Зависимость стиля преподавания учителей от функциональной асимметрии полушарий головного мозга

ФАП головного мозга учителей % от общего числа обследован-иых Стили преподавания
Авто-ритарно-подавляю-щий (%) Личиостио-ориентиро-ваиный (%) Либерально-равнодушный (%)
Равно-полушарные
Правополушариые
Левополушарные

Анализируя полученные результаты, можно убедиться, что психофизиологические особенности личности учителя придают его деятельности характерные черты, которые определяют индивидуальный стиль преподавания. Обозначим три основных стиля преподавания педагога:

— авторитарно-подавляющий; встречается в 88% случаев среди левополушарных учителей, в 22% среди рав-нополушарных и в 9% случаев среди правополушарных учителей;

— личностно-ориентированный; встречается в 85% случаев среди правополушарных учителей, в 72% среди рав-нополушарных и в 12% случаев среди левополушарных учителей;

— либерально-равнодушный; встречается в 6% случаев среди правополушарных учителей и в 5% среди равнополу-шарных. Среди левополушарных учителей либерально-равнодушный стиль не выявлен.

При авторитарно-подавляющем стиле учителя полагаются на силу приказов, свою власть, не доверяют ученическому коллективу и не считают нужным обосновывать и разъяснять свои решения. Такие учителя не терпят возражений и замечаний в свой адрес, не признают права учащихся на собственное мнение. Они часто подавляют интересы детей демагогическими высказываниями или силой отметок. Мотивация действий учащихся при таком стиле педагогического руководства определяется негативными стимулами — угрозой наказания, что не может привести к успешному и творческому обучению. Процесс формирования личности учащихся характеризуется изоляцией от воспитателя, появлением скрытности и двойственности. Описываемый тип учителей часто предпочитает абстрактный, линейный, последовательный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушария. Они строго придерживаются содержания изучаемого предмета, работают по подробно разработанной программе. Авторитарные учителя заинтересованы только в умственном развитии учащихся, предъявляют высокие требования, строго проверяют усвоенный материал, держатся отчужденно, подход к ученикам у них сугубо профессиональный. Отсроченные негативные последствия такого стиля проявляются в авторитарном поведении, раздражении и агрессии учащихся по отношению к более слабым одноклассникам. Авторитарно-подавляющий учитель по классификации Ф. Перлза соответствует типу педагога-манипулятора, по К. Роджерсу — типу «неполноценно функционирующего педагога».

Личностно-ориентированный стиль учителя основан на учете индивидуальных особенностей школьников, их активности и потребностей, на предоставлении им возможностей для проявления самостоятельности. Такие учителя не занимаются мелочной опекой, но постоянно контролируют продвижение учеников к конечным целям. Они доводят до класса свои требования, аргументируют и добиваются их выполнения. Так формируется сознательная дисциплина, ориентация на успешность и внутренняя устойчивая мотивация поступков учащихся, направленная на творческое обучение. Результаты специальных исследований показывают, что наиболее высокая успеваемость и дисциплина учащихся наблюдаются именно у таких учителей. При индивидуальном стиле руководства у учащихся вырабатываются умения и навыки дивергентного мышления, а при авторитарном — накапливаются привычки бездумного выполнения приказаний, что не способствует формированию самостоятельности и творчества. Личностно-ориентированный стиль способствует развитию ребенка, учитывает эмоциональный и социальный факторы. Такие учителя придерживаются гибкой программы, не замыкаются на содержании изучаемого предмета. Им свойственны непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, дружеский тон. Личностно-ориентированный учитель, по классификации Ф. Перлза, является педагогом-актуализатором, по К. Роджерсу — педагогом-фасилитатором.

Либерально-равнодушный стиль характеризуется пассивностью и минимальным влиянием учителя на учебно-педагогический процесс. Роль учителя ограничивается формальным исполнением посреднических функций информатора. Такой стиль преподавания, в отличие от первых двух, не является продуктивным.

Осознающий свою задачу учитель может модифицировать задания, связанные с текстом, корректировать учебник. В этом случае уровень успешности обучения детей повышается.

Рассмотрим несоответствие стиля преподавания и стиля учебной деятельности на уроке иностранного языка. Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать текст при выполнении устного упражнения; правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями. Учащиеся левополушарного типа, работающие с правополушарным учителем, будут постоянно заглядывать в свои словари. Напротив, ученики правополушарного типа, работающие с учителем-аналитиком, часто будут скучать на уроке, даже когда им будут давать новую информацию.

К сожалению, в учебных планах редко разрабатывается более одного стиля обучения. Поэтому именно на школьного учителя ложится ответственность за оценку степени риска каждого ученика в рамках данного учебного плана, а также за изменение и дополнение этого плана, чтобы гарантировать успех всех учащихся. То, что ожидает учитель от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. И когда эти предпочтения не совпадают с учебными предпочтениями учащихся, возникает конфликт стилей: способ изложения информации учителем не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Немаловажным этапом урока является оценивание результатов работы учащихся. По результатам исследования (Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева), оценки учителями с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно расходятся для 74% мальчиков и 50% девочек. Это — так называемый закон нейропсихологического взаимодействия учителя и ученика. Левополушарные учителя в 82% случаев лучше оценивают детей своего типа, правополушарные и равнополушарные учителя в 73% случаев дают положительную оценку детям, себе подобным. Для учителя главным является его способность научить ребенка по данному принципу: «люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д. К сожалению, исследования констатируют тот факт, что согласно закону нейропсихологического взаимодействия учителя завышают оценки себе подобным детям и занижают оценки учашимся с другой мозговой организацией.

Наши рекомендации