Индивидуальная карта изучения готовности ребенка к школе

Фамилия, имя:

Диагноз зрительного заболевания:

Ocтрота зрения:

Дата заполнения:

Дефектолог:

Воспитатели:

I. Физическая готовность

I. Состояние здоровья (подчеркнуть):

а) внешний вид

(упитанный, крепкий, румяный, худой, бледный, в меру подвижный, медлительный, легко возбу­димый);

б) антропометрические данные:

рост, объем грудной клетки, вес

в) наличие сопутствующих нарушений (опорно-двигательного, артикуляционного аппаратов, нервного статуса, слуха)

г ) количество перенесенных заболеваний по данным листов уточненных диагнозов (корь, скарлатина, ветрянка, воспаление легких и др.);

д) количество перенесенных операций, в том числе и органа зрения.

2. Умения и навыки самообслуживания (подчеркнуть):

а) полное самообслуживание;

б) частичное самообслуживание (нуждается в эпизо­дической помощи);

в) самостоятельно не может себя обслужить (нуждается и постоянной помощи).

3. Навыки физической культуры

а) бег

б) прыжки в длину с места

в) метание теннисного мяча на дальность

г) равновесие (ходьба с грузом 500—700 г на голове по наклонной скамье прямо и боком, переступание через веревку, поднятую на высоту 30—35 см);

д)участие в подвижных играх (охотно играет вдвоем, в коллективной игре; не принимает участия в кол­лективных подвижных играх, стоит в стороне).

4. Выводы о состоянии физической готовности к школе.

II. Умственная готовность

1. Наличие знаний об окружающем мире и простейших закономерностях, происходящих в нем

(ребенку предлага­ют назвать, предметы, которые надевают, обувают люди, которыми обставляют комнату, пользуются в процессе труда и игры и т. д)., а потом назвать предметы каждой группы обобщающим словом: одежда, обувь, мебель, ору­дия труда, игрушки и т. д.; при затруднениях ребенку дают картинки с изображениями предметов. Причем кар­тинки ребенку целесообразно предложить отобрать из ря­да других, не подходящих к данной классификационной группе:

а) о предметах первой необходимости (одежде, обуви, продуктах, мебели, игрушках и т. д.);

б) о предметах трудовой деятельности людей (орудиях труда, профессиях, продуктах труда);

в) о названиях населенных пунктов (стране, городе, селе, улице, площади);

г) о предметах и явлениях живой и неживой природы (растениях, животных, смене времен года, погоде и т. п.).
Знания о растениях включают умение различать деревья, кусты, травы и цветы по существенным признакам (стволу, листьям, плодам);

о животных — умение различать их по месту обитания и способу добычи пищи (домашние и дикие).

д) об общественно-политических понятиях (революции, войне, мире), праздниках и т. п.:

е) об отношениях между людьми (понятия добра и зла).

2. Состояние речевого развития:

а) произношение

(норма, косноязычие, смазанная речь, гнусавость, ротацизм, пропуск звука, смягче­ние и т. д.);

б) фонематический слухи звуковой анализ (слышит и выделяет первый звук в слове, согласные, все звуки);

в) словарный состав и грамматический строй речи
(внятно, связно, последовательно и полно излагает мысль; фрагментарно излагает отдельные факты, перескакивая

г) семантическая сторона речи (полное, ясное, четкое представление о предметах окружающего мира; неточное представление о многих предметах («кусты — это на них
листочки»); искаженное представление («солома — это сухая трава»).

Произносительная сторона речи, словарный состав и грамматический строй речи определяются в процессе про­слушивания рассказа ребенка о наиболее близком ему и знакомом (о семье, квартире, садике, о запомнившемся случае), любимой сказки, стихотворения и т. д.

Фонемати­ческий слух проверяется путем произнесения ребенком изо­лированных звуков по подражанию (ш, з, ж, с, ч, щ, л, р), или путем выполнения им задания на различение звучания слов с оппозиционными звуками (шар — жар). Умение осуществлял» звуковой анализ можно проверить, предло­жив ребенку назвать последовательно все звуки слова (мак, кукла и др.). Понимание значений слов можно про­верил, в процессе подбора слов для контекста из несколь­ких предложенных (игра «Отбери подходящее слово») или предложив ребенку рассказать о предметах, названия ко­торых помещены в букваре (расскажи и раме, ране, кусте, лисе, соломе и т. д.).

3. Специальные первоначальные знания:

а) в области языка

(различение понятий «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные звуки», «со­гласные звуки», «твердые, мягкие согласные», «ударный слог», «безударный слог» и т. д.);

б) в области математики (знание чисел и цифр в пре­делах 10, понятие о смежных числах, структуре задачи, основных геометрических фигурах и т. д.);

в) в области изобразительной деятельности (понятие о рисовании, лепке, конструировании, различных видах де­коративного искусства — дымковская роспись, хохломской, украинский узор, об орнаменте н рисунке, о семи цветах спектра, черном и белом цвете и т. д.).

4. Элементы учебной деятельности.

Общие способы умственных действий: умение сосредо­точиться на учебной задаче; следовать указаниям педаго­га, работать по инструкции, состоящей из нескольких сле­дующих одно за другим заданий, выделять существенное, обобщать, осуществлять перенос знаний в новую ситуацию, ориентироваться в большом и малом пространстве, сравни­вать предметы, пользуясь различными сенсорными эталонами, и последовательно, связно рассказывать о знакомом.

Частные способы умственных действий:

а) в области языка (осуществление звукоанализа, позиционного, слогового, беглого чтения, выделение удар­ного слога, определение твердых и мягких согласных и т. д.);

б) в области математики

- прямой и обратный счет в пределах 10,

- определение смежных чисел натурального ряда путем присчитывания и отсчитывания единицы,

- счет группами по 2, по 3,

- составление целого из частей,

- реше­ние простых задач в пределах 10,

- определение формы пред­мета путем сравнения с геометрическими образцами,

- опре­деление величины предмета по высоте, ширине и длине,

- различение понятий «больше», «меньше», и др.

в) в области изобразительной деятельности

- владение скульптурным и смешанным методами лепки,

- определе­ние относительной величины предметов и их части,

- пере­дача в рисунке пространственного размещения предметов,

- рисование контура предмета и закрашивание его, не выходя за пределы, легкими равномерными движениями и др.

5. Выводы о состоянии умственной готовности ребенка к школе:

а) в знаниях об окружающем мире;

б) в специальных знаниях по языку, математике, изодеятельности;

в) в общих особах умственной деятельности;

г) в частных способах умственной деятельности.

III. Личностная готовность

Для выявления личностной готовности создаются спе­циальные ситуации: детям предлагают выполнить допол­нительное задание за счет свободного времени вместо игры в уголке, задание — сверхнорма на звание школьника. Так выявляется мотивационная и волевая готовность. Эмоцио­нальная готовность устанавливается в процессе наблюде­ния за каждым ребенком В повседневной жизни. (Наличие перечисленных качеств обозначать плюсом, отсутствие — минусом, другие данные дописывать).

1. .Мотивационная готовность:

а) сформированность правильных представлений о шко­ле и учении как ответственной деятельности (чем привле­кает ребенка школа: внешними атрибутами или желанием
учиться, узнавать новое);

б) сформированность потребности в выполнении учеб­ных заданий.

2. Волевая готовность:

а) подчинение своих действий установленным общим правил.

б) умение самостоятельно преодолевать трудности, совершать волевое усилие над собой, проявлять терпение.

3. Эмоциональная готовность: наличие необходимых кол­лективистских качеств личности (доброжелательности; умении уступить, попросить о помощи; готовности помочь, идти на самоограничение ради других; умения работать сообща, в едином темпе и ритме, согласовывать своп действия с действиями других, пользуясь вежливыми словами,
поддерживать мажорное настроение и т. д.).

4. Выводы о состоянии личностной готовности ребенка к школе:

а) мотивационная готовность;

б) волевая готовность;

в) эмоциональная готовность к жизни в коллективе.

Наши рекомендации