Что следует понимать под методом обучения? Из предложенных ответов выберите правильный, доказав неполноту или ошибочность остальных.

1. Метод обучения – это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

2. Под методом обучения следует понимать также исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

4. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

5. Метод обучения – это способ сотрудничества учителя с учащимися.

Задачи Ш уровня:

1. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедукцию методами обучения? Опираясь на знания из области философии, педагогики, психологии, проанализируйте альтернативы и придите к правильному ответу, определив тем самым свое отношение к правомерности выделения индуктивных и дедуктивных методов обучения.

1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.

2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основными формами мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения.

3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются категориями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они никакого отношения не имеют.

4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются методами логического мышления, а не обучения, поэтому неправомерно считать их методами обучения.

5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к достижению цели обучения.

Практическая часть

9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:

Подготовьте доклады по данным темам:

1. Дидактические системы и модели обучения.

2. Педагогические составляющие профессиональной деятельности врача.

3. Цели и задачи непрерывного медицинского образования.

10. Литература:

- Основная:

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

2. История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Наука, 2001.-697с.

3. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый – М.: Юрайт, 2011. – 714с.

4. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

5. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.

6. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва: Вече, 2000.-526с.

7. Турлак, Т. А. Основы психологии и педагогики. Практикум: учебн. пособие / Т. А. Турлак. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 376с.

- Дополнительная:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304с.

2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336с.

3. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / А.Н.Джуринский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2003. – 239 с.

4. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

ЗАНЯТИЕ № 16

Тема:«Обучение как важнейшая составляющая процесса личностного развития учащегося»

1. Актуальность темы:

Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения, навыки. При этом обучающий управляет активностью обучаемого, создавая необходимые условия, направляя, контролируя ее, предоставляя нужные средства и информацию.

Теоретические знания об обучении углубляют представление об особенностях

обучения и развития человека, структуре обучения и его средствах. Это способствует целенаправленному и сознательному повышению способностей к саморегуляции, управлению собственным обучением и развитием, учету изменений в собственном развитии и обучении.

2. Учебные цели занятия:

Знать:

- сущность процесса обучения;

- цели и задачи современного обучения;

- определение основных понятий;

- компоненты процесса обучения;

- критерии эффективности процесса обучения;

- особенности соотношения понятий обучение и развитие;

- стили обучения;

- о влиянии обучения на развитие личности.

уметь:

- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;

- использовать методы и приемы обучения;

- анализировать научно-педагогическую литературу и использовать полученные знания;

- применять знания в профессиональной, научной, исследовательской сферах;

- учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения;

- самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.

3. Цели развития личности –формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.

4. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.

5. Материалы для самоподготовки:

5.1. Вспомогательный учебный материал

Сущность процесса обучения.

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Процессом обучения называется специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Учебный процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения. 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предме­тами, законами). 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений. 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов. 5. Управление процессом перехода от теории к практике. 6. Организация эвристической и исследо­вательской деятельности. 7. Проверка, оценка изменений в обученнии и развитии учащихся. 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения. 2. Восприятие новых знаний, умений. 3. Анализ, синтез, сопоставление, система­тизация. 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей. 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация. 6. Практическая деятельность по самосто­ятельному решению возникающих проблем. 7. Самоконтроль, самодиагностика дости­жений.

Цели и задачи обучения.

Цели учебного процесса нельзя отождествлять ни с общими направлениями государственной политики в области народного образования, ни с задачами изучения отдельных курсов, ни с целями учебных заведений. Эти цели должны быть, с одной стороны, достаточно общими, а с другой – однозначными, четко сформулированными, конкретными.

Цели учебного процесса не равнозначны его результатам. Некоторые цели можно отождествлять с результатами лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это не всегда главные результаты учебного процесса, поскольку среди сформулированных целей существуют и такие, выполнение которых нельзя измерить непосредственно, как, например, развитие активности, работоспособности учащихся, умение пополнять знания, экологическая и социальная воспитанность и т. д.

В современном обществе образование является основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Образование имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.

Главные задачи современной общеобразовательной школы:

· удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;

· обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;

· формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;

· выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Наши рекомендации