Индивидуальная карта изучения готовности ребенка к школе
Фамилия, имя:
Диагноз зрительного заболевания:
Ocтрота зрения:
Дата заполнения:
Дефектолог:
Воспитатели:
I. Физическая готовность
I. Состояние здоровья (подчеркнуть):
а) внешний вид
(упитанный, крепкий, румяный, худой, бледный, в меру подвижный, медлительный, легко возбудимый);
б) антропометрические данные:
рост, объем грудной клетки, вес
в) наличие сопутствующих нарушений (опорно-двигательного, артикуляционного аппаратов, нервного статуса, слуха)
г ) количество перенесенных заболеваний по данным листов уточненных диагнозов (корь, скарлатина, ветрянка, воспаление легких и др.);
д) количество перенесенных операций, в том числе и органа зрения.
2. Умения и навыки самообслуживания (подчеркнуть):
а) полное самообслуживание;
б) частичное самообслуживание (нуждается в эпизодической помощи);
в) самостоятельно не может себя обслужить (нуждается и постоянной помощи).
3. Навыки физической культуры
а) бег
б) прыжки в длину с места
в) метание теннисного мяча на дальность
г) равновесие (ходьба с грузом 500—700 г на голове по наклонной скамье прямо и боком, переступание через веревку, поднятую на высоту 30—35 см);
д)участие в подвижных играх (охотно играет вдвоем, в коллективной игре; не принимает участия в коллективных подвижных играх, стоит в стороне).
4. Выводы о состоянии физической готовности к школе.
II. Умственная готовность
1. Наличие знаний об окружающем мире и простейших закономерностях, происходящих в нем
(ребенку предлагают назвать, предметы, которые надевают, обувают люди, которыми обставляют комнату, пользуются в процессе труда и игры и т. д)., а потом назвать предметы каждой группы обобщающим словом: одежда, обувь, мебель, орудия труда, игрушки и т. д.; при затруднениях ребенку дают картинки с изображениями предметов. Причем картинки ребенку целесообразно предложить отобрать из ряда других, не подходящих к данной классификационной группе:
а) о предметах первой необходимости (одежде, обуви, продуктах, мебели, игрушках и т. д.);
б) о предметах трудовой деятельности людей (орудиях труда, профессиях, продуктах труда);
в) о названиях населенных пунктов (стране, городе, селе, улице, площади);
г) о предметах и явлениях живой и неживой природы (растениях, животных, смене времен года, погоде и т. п.).
Знания о растениях включают умение различать деревья, кусты, травы и цветы по существенным признакам (стволу, листьям, плодам);
о животных — умение различать их по месту обитания и способу добычи пищи (домашние и дикие).
д) об общественно-политических понятиях (революции, войне, мире), праздниках и т. п.:
е) об отношениях между людьми (понятия добра и зла).
2. Состояние речевого развития:
а) произношение
(норма, косноязычие, смазанная речь, гнусавость, ротацизм, пропуск звука, смягчение и т. д.);
б) фонематический слухи звуковой анализ (слышит и выделяет первый звук в слове, согласные, все звуки);
в) словарный состав и грамматический строй речи
(внятно, связно, последовательно и полно излагает мысль; фрагментарно излагает отдельные факты, перескакивая
г) семантическая сторона речи (полное, ясное, четкое представление о предметах окружающего мира; неточное представление о многих предметах («кусты — это на них
листочки»); искаженное представление («солома — это сухая трава»).
Произносительная сторона речи, словарный состав и грамматический строй речи определяются в процессе прослушивания рассказа ребенка о наиболее близком ему и знакомом (о семье, квартире, садике, о запомнившемся случае), любимой сказки, стихотворения и т. д.
Фонематический слух проверяется путем произнесения ребенком изолированных звуков по подражанию (ш, з, ж, с, ч, щ, л, р), или путем выполнения им задания на различение звучания слов с оппозиционными звуками (шар — жар). Умение осуществлял» звуковой анализ можно проверить, предложив ребенку назвать последовательно все звуки слова (мак, кукла и др.). Понимание значений слов можно проверил, в процессе подбора слов для контекста из нескольких предложенных (игра «Отбери подходящее слово») или предложив ребенку рассказать о предметах, названия которых помещены в букваре (расскажи и раме, ране, кусте, лисе, соломе и т. д.).
3. Специальные первоначальные знания:
а) в области языка
(различение понятий «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые, мягкие согласные», «ударный слог», «безударный слог» и т. д.);
б) в области математики (знание чисел и цифр в пределах 10, понятие о смежных числах, структуре задачи, основных геометрических фигурах и т. д.);
в) в области изобразительной деятельности (понятие о рисовании, лепке, конструировании, различных видах декоративного искусства — дымковская роспись, хохломской, украинский узор, об орнаменте н рисунке, о семи цветах спектра, черном и белом цвете и т. д.).
4. Элементы учебной деятельности.
Общие способы умственных действий: умение сосредоточиться на учебной задаче; следовать указаниям педагога, работать по инструкции, состоящей из нескольких следующих одно за другим заданий, выделять существенное, обобщать, осуществлять перенос знаний в новую ситуацию, ориентироваться в большом и малом пространстве, сравнивать предметы, пользуясь различными сенсорными эталонами, и последовательно, связно рассказывать о знакомом.
Частные способы умственных действий:
а) в области языка (осуществление звукоанализа, позиционного, слогового, беглого чтения, выделение ударного слога, определение твердых и мягких согласных и т. д.);
б) в области математики
- прямой и обратный счет в пределах 10,
- определение смежных чисел натурального ряда путем присчитывания и отсчитывания единицы,
- счет группами по 2, по 3,
- составление целого из частей,
- решение простых задач в пределах 10,
- определение формы предмета путем сравнения с геометрическими образцами,
- определение величины предмета по высоте, ширине и длине,
- различение понятий «больше», «меньше», и др.
в) в области изобразительной деятельности
- владение скульптурным и смешанным методами лепки,
- определение относительной величины предметов и их части,
- передача в рисунке пространственного размещения предметов,
- рисование контура предмета и закрашивание его, не выходя за пределы, легкими равномерными движениями и др.
5. Выводы о состоянии умственной готовности ребенка к школе:
а) в знаниях об окружающем мире;
б) в специальных знаниях по языку, математике, изодеятельности;
в) в общих особах умственной деятельности;
г) в частных способах умственной деятельности.
III. Личностная готовность
Для выявления личностной готовности создаются специальные ситуации: детям предлагают выполнить дополнительное задание за счет свободного времени вместо игры в уголке, задание — сверхнорма на звание школьника. Так выявляется мотивационная и волевая готовность. Эмоциональная готовность устанавливается в процессе наблюдения за каждым ребенком В повседневной жизни. (Наличие перечисленных качеств обозначать плюсом, отсутствие — минусом, другие данные дописывать).
1. .Мотивационная готовность:
а) сформированность правильных представлений о школе и учении как ответственной деятельности (чем привлекает ребенка школа: внешними атрибутами или желанием
учиться, узнавать новое);
б) сформированность потребности в выполнении учебных заданий.
2. Волевая готовность:
а) подчинение своих действий установленным общим правил.
б) умение самостоятельно преодолевать трудности, совершать волевое усилие над собой, проявлять терпение.
3. Эмоциональная готовность: наличие необходимых коллективистских качеств личности (доброжелательности; умении уступить, попросить о помощи; готовности помочь, идти на самоограничение ради других; умения работать сообща, в едином темпе и ритме, согласовывать своп действия с действиями других, пользуясь вежливыми словами,
поддерживать мажорное настроение и т. д.).
4. Выводы о состоянии личностной готовности ребенка к школе:
а) мотивационная готовность;
б) волевая готовность;
в) эмоциональная готовность к жизни в коллективе.