Система коррекционно - педагогической

РАБОТЫ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ

ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С АМБЛИОПИЕЙ

И КОСОГЛАЗИЕМ

Современная тифлопсихология, тифлопедагогика и оф­тальмология определили некоторые пути, средства и задачи совместного комплексного медико-педагогического воздейст­вия на детей с амблиопией и косоглазием по восстановлению их зрения (Э. С. Аветисов, М. И. Земцова, И. С. Моргулис, Л. И. Медведь).

Анализ научных данных и опыта работы специальных детских садов для детей с амблиопией и косоглазием ука­зывает на актуальность разработки системы коррекционно-педагогических воздействий, которые осуществляются парал­лельно с медицинскими воздействиями, а иногда и опережа­ют их в процессе предаппаратной подготовки, развивая зри­тельное восприятие у детей сложных объектов и изображе­ний. Такой подход к восстановлению зрения у детей с ам­блиопией и косоглазием необходим для последующих заня­тий на офтальмологической аппаратуре (Л. А. Григорян и др.).

Система коррекционно-педагогических воздействий ста­вит основной задачей формирование перцептивной активно­сти, потребности, формирование умений, навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают по­знавательные возможности ребенка с амблиопией и косогла­зием и способствуют восстановлению зрительных функций.

Это основное положение, которым руководствуются тифло­педагоги специализированного детского сада в коррекционно-педагогической работе с детьми, вытекает из выводов совре­менных исследований, посвященных развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих (М. И. Земцова, А. И. Зотов, Ю, А. Кулагин, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, Л. И. Солнцева, В.И. Феоктистова).

Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога по развитию зрительного восприятия тесно связывается нами с офтальмологической работой и организуется в соответствии сплеоптическими, ортоптическими и стереопическими этапа­ми лечения. Трехлетний опыт работы в качестве тифлопеда­гога специализированного детского сада позволяет нам по­казать систему работы по восстановлению зрения педагогиче­скими средствами, которая осуществлялась совместно с оф­тальмологами и обсуждалась на Городской научно-практиче­ской конференции и Герценовских чтениях.

Если медицинские плеоптические мероприятия направлены на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредст­вом окклюзии и всевозможных раздражений колбочкового аппарата глаза светом и упражнениями, то коррекционно-пе­дагогическая работа в плеоптическом периоде ставит основ­ной задачей формирование зрительного восприятия посредст­вом раздражений цветом амблиопичного глаза ребенка, а так­же представлений, умений, навыков, определяемых програм­мой детского сада.

Это работе предшествует комплексное обследование по разработанной нами методике с целью выявления соответствия уровня развития конкретного ребенка возрастным и про­граммным требованиям.

Из анализа обследования зрительного восприятия детей с амблиопией и косоглазием (в котором выявлены наруше­ния цветного зрения: синего — голубого — фиолетового, кра­сного — оранжевого — желтого) вытекает необходимость ор­ганизации целенаправленной систематической коррекционно-педагогической работы по формированию цветоощущения, представления о цвете, способствующих качественному вос­приятию, дающих возможность правильного, полного и ярко­го отражения окружающей действительности.

Коррекционно-педагогическая деятельность в периоде плеоптического лечения, как и на других этапах, предполага­ет строгий дифференцированный подход, в основе которого лежит разный уровень цветового восприятия формы, величи­ны и т. д., а также разный уровень психического развития ре­бенка. Учитывается при этом и социальный фактор развития ребенка.

Для коррекционно-педагогической работы дети делятся на несколько групп, которые не являются стабильными и зави­сят на первом этапе коррекционно-педагогической работы от исходного уровня, а в дальнейшем — от успешности овладе­ния способами и приемами зрительного восприятия.

Ниже приводим примерную систему коррекционно-педаго­гической работы, направленной на развитие цветового вос­приятия как основы восстановления зрительных функций. Коррекционно-педагогическая работа с выделенными нами подгруппами строится в зависимости от уровня сформированности цветового восприятия. Система работы такова:

1. Знакомство с цветовыми эталонами.

2. Соотнесение предметов по цвету.

3. Нахождение данного цвета в классификационных и сериационных рядах.

4. Нахождение данного цвета в окружающем мире.

5. Локализация и называние цвета среди массы разно­цветных предметов.

6. Составление рядов из аналогичных по цвету предметов.

7. Нахождение лишнего по цвету предмета в рядах.

8. Составление рядов из предметов в ритмичной последо­вательности (заданной).

9. Закрепление представлений о цвете в микро - и макропространственной ориентировке.

10. Формирование представлений о цветовой насыщен­ности.

11.Формирование представлений о теплых и холодных цветах спектра.

12. Получение из основных цветов спектра (красного, си­него, желтого) промежуточных (оранжевого, зеленого, фиоле­тового).

13. Развитие и закрепление зрительного внимания, памя­ти, цветоощущения в дидактических играх: «Что измени­лось?», «Какого цвета не стало?», «Найди по нескольким при­знакам цвета такой же предмет», «Убери лишнее», «Найди такой же оттенок» (в сериационных и классификационных ря­дах) и т. д.

Роль тифлопедагога при этом направлена на активизацию мыслительной деятельности ребенка, на развитие самостоя­тельности, активности и творчества. Так, например, после на­учения детей получать промежуточные цвета спектра путем комбинации основных детям предлагается в игровой ситуа­ции самостоятельно «Помочь осени раскрасить листья в оран­жевый цвет». Детям даются при этом только две крас­ки — красная и желтая. При формировании представлений о теплых и холодных цветах спектра детей не ждали гото­вые знания, а ставился проблемный вопрос, решить который они должны были самостоятельно. Только после высказыва­ний и предположений детям дается ориентировка теплых цве­тов на солнце, которое бывает красным, желтым, оранжевым.

Развитие цветового восприятия путем растормаживания колбочкового аппарата проводится различными методами. Очень эффективным оказывается метод использования цвет­ных фильтров. Для детей с тяжелыми формами амблиопии используется черно-белая наглядность в силуэтном и контур­ном изображении, восприятие которой обеспечивается тифло­педагогом через красный фильтр. На последующих этапах восприятия формы, величины, пространственных отношений и т. д. используются оранжевый и желтый фильтры. Контур­ное изображение становится тоньше, расстояние между объек­тами уменьшается, так как при этом параллельно идет прео­доление детьми трудностей раздельного видения.

Показателем усвоения способов зрительного восприятия является выполнение ребенком самостоятельных перцептив­ных действий в различных видах деятельности.

Построив коррекционно-педагогическую работу в разделе плеоптики, таким образом, мы наблюдали продвижение детей с исходных уровней на более высокие уровни развития. Такое продвижение часто сопровождается функциональными улуч­шениями зрительного анализатора. Но на определенных эта­пах коррекционно-педагогической работы встречаются случаи, когда перцептивные действия и способы зрительного восприя­тия опережают развитие функций зрительного анализатора.

К мероприятиям ортоптического и стереопического харак­тера переход осуществляется после достижения амблиопичным глазом остроты зрения выше 0,4 и угла косоглазия ме­нее 7—10°. Коррекционно-педагогическая работа тифлопеда­гога на этом этапе, прежде всего, заключается в формирова­нии тех способов зрительного восприятия, которые стимули­руют центральные ямки обоих глаз к совместной деятельно­сти, являющейся основой для плоскостного и стереоскопиче­ского бинокулярного зрения.

Существует ряд нестереоскопических вторичных факторов, с помощью которых человек может судить о пространствен­ных соотношениях и с одним глазом. К таким факторам от­носится линейная и воздушная перспектива, пересечение кон­туров, изменение видимых размеров предмета, образование тени и распределение светотеней на поверхности предметов, нюансы окраски и т. д. Формирование этих вторичных, нестереоскопических факторов восприятия пространства на эмпи­рической основе необходимо как подготовительный этап, по­тому что способность человека воспринимать пространствен­ные соотношения — сложная психофизиологическая и мысли­тельная функция. Программой дошкольного воспитания тре­буется работа с сюжетными многоплановыми картинами, а мыслительная деятельность детей с амблиопией и косоглази­ем не может ждать, когда функция обеспечит бинокулярное восприятие всех объектов картины. Поэтому на первых этапах работы с детьми, страдающими тяжелой степенью амблиопии, выделяется контур объектов второго и третьего плана для то­го, чтобы они были узнаны и включены в мыслительную дея­тельность. На последующих этапах линия выделения контура становится тоньше, а затем дети подводятся к восприятию объектов в естественных условиях.

На ортоптическом и стереопическом этапах коррекционно-педагогической работы тифлопедагог активно опирается на полисенсорную основу восприятия объектов, особенно на зри­тельное восприятие в комплексе с осязательным.

И. М. Сеченов прекрасно показал, как в зрительном вос­приятии в свернутом виде сохраняется прежде полученный двигательный опыт, а движение глаз по контуру предмета протекает тем активнее, чем лучше познан предмет двигательно-осязательным путем. Без кожно-мышечных ощущений невозможно формирование восприятия глубины, ориентации в пространстве, формирование бинокулярного стереоскопиче­ского зрения. Поэтому на этих этапах коррекционно-педагогической работы большое внимание тифлопедагог уделяет са­мостоятельной работе детей по воспроизведению действий, на­правленных на восприятие объекта.

Предложенная система коррекционно-педагогической ра­боты является примерной, требует дальнейшей апробации, а также наглядных пособий, отвечающих задачам работы на каждом этапе.

Коррекционно-педагогическая работа по этой системе дает ощутимые результаты. За 2 года было выпущено 75 детей, у которых значительно восстановилась зрительная функция и некоторые успешно овладели способами и приемами зритель­ного восприятия, что позволило в дальнейшей учебной дея­тельности объективно отражать окружающий их мир.

Л. В. ЕГОРОВА

Наши рекомендации