Четыре общепризнанных стиля преподавания.

1. Авторитарный - преподаватель говорит, убеждает и не поощряет вопросы, потому что вопросы могут вызвать сомнение в его власти. Этот стиль хорош только для того, чтобы передавать факты.

2. Сократовский - преподаватель всегда спрашивает, а ученик всегда отвечает (вопрос - ответ). Каждый ответ вызывает следующий вопрос. Информация обеспечивается только в тех случаях, когда ученик демонстрирует область незнания.

3. Эвристический - познавание себя. Преподаватель содействует обучению через действие.

4. Советующий - преподаватель помогает обучающемуся понять, какие взаимодействия возникают между ним и изучаемым материалом. Менее директивный стиль.

Преподаватели должны знать собственные стили преподавания, и как использовать их в различных ситуациях.

Три основных стиля обучения через восприятие:

1. Визуальный тип: обучаются через наблюдение и чтение

2. Слуховой тип: обучаются через слушание

3. Кинестетический тип: обучаются через движения, действия, практическое выполнение и прикосновения

Большинство людей используют все три типа, но, обычно, какой-то один из них является доминирующим или предпочтительным стилем. Стиль обучения, которым пользуются люди, также зависит от навыков и знаний, которые им преподаются. Например: Во время обучения тому, как консультировать пациентов, участник курса использует:

§ Визуальный тип – для изучения протоколов, наблюдения за соответствующей практикой проведения консультаций

§ Слуховой тип – для обучения способам сообщения определенной информации

§ Кинестетический тип – для обучения тому, как консультировать больного, говорить нужные слова, проявлять сострадание, следовать правильным методам ведения консультаций

Во время обучения навыкам консультирования пациента с подозрением на туберкулез, участники курса используют:

§ Визуальный тип – чтобы провести осмотр пациента, ознакомиться с его данными в амбулаторной карте,

§ Слуховой тип – чтобы научиться способам сообщения определенной информации (сбор анамнеза, рекомендации пациенту, телефонная консультация со специалистом-фтизиатром)

§ Кинестетический тип – чтобы практиковаться в проведении объективного осмотра, выписке различных назначений (направление на анализ мокроты на КУМ, рентгенографию легких, консультацию фтизиатра)

Следующий график демонстрирует данные о том, какую информацию помнят взрослые.

Четыре общепризнанных стиля преподавания. - student2.ru Что помнят взрослые

Используйте повторы для облегчения запоминания

Для того чтобы что-то запомнить, людям иногда приходится это услышать 7 раз.

Поэтому повторяйте, повторяйте и еще раз повторяйте

• Во время вступления:

Расскажите слушателям, о чем пойдет ваше повествование

• Во время презентации:

Раскройте ее содержание

• В кратком подведении итогов:

Скажите слушателям о том, что вы только что рассказали

Таким образом, меньший объем содержания с большим количеством повторений будет означать больший объем изученного!

Ниже представлено изречение:

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Но помните, взрослые могут учиться, главным образом:

Ø запоминая изученное, слушая других;

Ø когда видят, как кто-то совершает какое-то действие, или когда видят наглядные пособия и печатные материалы;

Ø посредством движения и совершения действий.

Цель преподавания состоит в том, чтобы не сосредотачиваться на одном стиле обучения, а использовать комбинацию стилей для охвата наибольшего количества взрослых слушателей курса. Для этого:

§ применяйте разнообразные методы обучения, такие как лекции, дискуссии, ролевые игры, викторины, мозговой штурм и др.;

§ используйте разнообразные обучающие материалы, такие как слайды, справочные и раздаточные материалы, видео и другие.

Компетентность

Определение.

«Компетентностьможет быть определена широкими профессиональными терминами или как конкретное знание, навык, отношение или поведение» (Всемирная Федерация Медицинского образования, 2003).

«Динамическое сочетание атрибутов (знаний, их практического применения, навыков, принимаемой на себя ответственности), позволяющее описать результаты обучения в соответствии с данной программой, или совокупность умений, приобретенных обучающимися по окончании процесса обучения» (EURACT, WONCA, 2004 г.).

G.E.Miller (1990) описал четыре стадии компетентности в виде пирамиды: «знать», «знать как», «показать как» и «сделать». Каждый уровень основывается на предыдущем. Уровень «знать» - чистое теоретическое знание; уровень «знать как» - отражает применение знания; «показать как» - демонстрирует способность/умение использовать определенное знание или принимать определенные отношения; уровень «сделать» - демонстрирует деятельность врача в каждодневной работе.

Структура компетенции включает 3 категории: знание; навыки, отношение. Знание относится к познавательной области; навыки отражают фактические способности врача применять знание в своей повседневной работе; отношение - принадлежит к эмоциональной сфере работы врача и включает его убеждения, вероисповедания, моральные ценности, которые могут повлиять на оказание помощи пациентам.

Основой учебного процесса должно быть приобретение компетенций (знаний, навыков и отношение), а не время, затраченное на их получение.

Рис.1

Четыре общепризнанных стиля преподавания. - student2.ru

Рис.2

Наши рекомендации