ребенка. Лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом он должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.
Материал. Лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.
Поведение ребенка. Изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.
Навыки.
Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Методика. Ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Поведение ребенка. Самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.
Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.
Методика. Ситуация естественная (во время кормления).
Поведение ребенка. При загрязнении' лица или рук сам пользуется салфеткой.
Движения
Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30—35 см.
Материал. Палка, веревка, поднятая на указанную высоту.
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.
Поведение ребенка. Свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.
СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ
Аксарина Н. М.Воспитание детей раннего возраста. М., Медицина, 1977.
Бисярина В. П.Детские болезни с уходом за детьми и анато-мо-физиологическими особенностями детского возраста. М,., Медицина, 1977.
Воспитаниеи обучение в детском саду/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., Педагогика, 1976.
Гербова В. В., Максаков А. И.Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., Просвещение, 1985.
Губерт К. Д., Рысс М. Г.Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М., Просвещение, 1981.
Дзержинская И. Л.Музыкальное воспитание младших дошкольников. М., Просвещение, 1985.
Дидактическиеигры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М., Просвещение, 1985.
Зворыгйна Е. В.Роль взрослого в самостоятельных играх. Дошкольное воспитание, 1982, № 11.
Казакова Т. Г.Рисуют младшие дошкольники. М., Просвещение, 1980.
Каплан Л. И. Посеешь привычку — пожнешь характер. М., Просвещение, 1980.
Кольцова М. М.Ребенок учится говорить. М., Педагогика, 1973.
Кузьмичева А. Т., Шарлай И. В.Детские инфекционные болезни. М., Медицина, 1978.
Лайзане С. Я.Физическая культура для малышей. М., Просвещение, 1978.
Менжерицкая Д. В.Воспитателю о детской игре. М., Просвещение, 1982. 4 Правильноли воспитываем малыша. М., Просвещение, 1979.
Родителямо детях / Под ред. А. Тура. Л.', Медицина, 1978.
Теплюк С. Н., Фонарев А. М.Предпосылки трудового воспитания (третий год жизни). Дошкольное воспитание, 1983, № 11.
Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова 3. С.Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., Медицина, 1978.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов (3)
Особый период детства (5)
Особенности развития и воспитания детей раннего возраста........................ 5
Все формируется впервые (первый год жизни)............................................... 12
Малыш познает окружающий мир.......................................................... 21
В преддверии поры «почемучек»........................................................... 28