Методология педагогической науки
Термин «методология» — греческого происхождения. Он означает дословно «учение о методе» или «теория метода». Методология занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.
Понятие «методология» является сложным и не всегда понимается однозначно. Оно употребляется прежде всего в широком смысле общей методологии наук. В таком случае это понятие означает исходную философскую позицию научного познания, общую для всех14
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
научных дисциплин. Универсальной научной методологией является сочетание материалистической и идеалистической философии, изучающих законы развития общества, природы, мышления и давших формулировки:
- закона перехода количества в качество,
- закона отрицания отрицания,
- объективных экономических законов (например, соответствия производственных отношений характеру производительных сил)_.
В более узком смысле слова «методология» означает теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах. В.А. Што-фер определяет ее так:
«В отличие от методологии в широком философском смысле, методологии, заостряющей внимание на анализе методологической роли и эвристического значения главным образом онтологических принципов, законов и категорий, методология науки в более узком смысле является частью гносеологии; она представляет собой теорию научного познания и призвана изучать закономерности сложного процесса познания в тех его многообразных и взаимосвязанных формах и проявлениях, которые характерны для науки».
Методология педагогики — это система знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.
Следует различать понятия методология и методика. Понятие «метод» применяется в узком смысле слова. Чаще всего оно означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в педагогике — метод научного наблюдения, метод опроса, метод моделирования и т.п. То есть методика = техника. Термином методика мы обозначаем различные конкретные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется более глубокое познание педагогических явлений и процессов.
В философской литературе нет общепринятого определения методологии. Ее иногда определяют как совокупность приемов исследования, как учение о методах научного познания и преобразования мира. Но действительное содержание методологии шире. Методология — это система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа.
Своеобразие методологических принципов заключается в том, что теоретическое обоснование их выходит за границы, задачи и воз-
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
мощности науки, в которой они используются, а каждый такой принцип представляет теоретическое знание, играющее роль метода.
Методология педагогики — это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т.е. о познании. Она включает:
- учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;
- исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, гипотезы, концепции), имеющие методологический смысл;
- учение о методах педагогического познания (методология в
узком смысле этого слова). Короче говоря, методология образования — это:
- философия образования;
- его идеология (например, идеология гуманизма);
- гносеология, т.е. теория познания.
Современная российская образовательная система находится в состоянии глубокого кризиса, но активно пытается выбраться из создавшегося положения. Образование не удовлетворяет потребности общества и личности.
Его кризис — двусторонний:
- кризис институтов образования;
- личностный кризис в образовании, который долгие годы многие не хотели замечать.
Кризис институтов образования объясняется слабой экономикой страны, осуществляющей финансирование школ и вузов по «остаточному принципу», низким уровнем подготовки кадров и методологией (содержательный кризис, побуждающий менять содержание образования). Лучшие кадры - те педагоги, для которых учительская деятельность является смыслообразующим началом в жизни, несмотря на нищенскую зарплату. Но много ли таких в нашем обществе? Содержание же образования надо менять, так как общество развивается и необходимо учитывать динамику жизни. В высшей школе преподают науки, в школе — основы наук. А знания, преподносимые студентам в вузе, нередко находятся на уровне классической науки конца XIX в. То есть ядро знаний является устаревшим, не соответствует действительной картине мира. Содержание образования надо менять и потому, что меняются ценностные ориентации в обществе.
Основными вопросами реформирования школы всегда были:
- демократизация образования (всегда хотели создать общедоступную гуманизированную, обращенную к личности ребенка школу);
- модернизация школы (обновление содержания образования и укрепление его связей с наукой);16
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• укрепление связей школы с практикой, с жизнью;
• политехнизация, связь с трудом (а результатом обычно была технократизация школы);
• создание русской национальной школы;
• повышение воспитательных функций школы. Все это очень глобально, и ни одна из реформ не оказалась способной решить эти проблемы. Все реформы провалились. Почему? Каковы уроки школьных реформ?
• Несоответствие между высшей и средней школой.
• Главная причина была в том, что субъектом педагогической деятельности являлся учитель; реформы же задумывались не учителем, а без достаточного обоснования спускались сверху. Реформы осуществлялись по принципу «ты это должен сделать», а не «ты это можешь сделать».
• Не было должного концептуального обоснования, реформы осуществлялись директивно.
В советское время многие талантливые педагоги из школы были изгнаны, а пришедшие на смену им выпускники рабфаков не творили, а просили вышестоящие органы о тиражировании методических указаний. Так родились авторитарные отношения не только между Наркомпросом и учительством, но и между педагогами и учащимися, и между педагогами внутри учительского коллектива.
В мировой педагогической литературе иначе объясняют причины неудач реформ. Там тоже отмечают отсутствие концепции развития образовательных систем, но называются еще две причины:
• игнорирование в реформах воспитательной проблематики;
• несостоятельность установки на технические средства обучения как главное в школе (практика показывает, что наличие ТСО и компьютеров существенного влияния на качество знаний не оказывает; например, в 1992 г. было проведено тестирование учащихся 18 стран, оказалось, что российские школьники по знанию математики — на 4-м месте, по естественным наукам — на 5-м, а американские школьники — на 9-м, хотя техническая оснащенность их школ намного выше, чем российских).
Критические оценки реформы российской школы на Западе намного сильнее. Там отмечается дефицит радости в школе, авторитарность воспитания, принудительный характер обучения. Общество, не имеющее ценностных ориентации, имеет и шаткую систему воспитания. Так считается на Западе. У нас есть концепция пассивного человека, а отсюда и авторитаризм школы. Иными словами, причины некачественного образования — методологические.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка-ученика, воспринимает его только через отношения к учебе, через призму учения. Таким образом, мы видим в ребенке не субъект образования, а объект. А надо видеть личность, субъект образования, способный на:
• самооценку,
• самопознание,
• самоопределение,
• саморегуляцию,
• саморазвитие,
• самореализацию,
• самоутверждение, и проявляющий:
• ответственность,
• активность.
Без этих свойств не может быть личности как субъекта педагогической деятельности. Эта проблема настолько важна, что в Европе возникло движение антипедагогов, желающих защищать ребенка от любых воспитательных функций. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. Они создали антипедагогический образ ребенка и антипедагогическую модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно, и не является объектом воспитательных действий. Таковы рассуждения, например, австрийской ассоциации «Дружба с детьми». В этой, на первый взгляд, доброжелательной теории есть много сомнительного.
Если считать, что воспитание — это не насилие взрослых, разрушающее личность ребенка, а процесс жизнетворчества, то ситуация станет приемлемой для всех, потому что нет единых рецептов воспитания. Нельзя ни изгонять воспитанием, ни перенасыщать им школу. Но оно должно всегда иметь место в школьной среде. О важности если не приоритета, то самого факта воспитания говорит, например, следующий факт. Один американский директор школы посылал каждому учителю, которого брал на работу, следующее письмо.
Уважаемый учитель!
Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
~ как образованные инженеры^ строят газовые камеры; ~ как образованные врачи отравляют детей; - как образованные медсестры, убива\ "
Комсомольского-на-Амуре18
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин.
Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогите ученикам просто стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению чудовищ, умелых психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо и арифметика важны только тогда, когда они помогают нашим детям стать человечными.
Глобальная функция воспитания в школе — сохранение, передача и воспроизводство культуры. Вторая функция — обеспечение исторического процесса смены поколений, т.е. социализация личности, обеспечение вхождения ребенка в жизнь. Ведь этот процесс — весьма противоречив и труден. Мы ведь нередко выпускаем из школы маргиналов — людей, «не вписывающихся» в общество. Третья функция воспитания — развитие творческого потенциала личности, защита и охрана ребенка.
Таким образом, воспитание имеет три фундаментальные функции:
- созидательно-культурную,
- социализации и адаптации,
- человекообразующую.
Отсюда ясно, что от воспитательных функций школу освободить нельзя.
Выход из сложившегося кризиса видится в следующих вариантах.
• Нужно укрепить школу, усилить воспитательную проблематику в ее деятельности, повысить ответственность и дисциплину учащихся.
• Нужно гуманизировать школу, перенести акцент в ее деятельности на ученика, на его поддержку и развитие.
• Нужно освободить школу от воспитательных функций, защитить ребенка, т.е. сформировать вариант «свободной школы».
• Нужно восстановить в образовании исторические традиции российской школы.
Последний вариант представляется наиболее интересным, так как он реализуется в обращенности реформаторов к тому, что было в России в XIX в. (лицеи, гимназии), в восстановлении замечательной системы гуманитарного образования. Восстановительные процессы характерны не только для России. Например, в США — это «Школа завтрашнего дня» Дональда Ховарда. Дословно реформа (reforma) — это возвращение к тому лучшему в образовании, что было накоплено раньше. Школа Ховарда — именно такая. Она реализует 4 принципа реформирования:
возвращение к религии (человек создан Богом, а не произо-от обезьяны);.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
• возвращение к основам (к общечеловеческим ценностям, к нравственности);
• возвращение к семье, к родителям (семья воспитывает, а школа помогает);
• возвращение к индивидуальности ребенка. Наиболее актуальными проблемами реформирования российской системы образования являются следующие:
• возвращение ей образованных человекообразующих и куль-туросозидательных функций;
• усиление роли образования в процессах социализации и развития личности;
• создание условий для адаптации учащихся к жизни (адаптация должна рассматриваться как гармония, а не приспособление; т.е. адаптивный значит гармонизированный);
• социальная защита и поддержка человека системой образования.
Все перечисленное определяет требования социального заказа, хотя и нечетко, но все-таки обрисованного в Национальной доктрине образования. Ведущая роль в выполнении этого заказа принадлежит учителю, в деятельности которого много значит Я-концепция: Я — хочу, Я — могу,
Я — знаю, как это сделать.
Здесь не присутствует «Я должен». Главное — «Я хочу» и «Я могу».
Г.И. Батурина считает, что под методологией следует понимать систему знаний, определяющих пути и перспективы развития соответствующей области научного знания и способы повышения качества и эффективности науки.
В структуру методологии входят:
• методы и технологии организации научного поиска;
• критерии качества и эффективности законченных научных исследований (новизна, концептуальность, достоверность, готовность результатов к внедрению в практику);
• определение места конкретной науки в системе научного знания: выявление объективной области, определение предмета исследования, что позволяет выявить специфику рассматриваемой науки; способы определения проблем исследования, формулировки гипотез и достоверных результатов; ' • разработка исследовательских концепций, методологических принципов и ориентиров конкретных научных работ;
• исследование логики становления научного знания в этнопе-дагогике с целью выявления тенденций развития и возмож-20
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ностей экстраполяции полученных результатов на прогнозирование этого развития (рефлексия) и др.
Методологическая культура учителя проявляется в поиске новых подходов к образованию, новых методик, новых воспитательных систем. Методологическую культуру следует рассматривать как часть общей педагогической культуры учителя.
По отношению к культуре существуют три подхода:
- аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей);
- деятельноетно-творческий (главное в культуре — те способы деятельности, которые нужны для творческого развития);
- личностный (мера культуры — ее носитель, хранитель и «раз-виватель», т.е. человек).
Педагогическая культура — сущностная характеристика личности педагога, способов его педагогической деятельности и тех ценностей, которыми он в ней руководствуется (три подхода как бы «замоноличены»). Единственным способом развития культуры является диалог. Об уровне культуры общества можно судить по отношению общества к детям. Нельзя сказать, что есть или нет педагогической культуры: она есть всегда.
Другое дело — на каком уровне? А педагогического мастерства может и не быть. Посредством понятия «педагогическая культура» мы характеризуем и общую культуру общества, т.е. социокультур-ную ситуацию. На состояние и развитие педагогической культуры влияют:
- экономика страны;
- информационная культура;
- нравственная культура;
- религиозная культура;
- национальная культура.
Национальная культура выступает как совокупность национальной психологии языка, обычаев и традиций. Религиозность создает особый фон: нравственная стабильность, нравственность, природо-сообразность. Нравственная культура проявляется прежде всего в отношении к человеку (при социализме мы стремились сформировать управляемую, а не саморазвивающуюся личность; педагогическое насилие проявлялось даже в том, что все дети должны были стать пионерами, вступить в комсомол, получить среднее образование и т.п.). Информационная культура — это открытость и доступность информации, ее деполитизация и деидеологизация, альтернативность информационных процессов. Экономика страны тоже не в стороне от педагогики; например, в условиях рынка меняется иерархия учебных дисциплин, рынок требует людей талантливых, спо-
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
собных менять сферы деятельности, честных, нравственных, деловитых, он требует образования для жизни, а не для ума. Выявляют 4 аспекта педагогической культуры:
- область отношений взрослых и детей как сфера человеческой практики, способ передачи жизненного опыта и национальных ценностей культуры;
- область педагогического знания, включающая определенную систему педагогических ценностей, педагогической теории, педагогического мышления, опыта творческой деятельности, в которых интегрирован совокупный духовный опыт в сфере обучения и воспитания;
- сфера профессиональной деятельности, включающая профессиональные знания, умения и т.п.;
- личностная характеристика каждого педагога, его позиций, качеств, поведения.
В общей структуре педагогической культуры учителя методология находится во втором блоке, где присутствует опыт творческой деятельности. Методологические знания — это те знания, которые помогают философскому осмыслению образовательных процессов и формированию концептуального отношения к педагогической деятельности.
По мнению американских педагогов, современный учитель должен иметь:
- знания о процессах развития и восприятия у детей;
- знание основного предмета своей будущей специальности;
- понимание взаимосвязи между содержанием предмета и способностью детей к его восприятию;
- понимание особенностей учащихся и умение пользоваться современными методиками.
В этой схеме нет методологических знаний. Есть только знание теории и знание методики. Философии образования здесь нет. Особенность российской педагогики — наличие философии. Методологические знания о педагогике:
- знание о человеке, о его сущностных характеристиках, какого человека формирует образование;
- знание о социальной среде, о культурной и духовной жизни общества, т.е. знание условий, в которых функционирует образование;
- знание о закономерностях функционирования образовательной системы;
~ знание о методологии педагогики как науки;
~ знание об учителе и сущности педагогической деятельности;22
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• знание о сущности самого процесса образования (понимание образования как общественной и личной ценности, как процесса, как системы, как результата).
Совокупность всего этого составляет философию образования. А конкретно каждый вырабатывает свою доктрину.
Многие из фрагментов, перечисленных выше, уже объединены в теории:
• «гуманистическая философия»,
• «теория систем»,
• «культурологический подход»,
• «эдукология» (наука о закономерностях образования). Часть из них сформировалась четко, часть — в стадии становления.
Гуманитарность, а не технократизация должны преобладать в общем среднем образовании. А. Эйнштейн считал, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. А И. Кант утверждал, что каждый человек должен искать ответы на вопросы:
• Что я могу знать?
• Что я могу сделать?
• На что я могу надеяться?
• Что такое Человек?
В зависимости от ответов на эти вопросы общество воевало или возрождалось. В США установлено, что в 30-35 лет человек интересуется гуманитарными знаниями вдвое больше, чем в 18-20 лет.
Таким образом, методология педагогической науки — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология педагогики определяет общие подходы к познанию и использованию закономерности обучения, воспитания, развития личности. Объектом педагогической методологии является познание явлений обучения, воспитания и развития ребенка как личности. Предметом методологии педагогики являются закономерности процесса формирования нового человека (личности).
В заключение приведем два определения педагогической методологии, которые можно рассматривать как классические:
Метод — не внешняя форма, но душа и понятие содержания.
Г. Гегель
Методология — наука о путях познания педагогических явлений, закономерностей социализации, обучения и воспитания.
И.Я. Лернер
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
1.2. Парадигмы образования
Из всякого ребенка можно сделать человека.
Я.А. Каменский
1.2.1. Истоки многообразия парадигм
В дословном переводе с латинского слово «парадигма» означает «пример». В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования. Существует великое множество образовательных парадигм. И.А. Колесникова их многообразие увязывает с педагогическими цивилизациями; по ее мнению, человечество прошло стадии природной педагогики и репродуктивно-педа-гогической цивилизации и вступает в креативно-педагогическую цивилизацию.
Археологические, этнографические, антропологические и другие свидетельства позволяют предполагать, что на первом этапе «педагогическая деятельность» была органично вплетена в естественный поток жизни взрослого и ребенка. Каждый член общности был причас-тен к передаче и приобретению знаний, умений, навыков, опыта отношений, необходимых, чтобы выжить. По времени природная педагогика соответствует первобытному обществу. А природа и человек выступали как информационный знак. В процессе передачи опыта трудовой деятельности осуществлялось формирование именно человеческого образа жизни. Ребенок и его воспитатели жили не прошлым и будущим, а «здесь и сейчас», пользуясь теми знаниями, умениями, навыками, которые требовались в каждый конкретный момент, выполняя лишь те социальные функции, которых требовала ситуация. Регуляция поведения была регламентирована инстинктом. Вопроса о содержании обучения и воспитания не существовало.
Как только наметилась осознанная дифференциация научения по половой принадлежности, трудовой специализации, физическому развитию, функции в семье, человечество продолжило свой путь уже в рамках репродуктивно-педагогической цивилизации. Ее отличительная черта — целенаправленная передача опыта «отцов» «детям» средствами специально организованного педагогического процесса. Человеческие общности стали изобретать, воспроизводить, совершенствовать наилучшие для своих условий способы передачи информации от поколения к поколению.
К настоящему времени произошло почти полное замещение природных способностей человека к познанию мира с помощью самого себя искусственными устройствами, «неживой» природой. В итоге У*е с конца XX в. человек обречен на посредничество в приобретении знаний. Между ним и миром стоит своеобразная «дидактичес-24
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
кая стена», степень проницаемости которой в плане «чистоты ин-, формации» бывает самой различной. Идет постоянное ослабление,; затухание, искажение информационных сигналов, исконно связы-i вающих человека с природой. \ Содержание опыта, приобретаемого в учебных заведениях, становится все более оторванным от .реальных нужд и потребностей человеческой индивидуальности. В рамках репродуктивно-педаго-гической цивилизации речь идет о выработке неких условных, кон-| венциональных требований к содержанию образования и критериям образованности. Специалисты «договариваются» о том, какой объем знаний, умений, навыков, отношений, оценочных суждений следует считать эталонным, каковы те поведенческие нормы, которые характеризуют ожидаемый эффект воспитанности, сохраняется ли при этом качество человека как космо-биосоциального феномена, никого особо не заботит, ибо на этой ступени педагогической цивилизации акцент делается прежде всего на социальных задачах обучения и воспитания. Природное, а тем более космическое начала отступают на задний план. Вследствие нарушения допустимой для человека информационной меры нарастают процессы его отчуждения от знаний. Включаются защитные механизмы, ограждающие от избыточности предлагаемого содержания. Это — своеобразная плата человеческого познания за пренебрежение природой.
Внутренние ресурсы репродуктивно-педагогической цивилизации исчерпаны, и мы вынуждены, по мнению И.А. Колесникова, сделать шаг вперед, в следующую цивилизацию — креативно-педагогическую.
Можно предположить, что в связи с необходимостью овладения механизмами целостного информационно-энергетического обмена в системе «Человек — Космос» стремительно возрастет рефлексивная культура. Должны и будут освоены ненасильственные способы решения конфликтов разного уровня в системе «Человек — Человек», найдены экологически щадящие формы взаимодействия в системе «Человек — Природа».
Полагаем, что на этапе креативно-педагогической цивилизации совокупным субъектом-объектом воспитания выступит человеческое сообщество, взятое в целом. Таким образом, произойдет возврат каждого индивида к естественной педагогической деятельности как сотворчеству взрослого и ребенка, универсальному способу бытия, в недрах которого будет осуществляться осмысление и оценка инновационного опыта. Педагогика мероприятий уступит место педагогике бытия. Наступит эпоха школы творчества в широком, философском ее понимании.
Переход в третью педагогическую ситуацию потребует кардинальной смены профессионально-педагогических установок и стереотипов, открытия иных смыслов деятельности учителя-практика. Предстоит ревизия всех ныне существующих моделей образовательных систем по критерию «человечности». Сохранив возможности, открытые научно-техническим прогрессом, человек с неизбежностью должен будет вернуть себе естественные каналы взаимодействия с природой, с другими людьми. Только тогда, может быть, будет вновь обретена та мера информации, которая дает живое объемное знание, необходимое для гармонии с миром. Все это приведет к кардинальному пересмотру содержания образования и смысла обучения.
В этих поисках своего рода путеводной звездой станет то, что сегодня называют педагогической парадигмой, формирование которой -происходило и происходит по мере освоения человеческими сообществами различных способов взаимодействия с миром. Ни одна из существующих парадигм образования не может быть названа худшей или лучшей. Каждая из них отвечает тому или иному восприятию мира и педагогических объектов, пониманию их существа, построению учебно-воспитательного процесса.
Если считать, что образование должно быть вне политики и брать за основу только контекст культуры, то в соответствии с тремя подходами к культуре можно выделить и три концептуальные модели образования.
Подходы к культуре:
- ценностный (аксиологический);
- деятельностный: культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей;
- личностный: культура воплощается в определенном типе личности, ее свойствах. Соответствующие им парадигмы образования:
• традиционалистко-консервативная. Слово «консервативный» употребляется здесь в позитивном смысле (сохранение, стабилизация культуры с помощью образования);
• рационалистическая, которая соответствует деятельностному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;
• феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку, как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.
То есть парадигмы различаются по целям, которые ставятся пе-Ред образованием; во-вторых, по пониманию функций школы; поспособам достижения целей; по характеру педагогического взаимодействия, особенно по позиции ученика в образовании. Каждая из этих парадигм ставит свои вопросы перед образованием:
- о функциях школы как социального института;
- об эффективности системы образования;
- о приоритетах школы;
- в чем состоят общественно значимые цели образования;
- какие знания, умения, навыки являются ценными и для кого или каким должно быть образование в современном мире.
Сравнительную оценку различных образовательных парадигм дал В.Я. Пилиповский. Выбор парадигмы образования определяют бинарные оппозиции:
Педагогический процесс
Взаимоотношения
личность
социум
авторитарные
гуманистические
Содержание
Педтехнологии, рассчитанные на передачу
знаниевое
развивающее
Ориентация школ
культурно-исторического материала
культурно-генетического творческого потенциала
на государство
на демократическое общество
Известно, что воспитание личности базируется на различных ценностях:
• трансцедентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности — Истине, Богу);
• социоцентрических (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, согласие, гуманность и др.);
• антропоцентрических (самореализация, гедонизм, польза, искренность, автономность, индивидуальность).
Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Парадигма в педагогике может рассматриваться в более частном смысле, который помогает конкретизировать достаточно общие понятия. В качестве парадигм традиционной педагогики И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов рассматривают следующие:
• формирующее воспитание, согласно которому ученики целенаправленно усваивают социально заданные и идеологически ориентированные качества;
• ученик — объект педагогических воздействий, а учитель — исполнительный субъект с ограниченной инициативой в рамках директивных указаний управленческих органов;
• функциональное взаимодействие в педагогическом процессе, когда каждому из его участников предписываются определенные ролевые обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;
• внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника, которая становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности и которая приводит к игнорированию внутреннего мира личности при осуществлении педагогического воздействия;
• прямой (императивный) стиль управления деятельностью учащегося, для которого характерны монологизированное воздействие, пресечение инициативы, творчества воспитанников;
• стандартизация образовательного процесса, при котором содержание и технология обучения ориентированы преимущественно на возможности среднего ученика.
Традиционное педагогическое мышление пользуется набором этих и других парадигм в качестве незыблемой основы педагогической деятельности. В основе концепции личностно ориентированного образования, особенно популяризируемой Ростовским педагогическим университетом, заложен набор парадигм, отличающихся своей гуманистической ориентацией, т.е. направленностью на не наносящие вреда личности педагогические действия, а также своей вариативностью, подверженностью творческому переосмыслению. В связи с этим научная функция педагогики выступает в качестве предписания и регулятора, имеющего доказуемую основу и определяющего развитие педагогической практики с позиций признания ценности человеческой личности.