Методология и методы педагогической науки

Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики.

Педагогика определяется как наука о воспитании. Процесс воспитания – процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание как процесс передачи соц опыта от старших поколений к младшим.Т.о. педагогич процесс с тчк зрения педагогики явл познаваемым,для его описания педагогика исп-т ряд спец терминов – категорий.

Осн категории педагогики: - ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле – передача жизнен опыта, в узком смысле – формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе)

- ОБРАЗОВАНИЕ – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необход-х для жизни и разнообразной деят-ти

- ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика

- РАЗВИТИЕ – создание благоприятных усл-й для актуализации природных способностей и склонностей

- ФОРМИРОВАНИЕ – педагогич-е действия по созданию динамич-х стереотипов в интеллект-й и нравтс-й сферах

- САМООБРАЗОВАНИЕ и САМОВОСПИТАНИЕ – педагогич-е процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности)

Понятие о системе педагогических наук и основных отраслях педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Система педагогич-х наук:

Общая педагогика

(дошкольная пед-ка, школоведение, педагогика высшей школы, сравнительная педагогика, педагогика семьи, профессиональная педагогика, этнопедагогика)

История педагогики

(этнопедагогика)

Дидактика

(частные методики)

Дефектология

(логопедия, сурдопедагогика, олигофренпедагогика, флопедагогика)

Теория и практика воспитания средставами

(искусства, труда, соц-й деят-ти, физкультуры и спорта, досуговой деят-ти, учебной и познават-й деят-ти)

Человек сущ-во биосоц-е.Педагогика тесно связана со многими отрасляи знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей:

- науки о человеке как соц-м существе (история, философия, психология, искусствознание, этнография, экономика, религиоведение и т.д.)

- науки о человеке как о биологическом существе (биология, медицина(анатомия, психология, мед. психология и т.д.))

- точнее науки, техника (математика, статистика, ТСО, технич-е ср-ва: кино, фото, звуко и видеозаписи)

Проблема целеполагания в педагогике. Понятие и социальная обусловленность цели воспитания.

Воспитание – это целенаправленный процесс. Цель воспитания обуслов-на потребностью общества. Осн-я проблема в целеполагании: 1. Хотя цель сущ-т всегда, она не всегда осознаётся субъектом и объектом воспитания(особенно у непрофес-х педагогов. Надо уточнить цель у педагога, чтобы он осознал её – это актуально для обоих субъекта и объекта; это многое объясняет для педагога, а он в свою очередь объясняет воспитаннику). 2 поскольку на государственном уровне цели воспитания имеют политический характер

Методология и методы педагогической науки.

На 3-м курсе – курсовая. Мои методы: - наблюдение, анализ, использование лит-ры, исследование

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Общая методология педагогики предполагает учёт: - Основных положений и принципов материалистической диалектики; - Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся; - Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества; - Закона отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку; - Основных категорий материалистической диалектики;

- Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;

- Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;

- Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична.

Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:

- Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него.

- Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

- Единства воспитания и самовоспитания личности.

Частная методология педагогики предполагает учёт: Закономерностей; Принципов; Методов обучения и воспитания.

Основные методологические подходы в педагогике: 1. Системный подход Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. 2. Личностный подход Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. 3. Деятельностный подход Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию). 4. Полисубъектный (диалогический) подход Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. 5. Культурологический подход Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. 6. Этнопедагогический подход. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. 7. Антропологический подход Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. 8. Компетентностный подход Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Наши рекомендации