Методология педагогической науки и педагогической деятельности

Технологическая карта

Ф.И.О.:

Наименование образовательной программы, профиль:

Год обучения, группа:

Семестр:

Наименование дисциплины: Введение в специальность

Количество часов на дисциплину:

Количество аудиторных часов на дисциплину:

Ф.И.О. преподавателей: Фатуллаева М.Р.

Утверждено на заседании кафедры 8 сентября 2011 г. протокол № 1

Вид Контрольное мероприятие Аудиторная или внеаудиторная Баллы Сроки выполнения  
1. Лекция Конспект лекции Аудиторная 0,5 (1,5) 3 сем.    
  Семинар Участие в играх, ответ на блиц-опросах, активная работа на занятии Аудиторная 2 (4) 3 сем.    
  Самост. работа Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. 1.Составьте таблицу, в которой укажите этапы развития педагогики, основоположников педагогики, их основные педагогические идеи.     Внеаудиторная Минимум – 2 балла Максимум –5 баллов До 19.09.12
  Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. 2. Составьте схему связей педагогики с другими науками Внеаудиторная Минимум – 2 балла   До 26.09.12
  Методология педагогической науки и педагогической деятельности Сформулируйте тему исследования. Определите актуальность, проблему, объект исследования, его предмет, цель, задачи и гипотезу исследования. Обозначьте значение вашего исследования для науки и практики.     Внеаудиторная Минимум – 5 балла Максимум –10 баллов До 3.10.12
  Самост. работа Определение и основные характеристики педагогического процесса Разработайте правила реализации принципов целостного педагогического процесса. Внеаудиторная Минимум – 3 баллов Максимум–5 баллов До 10.10.12
      1 точка      
  Итого:
2. Лекция Конспект лекции Аудиторная 0,5 балла (максимум 1,5 баллов) 3 сем.  
  Семинар Участие в играх, ответ на блиц-опросах, активная работа на занятии Аудиторная 2 балла (максимум 6 баллов) 3 сем.  
  Самост. работа Проектирова ние педагогичес кого процесса Проанализируйте один из проектов развития образовательного учреждения с позиций методологии проектирования.   Внеаудиторная Минимум – 5 баллов Максимум –10 баллов До 17.10.12
  Понятие субъекта педагогического процесса. Найдите в учебниках педагогики и психологии материал по характеристике школьников разного возраста. Заполните таблицу (границы возраста; социальная ситуация развития; личностные новообразования, характерные для возраста; основные противоречия развития; прогноз трудностей в работе учителя).   Внеаудиторная Минимум –3 балла Максимум 10 баллов До 24.10.12
  Субъектные характеристики педагога Сформулируйте свое педагогическое кредо, определите пути его реализации внеаудиторная Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов До 31.10.12
    Контрольный тест, Разработка презентаций Внеаудиторная Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов До 7.11.12
      2 точка      
  Итого:
3. Лекция Конспект лекции Аудиторная 0,5 (1) 3 сем.  
  Семинар Участие в играх, ответ на блиц-опросах, активная работа на занятии Аудиторная 2 балла (максимум 4 балла) 3 сем.  
  Самост. работа Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка Разработайте проект родительского собрания на тему «Конфликт в воспитании детей: за и против» (возможен другой вариант формулировки темы). Внеаудиторная Минимум –3 балла Максимум 5 баллов До 14.11.12
  Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи. . Подготовьте сообщения о теориях обучения (на выбор).   внеаудиторная Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов До 21.11.12
  .Цели и содержание образования Разработайте проект учебного плана вашего образовательного учреждения на основе базисного учебного плана, изменив региональный и школьный компоненты. Обоснуйте необходимость введения тех или иных предметов.   внеаудиторная Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов До 28.11.12
  .Методы, формы и технологии обучения.   Разработайте фрагмент урока или воспитательного мероприятия на основе двух технологий (тема одна и та же). В чем сходство и различие деятельности учащихся и учителя? Какова направленность этих технологий?   Внеаудиторная Минимум – 3 баллов Максимум –10 баллов До 5.12.12
  Контроль, оценка и учет в обучении.   Разработайте тест по оценке достижений учащихся по одной из школьных тем предмета в рамках Вашего направления образования. Внеаудиторная Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов До 12.12.12
      3 точка      
      Зачет      
  Итого:
  Итого за семестр:
               

Критерии оценки каждого вида деятельности студента:

При выполнении контрольных мероприятий:

полнота и правильность выполнения задания (в зачет идет только правильно выполненное задание);
обоснованность решения;
аккуратность выполнения задания.
При тестировании учитывается количество правильных и полных ответов;

При выполнении дополнительных индивидуальных заданий учитывается правильность и оригинальность, самостоятельность, оформление работы.
Студенты, отсутствующие на занятиях и не выполнившие в срок задания технологической карты, могут в течение семестра самостоятельно выполнить запасной вариант контрольного мероприятия, пройти тестирование в часы консультаций

Основная литература

1. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика. – Тобольск: ТГСПА им.Д.И.Менделеева, 2009. – 188 с.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с.

3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов//н/Д.: Феникс, 2006. – 512 с.

4. Сластенина В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. − М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Дополнительная литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних пед. учебных заведений. − М.: «Академия», 2000.

4. Хрестоматия по педагогике /Под общ. ред. Т.А.Ярковой. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 2, 5.

Периодические издания

5. Учительская газета.

6. Вестник образования.

7. Вопросы образования.

8. Высшее образование в России.

9. Высшее образование сегодня

10. Народное образование.

11. Образование и наука.

12. Педагогика.

13. Педагогическое образование и наука.

14. Профессиональное образование.

15. Среднее профессиональное образование.

16. Учитель.

Интернет-ресурсы

  1. Каталог образовательных Интернет - ресурсов. http://catalog.vlgmuk.ru/? 8.42.0.0.5.0.0
  2. Каталог образовательных ресурсов. http://window.edu.ru/window?
  3. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/
  4. www.znanie.info Содержание сайта: образование в России, образование за рубежом, карьера, трудоустройство, учебная литература.
  5. E-Atlas ОБРАЗОВАНИЕ http://www.atlas-analytic.com
  6. Агентство Комениус http://www.comenius.infobox.ru
  7. Аудиториум.ги http://www.auditorium.ru
  8. Все образование http://www.alledu.ru
  9. Российское образование http://www.portal, edu.ru
  10. Сайт Николая Борытко http://borytko.nm.ru
  11. Электронная библиотека статей по образованию http://www.cl.ru/ education/lib
  1. Сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru
  2. Федеральный центр образовательного законодательства. - Режим доступа: http://www.lexed.ru
  3. Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru
  4. Учебный порта ТГСПА ИМ Д.И.Менделеева. − Режим доступа: http://tgspa.ru/info/education/
  5. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах. Кн.1: [Электронный ресурс] / Под ред. В.Д.Симоненко, М.В.Ретивых. − Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003 −- 174 с. − Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r56448/aist05.pdf
  6. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: [Электронный ресурс] / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред В.А.Сластёнина. − М.: Издательский центр «Академия», 2006. − 368 с. − Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_4696.pdf. − фрагмент.
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений: [Электронный ресурс] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 576 с. − Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas1.html

Методические указания к практическим занятиям (семинарам)

Работа на семинарах организуется следующим образом. Студенты заблаговременно должны познакомиться с планом семинарского занятия и литературой, рекомендованной для изучения конкретной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Затем непосредственно на семинаре происходит обсуждение заранее поставленных вопросов. Преподаватель дает возможность студентам свободно высказаться по обсуждаемому вопросу и помогает правильно построить обсуждение. Такая работа на семинаре требует, чтобы студенты были хорошо подготовлены к нему.

При подготовке к семинару студенты должны:

- проанализировать тему семинара, подумать о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитать материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучить рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- постараться сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- записать возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

Темы семинарских занятий

Методология педагогической науки и педагогической деятельности

Понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический), характеристика конкретных методологических подходов, реализуемых в педагогике. Методы педагогических исследований: понятие, классификации, характеристика теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. Логика и структура педагогического исследования.

Наши рекомендации