Система коррекционно - педагогической
РАБОТЫ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ
ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С АМБЛИОПИЕЙ
И КОСОГЛАЗИЕМ
Современная тифлопсихология, тифлопедагогика и офтальмология определили некоторые пути, средства и задачи совместного комплексного медико-педагогического воздействия на детей с амблиопией и косоглазием по восстановлению их зрения (Э. С. Аветисов, М. И. Земцова, И. С. Моргулис, Л. И. Медведь).
Анализ научных данных и опыта работы специальных детских садов для детей с амблиопией и косоглазием указывает на актуальность разработки системы коррекционно-педагогических воздействий, которые осуществляются параллельно с медицинскими воздействиями, а иногда и опережают их в процессе предаппаратной подготовки, развивая зрительное восприятие у детей сложных объектов и изображений. Такой подход к восстановлению зрения у детей с амблиопией и косоглазием необходим для последующих занятий на офтальмологической аппаратуре (Л. А. Григорян и др.).
Система коррекционно-педагогических воздействий ставит основной задачей формирование перцептивной активности, потребности, формирование умений, навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают познавательные возможности ребенка с амблиопией и косоглазием и способствуют восстановлению зрительных функций.
Это основное положение, которым руководствуются тифлопедагоги специализированного детского сада в коррекционно-педагогической работе с детьми, вытекает из выводов современных исследований, посвященных развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих (М. И. Земцова, А. И. Зотов, Ю, А. Кулагин, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, Л. И. Солнцева, В.И. Феоктистова).
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога по развитию зрительного восприятия тесно связывается нами с офтальмологической работой и организуется в соответствии сплеоптическими, ортоптическими и стереопическими этапами лечения. Трехлетний опыт работы в качестве тифлопедагога специализированного детского сада позволяет нам показать систему работы по восстановлению зрения педагогическими средствами, которая осуществлялась совместно с офтальмологами и обсуждалась на Городской научно-практической конференции и Герценовских чтениях.
Если медицинские плеоптические мероприятия направлены на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии и всевозможных раздражений колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями, то коррекционно-педагогическая работа в плеоптическом периоде ставит основной задачей формирование зрительного восприятия посредством раздражений цветом амблиопичного глаза ребенка, а также представлений, умений, навыков, определяемых программой детского сада.
Это работе предшествует комплексное обследование по разработанной нами методике с целью выявления соответствия уровня развития конкретного ребенка возрастным и программным требованиям.
Из анализа обследования зрительного восприятия детей с амблиопией и косоглазием (в котором выявлены нарушения цветного зрения: синего — голубого — фиолетового, красного — оранжевого — желтого) вытекает необходимость организации целенаправленной систематической коррекционно-педагогической работы по формированию цветоощущения, представления о цвете, способствующих качественному восприятию, дающих возможность правильного, полного и яркого отражения окружающей действительности.
Коррекционно-педагогическая деятельность в периоде плеоптического лечения, как и на других этапах, предполагает строгий дифференцированный подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия формы, величины и т. д., а также разный уровень психического развития ребенка. Учитывается при этом и социальный фактор развития ребенка.
Для коррекционно-педагогической работы дети делятся на несколько групп, которые не являются стабильными и зависят на первом этапе коррекционно-педагогической работы от исходного уровня, а в дальнейшем — от успешности овладения способами и приемами зрительного восприятия.
Ниже приводим примерную систему коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие цветового восприятия как основы восстановления зрительных функций. Коррекционно-педагогическая работа с выделенными нами подгруппами строится в зависимости от уровня сформированности цветового восприятия. Система работы такова:
1. Знакомство с цветовыми эталонами.
2. Соотнесение предметов по цвету.
3. Нахождение данного цвета в классификационных и сериационных рядах.
4. Нахождение данного цвета в окружающем мире.
5. Локализация и называние цвета среди массы разноцветных предметов.
6. Составление рядов из аналогичных по цвету предметов.
7. Нахождение лишнего по цвету предмета в рядах.
8. Составление рядов из предметов в ритмичной последовательности (заданной).
9. Закрепление представлений о цвете в микро - и макропространственной ориентировке.
10. Формирование представлений о цветовой насыщенности.
11.Формирование представлений о теплых и холодных цветах спектра.
12. Получение из основных цветов спектра (красного, синего, желтого) промежуточных (оранжевого, зеленого, фиолетового).
13. Развитие и закрепление зрительного внимания, памяти, цветоощущения в дидактических играх: «Что изменилось?», «Какого цвета не стало?», «Найди по нескольким признакам цвета такой же предмет», «Убери лишнее», «Найди такой же оттенок» (в сериационных и классификационных рядах) и т. д.
Роль тифлопедагога при этом направлена на активизацию мыслительной деятельности ребенка, на развитие самостоятельности, активности и творчества. Так, например, после научения детей получать промежуточные цвета спектра путем комбинации основных детям предлагается в игровой ситуации самостоятельно «Помочь осени раскрасить листья в оранжевый цвет». Детям даются при этом только две краски — красная и желтая. При формировании представлений о теплых и холодных цветах спектра детей не ждали готовые знания, а ставился проблемный вопрос, решить который они должны были самостоятельно. Только после высказываний и предположений детям дается ориентировка теплых цветов на солнце, которое бывает красным, желтым, оранжевым.
Развитие цветового восприятия путем растормаживания колбочкового аппарата проводится различными методами. Очень эффективным оказывается метод использования цветных фильтров. Для детей с тяжелыми формами амблиопии используется черно-белая наглядность в силуэтном и контурном изображении, восприятие которой обеспечивается тифлопедагогом через красный фильтр. На последующих этапах восприятия формы, величины, пространственных отношений и т. д. используются оранжевый и желтый фильтры. Контурное изображение становится тоньше, расстояние между объектами уменьшается, так как при этом параллельно идет преодоление детьми трудностей раздельного видения.
Показателем усвоения способов зрительного восприятия является выполнение ребенком самостоятельных перцептивных действий в различных видах деятельности.
Построив коррекционно-педагогическую работу в разделе плеоптики, таким образом, мы наблюдали продвижение детей с исходных уровней на более высокие уровни развития. Такое продвижение часто сопровождается функциональными улучшениями зрительного анализатора. Но на определенных этапах коррекционно-педагогической работы встречаются случаи, когда перцептивные действия и способы зрительного восприятия опережают развитие функций зрительного анализатора.
К мероприятиям ортоптического и стереопического характера переход осуществляется после достижения амблиопичным глазом остроты зрения выше 0,4 и угла косоглазия менее 7—10°. Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога на этом этапе, прежде всего, заключается в формировании тех способов зрительного восприятия, которые стимулируют центральные ямки обоих глаз к совместной деятельности, являющейся основой для плоскостного и стереоскопического бинокулярного зрения.
Существует ряд нестереоскопических вторичных факторов, с помощью которых человек может судить о пространственных соотношениях и с одним глазом. К таким факторам относится линейная и воздушная перспектива, пересечение контуров, изменение видимых размеров предмета, образование тени и распределение светотеней на поверхности предметов, нюансы окраски и т. д. Формирование этих вторичных, нестереоскопических факторов восприятия пространства на эмпирической основе необходимо как подготовительный этап, потому что способность человека воспринимать пространственные соотношения — сложная психофизиологическая и мыслительная функция. Программой дошкольного воспитания требуется работа с сюжетными многоплановыми картинами, а мыслительная деятельность детей с амблиопией и косоглазием не может ждать, когда функция обеспечит бинокулярное восприятие всех объектов картины. Поэтому на первых этапах работы с детьми, страдающими тяжелой степенью амблиопии, выделяется контур объектов второго и третьего плана для того, чтобы они были узнаны и включены в мыслительную деятельность. На последующих этапах линия выделения контура становится тоньше, а затем дети подводятся к восприятию объектов в естественных условиях.
На ортоптическом и стереопическом этапах коррекционно-педагогической работы тифлопедагог активно опирается на полисенсорную основу восприятия объектов, особенно на зрительное восприятие в комплексе с осязательным.
И. М. Сеченов прекрасно показал, как в зрительном восприятии в свернутом виде сохраняется прежде полученный двигательный опыт, а движение глаз по контуру предмета протекает тем активнее, чем лучше познан предмет двигательно-осязательным путем. Без кожно-мышечных ощущений невозможно формирование восприятия глубины, ориентации в пространстве, формирование бинокулярного стереоскопического зрения. Поэтому на этих этапах коррекционно-педагогической работы большое внимание тифлопедагог уделяет самостоятельной работе детей по воспроизведению действий, направленных на восприятие объекта.
Предложенная система коррекционно-педагогической работы является примерной, требует дальнейшей апробации, а также наглядных пособий, отвечающих задачам работы на каждом этапе.
Коррекционно-педагогическая работа по этой системе дает ощутимые результаты. За 2 года было выпущено 75 детей, у которых значительно восстановилась зрительная функция и некоторые успешно овладели способами и приемами зрительного восприятия, что позволило в дальнейшей учебной деятельности объективно отражать окружающий их мир.
Л. В. ЕГОРОВА