Четыре системы Лайкерта. Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (Табл

Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (Табл. 1) [6].

Табл. 1

Система 1 Система 2 Система 3 Система 4
Эксплуататорско-авторитарная Благосклонно- авторитарная Консультативно- демократическая Основанная на участии

Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1, как эксплуататорско-авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа.

Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.

Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.

2. Особенности руководства в профсоюзных организациях студентов.

Профсоюзные организации студентов созданы для отстаивания интересов студентов. Сегодня, когда многие гарантии и льготы утратили свой смысл, когда дорожает все, обостряются финансовые проблемы – это особенно актуально. В нашу жизнь вошли такие тревожные и опасные явления, как безработица, ежегодная убыль населения, распространение опасных заболеваний, стремление определенных кругов решать многие проблемы за счет систематического наступления на жизненные интересы людей. В этой ситуации роль студенческих профсоюзов огромна. Именно они, от имени всего студенчества, говорят с представителями властных структур, законодательными и судебными органами, администрациями ВУЗов для обсуждения насущных экономических и социальных проблем. Это дает возможность более полно и конкретно донести до власти позицию учащейся молодежи по различным проблемам, вести конструктивный диалог, добиваться принятия соответствующих решений.

Самое главное в деятельности студенческих профсоюзов – защита социальных прав. К числу важнейших направлений деятельности студенческих профсоюзов относится и воспитание молодежи.

Чем отличается лидер от руководителя? Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя / 38 /:

- лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений групп, как некоторой социальной группы;

- лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

- лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо избирается, либо назначается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

- явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера более зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

- руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

- процесс принятия решения руководителем более сложен;

- сфера деятельности лидера в основном малые социальные группы, где он и является лидером, руководитель представляет свою группу в более широкой социальной системе.

Эти различия с некоторыми вариациями называют и другие авторы.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках существуют общие черты, что позволяет оба этих вида деятельности рассматривать как идентичные, хотя в лидерстве преобладают психологические характеристики, а в руководстве – социальные. Т.е. исходя из этого, выражение «профсоюзный лидер руководит» - правильное.

Теперь об особенностях руководства. / 42 / Студенческие годы – это не только романтика, хотя в памяти остается (так уж устроен человек) именно она. Прежде всего, это школа гражданского, профессионального становления. Находясь в стенах своего ВУЗа, студенты постоянно сталкиваются с деятельность студенческого профсоюза – это культурно-массовые мероприятия, всевозможные клубы и кружки, диетическое питание в студенческой столовой. В этой ситуации они принимают решение быть или не быть в профсоюзе, а членство в студенческом профсоюзе действительно добровольное, платить или не платить взносы. Приняв решение и оформив членство, студенты оказываются в этой системе. Здесь нет заработной платы, определенного места работы, кажется все пущено на самотек. Но это не так, так как есть структура, которая руководит всем этим движением. Вся особенность руководства и состоит в том, чтобы привлечь молодого человека в организацию, чтобы он работал в этой группе для общества при полном отсутствии командно-административных рычагов.

Студент может быть:

– коллективист, т.е. тяготеет к коллективным действиям, всегда поддерживает общественные начинания, живет заботами коллектива, стремится поддержать его престиж;

– индивидуалист, т.е. тяготеет к самостоятельности к индивидуальной деятельности;

– претензионист, активно участвующий в общественной жизни, самостоятельный, настойчивый в достижении целей, обладают повышенным тщеславием, обидчивы, хотят быть постоянно в центре внимания;

– конформист, т.е. слабо самостоятельный, ориентированный на лидеров, неконфликтный, быстро подстраивающийся к имеющимся условиям;

– пассивный, с частыми хорошими порывами, но не всегда последовательный и слабовольный;

– изолированный, т.е. тот, который своими действиями и высказываниями оттолкнул от себя большинство.

И со всеми этими людьми нужно работать, подобрать к каждому свой подход. Прежде всего, используются методы убеждения и мотивации.

3. Анализ феномена группового лидера в студенческой среде

В этом разделе мною предложен анализ темы работы, который проводился посредством метода опроса, а именно анкетирования. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Я использовала именно групповое анкетирование, причем проводила сравнительный анализ мнений по теме, первого (см. Приложение 1) и третьего(см. Приложение 2) курсов, что позволит сравнить данные и сделать соответствующие выводы. Всего было опрошено 30 человек (на каждый курс по 15 человек).

Существует множество подходов и теорий изучения темы лидерства в студенческой среде, проанализированных в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др. Предметом исследования является лидерство в студенческой среде, условия его возникновения и развития.

На мой взгляд, естественно лидер в академической группе есть и должен быть, однако не стоит забывать о таком понятии как «руководитель», который назначается вышестоящими людьми, а лидер как бы народом. В анкете был даже такой вопрос: «Согласны ли Вы с выражением: Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается «снизу», на который студенты ответили почти единогласно положительно.

Вообще, для анализа, было выбрано 10 ключевых вопросов из 19, и как я уже отмечала, проведен сравнительный анализ данных студентов первого и третьего курсов. Ведь в начале студенческой жизни сложно еще определить лидера и руководителя группы, приоритеты и в целом дружеской обстановкой между студентами. В первом разделе, мною было рассмотрена важность благоприятной позитивной обстановки в студенческой группе. Это является стимулом для успешной учебы, желание учиться и просто пребывать в хорошем настроении. Уже на третьем курсе, можно проанализировать пройденные годы в институте и смотреть адекватно на проблему лидерства. Уже и староста, которую выбирала сама группа, является не лидером, и куратора уже в глаза никто не видит, и ожидания как-то не оправдались, и надежды рушатся…на все смотришь по-другому. Именно поэтому я решила сравнить мнения студентов только при зарождении студенческой жизни и студентов, отучившихся уже три года. Все данные представлены в таблице 2.

Для анализа я выбрала 10 ключевых вопросов, а именно:

1. Довольны ли Вы дружеской обстановкой в своей группе?

а. Да

б. Нет

в. Не задумывалися

2. В Вашей группе есть лидер?

а. Да

б. Нет

3. Считаете ли Вы своего/свою старосту лидером группы?

а. Да

б. Нет

4. Вы бы хотели быть лидером своей группы?

а. Да

б. Нет

в. Не задумывались

г. я и так им являюсь

д. не знаю

5. Согласны ли Вы с выражением: Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается «снизу»

а. Да

б. Нет

7. Принимает ли участие куратор в жизни Вашей студ.группы?

а. Да

б. Нет

в. я его в глаза не видел

8. Как Вы считаете, декан факультета должен принимать участие в жизни студента (лично интересоваться успеваемостью, посещаемостью, взаимоотношениями с преподавателями и т.д.)?

а. Да, это будет держать меня в стимуле

б. Нет конечно, меня сразу же отчислят

в. Не знаю

13. Как Вы считаете, студенческое время – это действительно золотое время?

а. Да

б. Нет

14. Насколько Ваши ожидания оправдались, относительно студенческой жизни?

а. полностью

б. в большей мере

в. наполовину

г. очень мало

д. не оправдались

15. Согласны ли Вы с тем, что именно во время студенчества формируются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой и др.

а. Да

б. Нет

в. Не задумывались

С вопросом «Согласны ли Вы с выражением: Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается «снизу», и первый и третий курс ответили в большинстве «Да»: 86,6% и 93,3% соответственно.

На вопрос «Принимает ли участие куратор в жизни Вашей студ. группы?» большинство студентов 1 курса ответили «Да», а старшие курсы отвечают противоположное. Ответа «Да» вообще нет, а большинство респондентов ответили «я его в глаза не видел». Это очень интересный вопрос. Т.к. лично ко мне относиться непосредственно. С первого курса мы ни разу не видели своего куратора. Существует такая проблема, которую необходимо решать.

Следующий вопрос, вызвал улыбки на лицах опрашиваемых. Ведь участие декана в жизни студента – кардинально меняет его жизнь. Оба курса в большинстве ответили «Да, это будет держать меня в стимуле». Рассмотрим данные:

  1 курс 2 курс
Да, это будет держать меня в стимуле 54,3% 60%
Нет конечно, меня сразу же отчислят 40% 33,3%
Не знаю 6,66% 6,66%

Единогласно ответили студенты на вопрос «Как Вы считаете, студенческое время – это действительно золотое время?»: 80% и 86,6% соответственно.

На вопрос «Насколько Ваши ожидания оправдались, относительно студенческой жизни?» 53,3% студента 1 курса ответили – полностью, 20% - в большей мере, 13,3% - наполовину и очень мало. Что же касается студентов 3 курса, то результаты довольно неоднозначны: по 40% получили ответы «полностью» и «в большей мере». Ответы «очень мало» и «не оправдались совсем» не использовались в ответах.

И, наконец, студенты ответили на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что именно во время студенчества формируются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой и др.» Первокурсники в большем числе ответили «да» - 73,3% и 26,6% «нет». Что же касается студентов 3 курса, то их ответы не на много отличались: 66,6% «да» и 33,3% «нет».

Таким образом, мы проанализировали такую актуальную проблему, как феномен группового лидерства в студенческой среде.

Результаты показали, что лидерство как формальное (староста, куратор, декан) и неформальное (рядовой студент из группы) действительно существуют в академической группе. Разница в ответах опрашиваемых курсов присутствует. Это связано с приобретением опыта 3 курса, анализ определённых вещей.

Таким образом, подсчитав удельный вес каждого из вариантов ответа, можно сделать соответствующие выводы.

Итак, на вопрос «Довольны ли Вы дружеской обстановкой в своей группе?» 66,6% студентов 1 курса ответили положительно, 3 курса - 33,3%. Это говорит о том, что в начале студенческой жизни, студенту кажется все на позитиве. Однако через некоторое время начинаешь лучше разбираться в людях и смотришь на вещи уже по иному.

На вопрос «Есть ли в Вашей группе лидер?» 66,6% студентов 1 курса и 33,3% студентов 3 курса считают «Да» соответственно.

73,3% студентов 1 курса считаю, что староста их группы является лидером, но уже на 3 курсе студенты думают иначе: 26,6%. В таком изменении доли ответов, респонденты руководствовались следующими психологическими факторами: личное отношение к старосте, зависть в предоставленной власти, пессимистическое отношение и д.р.

В вопросе «Вы бы хотели быть лидером своей группы?» также возникли возрастные разбежности в ответах студентов. Представлены результаты на круговых диаграммах.


Четыре системы Лайкерта. Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (Табл - student2.ru

Четыре системы Лайкерта. Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (Табл - student2.ru


Ряд 1. Да

Ряд 2. Нет

Ряд 3. Не задумывались

Ряд 4. я и так им являюсь

Ряд 5. не знаю


С вопросом «Согласны ли Вы с выражением: Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается «снизу», и первый и третий курс ответили в большинстве «Да»: 86,6% и 93,3% соответственно.

На вопрос «Принимает ли участие куратор в жизни Вашей студ. группы?» большинство студентов 1 курса ответили «Да», а старшие курсы отвечают противоположное. Ответа «Да» вообще нет, а большинство респондентов ответили «я его в глаза не видел». Это очень интересный вопрос. Т.к. лично ко мне относиться непосредственно. С первого курса мы ни разу не видели своего куратора. Существует такая проблема, которую необходимо решать.

Следующий вопрос, вызвал улыбки на лицах опрашиваемых. Ведь участие декана в жизни студента – кардинально меняет его жизнь. Оба курса в большинстве ответили «Да, это будет держать меня в стимуле». Рассмотрим данные:

  1 курс 2 курс
Да, это будет держать меня в стимуле 54,3% 60%
Нет конечно, меня сразу же отчислят 40% 33,3%
Не знаю 6,66% 6,66%

Единогласно ответили студенты на вопрос «Как Вы считаете, студенческое время – это действительно золотое время?»: 80% и 86,6% соответственно.

На вопрос «Насколько Ваши ожидания оправдались, относительно студенческой жизни?» 53,3% студента 1 курса ответили – полностью, 20% - в большей мере, 13,3% - наполовину и очень мало. Что же касается студентов 3 курса, то результаты довольно неоднозначны: по 40% получили ответы «полностью» и «в большей мере». Ответы «очень мало» и «не оправдались совсем» не использовались в ответах.

И, наконец, студенты ответили на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что именно во время студенчества формируются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой и др.» Первокурсники в большем числе ответили «да» - 73,3% и 26,6% «нет». Что же касается студентов 3 курса, то их ответы не на много отличались: 66,6% «да» и 33,3% «нет».

Таким образом, мы проанализировали такую актуальную проблему, как феномен группового лидерства в студенческой среде.

Результаты показали, что лидерство как формальное (староста, куратор, декан) и неформальное (рядовой студент из группы) действительно существуют в академической группе. Разница в ответах опрашиваемых курсов присутствует. Это связано с приобретением опыта 3 курса, анализ определённых вещей.

Заключение

Усилиями многих отечественных педагогов и психологов создавалась теория становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующемся коллективом.

Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента, на формирование лидера. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранении его в течении всего периода обучения в вузе.

При формировании студенческого движения, как и любого движения социальных групп, выдвигается лидер. Именно ему, изучению его проблем была посвящена данная работа.

В ходе исследования была изучены:

- литература, затрагивающая проблемы лидерства отечественных и западных авторов;

- определены особенности лидерства;

C учетом особенностей руководства в академических группах студентов, определены качества, которые необходимы лидеру для успешного руководства. Это:

- знание проблем организации и качеств ее членов;

- умение анализировать, принимать решения, выносить суждения;

- умение убеждать;

- владеть искусством общения с людьми;

- эмоциональная устойчивость;

- целеустремленность;

- наличие творческого подхода к решению проблем;

- гибкость ума;

- умение прогнозировать и разрешать конфликтные ситуации;

- умение использовать методы мотивации;

- организаторские способности.

В конечном итоге, цель данной работы – определение оптимальных социально-психологических основ лидерства в академической группе.

Мною было проведено групповое анкетирование первого и третьего курсов, сделаны выводы. Результаты показали, что лидерство как формальное (староста, куратор, декан) и неформальное (рядовой студент из группы) действительно существуют в академической группе. Разница в ответах опрашиваемых курсов присутствует. Это связано с приобретением опыта 3 курса, анализ определённых вещей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. – М.: Знание, 2005. – 215 с.

2. Генов Ф. Психология управления, - К.: София, 2004. – 165 с.

3. Дизель П. М., Мак—Кинли Раньян. Поведение чело­века в организации. М.: Столица, 1999. – 230 с.

4. Диминский Г.Г., Социально – политическая психология, К.: Основи, 2002. – 120 с.

5. Жуков Ю.М., Эффективность делового общения, М.: «Инфра-М», 2006. – 76 с.

6. Каким должен бать лидер в современной академической группе? // Высшая школа, – 2007. - №3. С. 54-61

7. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблему руководства, М.: Политиздат, 2003. – 142 с.

8. Кричевский Р. Л. Если вы. руководитель. К.: Наука, - 2001. – 96 с.

9. Кузьмин Е.С., Руководитель и коллектив К.: Хрещатик, - 2005. – 158 с.

10. Лидерство в студенческой среде сегодня // Персонал, – 2007. - №7. с.65-70

11. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности/ [Сост. и автор вступ. ст., В.В. Кумарин].- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2006. - 261с.

12. Марисова, Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности/ От ред. Б.И. Королев.- К.: Киев, 1985. – 113 с.

13. Оль­шан­ский Д., Ко­му ин­те­рес­ны ин­те­ре­сы ли­де­ра? // Журнал “Биз­нес”, 2005. - № 8, с. 17-24

14. Студенческая группа: [Сборник ].- М.: Мол. Гвардия, 2002. - 190с.

15. Швалъбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. К.: Наука, 1999. – 140 с.

Наши рекомендации