V. Методы обучения и преподавания. ⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ различных жанров научного стиля

⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ различных жанров научного стиля, выполнение речевых и коммуникативных упражнений.

⃰Наглядный: работа с таблицами.

⃰Активный: лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными терминами и ключевыми словами речевой темы.

VI.Задания по теме:

Задание 1.Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Запишите наиболее важные положения. Cоставьте кластер, используя полученную информацию.

Коммуникативная задача научного текста – задача общения, которую ставит автор – объективная передача научной информации в логической последовательности.

Выделяют различные коммуникативные задачи научного текста:

·в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета;

· в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета;

·в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму текста;

· в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего он служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета;

·в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.

Коммуникативная задача текста соотносится с определенными моделями текстов, представляющими реальные ситуации общения, а также языковые средства, соотнесенные с выражаемыми ими «смыслами» и ситуациями.

Задание 2.Ознакомьтесь с таблицей, в которой даны типы коммуникативных ситуаций, характерные для научной сферы общения, и закрепленные за ними наиболее типичные, распространенные языковые средства.

Смысло-речевая ситуация (функция) Языковые средства (форма)
1. Определение предмета (дефиниция) Что есть что: Физиологи - наука о процессах, происходящих в живых организмах. Что – это что: Анатомия человека – это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Что называется чем: Сердечная деятельность называется основой кровообращения.
2. Введение термина Что носит название чего:Сосуд, отводящий кровь от сердца, носит название артерии. Что получило название чего:Сосуд, доставляющий кровь к сердцу, получил название вена. Что имеет название чего:Крошечные сосуды, соединяющие капилляры с венами, имеют название венулы.

Задание 3.Прочитайте текст. Определите его тему. Используя таблицу, определите смысло-речевые ситуации научного текста, укажите их функции. Выпишите конструкции « что – есть что», «что – это что», «что называется чем», «что носит название чего».

Кровь — это жидкость, находящаяся в кровеносной системе организма, охватывающей все органы человека. Кровь человека всегда красная, но насыщенность цвета может варьироваться в зависимости от уровня гемоглобина. Функция крови - обеспечение органов кислородом и питательными веществами, а также отвод из органов и тканей продуктов жизнедеятельности. Кровь состоит из жидкой части и форменных элементов. Жидкая часть называется плазма. Форменные элементы носят названия эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Кровь — это быстро восстанавливающаяся ткань. Она обновляется за счет разложения старых клеток и создания новых. Этим занимается костный мозг. В организме взрослого человека находится в среднем 5 литров крови.

Задание 4.Ознакомьтесь с дефинициями медицинских терминов. Выпишите изученные конструкции и укажите функции смысло-речевые ситуаций. Дайте устно развернутую характеристику каждому термину.

Состав крови

Плазма - это жидкость, в которой находятся клетки крови и тромбоциты. Плазма на 92 % состоит из воды, а также содержит сложную смесь белкой, витаминов и гормонов. Эритроциты – красные кровяные клетки. Они составляют более 99 % клеток крови. Кровь имеет красный цвет благодаря присутствующему в эритроцитах белку. Он называется гемоглобин. Именно гемоглобин связывает кислород и разносит его по всему организму. При соединении с кислородом образуется ярко-красное вещество. Это вещество получило название оксигемоглобин. После высвобождения кислорода возникает более темное вещество. Оно имеет название дезоксигемоглобин. Содержание эритроцитов в крови обозначают их числом в одном кубическом миллиметре. У здоровых людей в одном кубическом миллиметре содержится от 4.2 до 6.2 млн. эритроцитов.

Лейкоциты или белые кровяные клетки - это пехота, защищающая организм от инфекции. Эти клетки защищают организм путем фагоцитоза (поедания) бактерий или же посредством выработки особых веществ, которые разрушают возбудителей инфекций. Лейкоциты действуют в основном вне кровеносной системы, но в участки инфекции они попадают именно с кровью. Содержание лейкоцитов в крови тоже обозначают их числом в одном кубическом миллиметре. У здоровых людей в одном кубическом миллиметре крови находится 5 - 10 тысяч лейкоцитов. Врачи следят за количеством лейкоцитов, поскольку любое его изменение зачастую является признаком болезни или инфекции.

Тромбоциты - это кровяные пластинки, которые меньше половины эритроцита. Тромбоциты помогают "ремонтировать" кровеносные сосуды, прикрепляясь к поврежденным стенкам, а также участвуют в свертывании крови, которое предотвращает кровотечение и выход крови из кровеносного сосуда.

Задание 5.Выпишите из текста «Состав крови» словосочетания с числительными, записав числительные словами.

Задание 6.Прочитайте текст. Какую информацию он содержит? Для кого предназначен текст: для профессионалов, массового читателя или для учебных целей? Обоснуйте свой ответ. Объясните структуру текста: найдите вступление, основную часть и заключение. Выпишите из текста дефиниции.

Наши рекомендации