Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 2010. Стр. 41 – 47.

В последнее столетие человечество значительно продви­нулось в изучении человека на всех возрастных этапах его развития. По мере роста запаса новых знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жиз­ни появляются новые отрасли педагоги­ки. Таким образом, педагогика за долгие годы своего ста­новления и развития превратилась в разветвленную сис­тему наук о воспитании.

Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru Система педагогических наук

Общая педагогика Возрастная педагогика: Коррекционная

Преддошкольная педагогика:

Дошкольная сурдопедагогика,

Педагогика школы тифлопедагогика,

Педагогика среднего логопедия,

проф. образования олигофренопедагогика

Педагогика высшей школы

Педагогика дополнительного

образования История педагогики

Частные методики:

методика математического развития

Отраслевая педагогика методика развития речи

Семейная педагогика методика развития детского

Производственная педагогика изобразительного творчества

Социальная педагогика методика физического воспитания

методика экологического воспитания

методика музыкального воспитания

Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания че­ловека, разрабатывает основы учебно-воспитательного про­цесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.

В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ре­бенок, а предметом изучения - закономерности, методы, средства технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст, дошкольный, школьный).

Предодшкольная педагогика - исследует вопросы развития и воспитания детей раннего возраста /от рождения до 3-х лет/.

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной пе­дагогики является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская шко­ла» впервые была представлена система дошкольного вос­питания. Современная дошкольная педагогика изучает, во-пер­вых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, со­держание, формы организации, методы, приемы и сред­ства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

Педагогика школы представляет собой одну из старей­ших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учеб­ного заведения, специфические проблемы получения выс­шего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика, вопросами обучения и воспитания слепых - тиф­лопедагогика, с речевыми нарушениями - логопедия, воп­росами обучения и воспитания умственно отсталых - оли­гофренопедагогика.

История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.

Особую группу педагогических наук составляют част­ные методики, изучающие закономерности и специфику пре­подавания конкретных областей знаний (учебные предме­ты в школе).

Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru Структура педагогической науки

 
  Тема 7. Структура педагогической науки, её основные отрасли. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития. Связь педагогики с другими науками. Источники педагогической науки - student2.ru

Теория образования Теория воспитания Школоведение

и обучения (дидактика) изучает процесс воспитания, исследует

изучает обучение анализирует сущность содержание и

как средство и специфический воспитания, его методы организации процесс образования тенденции и и управления

и воспитания перспективы развития школьным делом

Наши рекомендации