Индивидуальная карта ребенка

1. Пол, ф.и.о.

2. Возраст, дата рождения.

3. Прибытие (когда, откуда).

4. Данные о семье:

Мать_________________________________________________________

Отец_________________________________________________________

Родные______________________________________________________

Опекун_______________________________________________________

5. Адрес закрепленного жилья.

6. Педагогические показатели:

- темп обучения;

- трудности в обучении;

- преобладающие учебные интересы.

7. Психологические показатели:

- тип темперамента;

- особенности характера, его акцентуации;

- образ "Я";

- общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония);

- особенности познавательных процессов;

- профессиональные интересы;

- особенности поведения, тип отклонений в поведении;

- склонности, способности.

8. Социально-педагогическая характеристика:

А. Социальные вредности:

- ранняя алкоголизация;

- никотиновая зависимость;

- употребление токсических и психотропных веществ;

- тяга к азартным играм;

- тяга к асоциальным играм;

- сексуальный инстинкт;

- негативизм в оценке явлений действительности.

Б. Отклонения в социальном поведении:

- грубость;

- драки;

- прогулы;

- недисциплинированность;

- избиение слабых детей;

- вымогательство;

- жестокое обращение с животными;

- воровство;

- нарушение общественного порядка (учет в ИДН);

- немотивированные поступки.

В. Социальная ситуация развития:

- неблагоприятная объективно;

- неблагоприятная субъективно.

Г. Социальный статус:

- лидер;

- приветствуемый в группе;

- принятый без определенных условий;

- примыкающий ценой личностных жертв;

- отверженный;

- изгой.

Д. Уровень социальной адаптации:

Высокий Средний Низкий
1. Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни. Конформизм в отношении норм коллективной жизни. Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни.
2. Баланс индивидуального и социального. Преобладает либо индивидуальное, либо социальное. Дисбаланс индивидуального и социального.
3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками. Неустойчивые отношения с окружающими. Конфликтные отношения с окружающими.
4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям. Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям. Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям.
5. Самоконтроль поведения. Внешний локус контроля поведения. Неуправляемое поведение.
6. Активное участие в жизни детского коллектива. Периодическое участие в жизни детского коллектива. Пассивное участие в жизни детского коллектива.
7. Удовлетворенность своим статусом и отношениями. Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями. Неудовлетворенность своим статусом и отношениями.


Анкета «Адаптация»

1. Нравится ли тебе распорядок дня?

2. Какие отношения складываются у тебя с детьми по классу, по комнате?

3. Какие предметы тебе изучать сложно?

4. В чем заключаются эти затруднения?

5. Чувствуешь ли усталость на занятиях?

6. Какие из предложенных кружков, секций ты посещаешь?

7. Чем ты увлекался до поступления в наш детский дом?

8. Чем бы тебе хотелось заниматься в свободное время?

9. Испытываешь ли ты чувство голода, когда?

10. Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?

11. Какую роль в классе, в коллективе тебе хотелось бы выполнять?

12. Доволен ли ты своими отношениями:

- с взрослыми;

- со сверстниками?

Приложение 14

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОДРОСТКА

Рисунок социальной сети. Подростку предлагается восемь цветных карандашей, соответствующих цветам М. Люшера (красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, серый, черный, коричневый), и лист бумаги.

Инструкция: "В вашей жизни существует определенный круг людей - дома, в школе, в спортивной секции и т.п. Обозначьте себя и этих людей каким-либо символом (кружком, квадратом и т.п.). Используйте разные цвета. Расположите ваших знакомых на рисунке на таком расстоянии от себя, насколько для вас важны отношения с ними. Соедините тех людей, которые общаются между собой".

Затем перед испытуемым раскладывается 8 карандашей, и он должен составить последовательность этих цветов по предпочтению.

После этого социальный педагог беседует с подростком и просит его дать краткую характеристику самому себе и каждому члену сети. Выясняются их взаимоотношения с испытуемым, пол, возраст, род занятий.

Опросник

В дополнение к рисунку социальной сети используется специальный опросник, в который входят три блока:

1) выявление всей социальной сети ребенка;

2) обнаружение "ядра" социальной сети;

3) уточнение ролей каждого члена социальной сети.

Вопросы сгруппированы таким образом, что часть из них раскрывает тех членов социальной сети, которые оказывают инструментальную (материальную) поддержку респонденту, часть - эмоциональную, а часть вопросов касается общности интересов ребенка и членов социальной сети.

Первый блок опросника

При ответе на эти вопросы ребенок, глядя на свой рисунок социальной сети, называет конкретные имена. В том случае, если он говорит, что таких людей у него много, его просят написать только первые восемь человек.

1. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время?

2. С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой?

3. Кто помогал вам в домашних делах последние три месяца?

4. С кем вы проводите свободное время?

5. Кого вы считаете лучшим другом?

6. С кем вы обсуждаете личные проблемы?

7. Кто оказывает вам помощь в принятии важных жизненных решений?

8. У кого вы можете взять в долг значительную сумму денег?

9. С кем вы живете в доме и кого из соседей знаете?

Второй блок опросника

Перед ответом на вопросы второго блока подростку дается задание составить список всех, кто упоминался при ответах на первый блок опросника. Далее его просят дать характеристику каждому из них, учитывая следующие вопросы:

1. Пол каждого упомянутого человека.

2. Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, друг, учитель, тренер и т.д.).

3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях?

4. Кто из них живет близко, а кто далеко?

5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством?

6. Кто из названных людей учится вместе с вами?

7. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию?

8. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы?

Третий блок опросника

Здесь испытуемого просят выделить тех людей, отношения с которыми для него наиболее значимы. Эти люди составляют так называемое "ядро социальной сети". Подросток дает характеристику каждому из них, отвечая на вопросы:

1. Как вы познакомились с этим человеком?

2. Как долго вы с ним знакомы?

3. Как часто вы с ним встречаетесь?

4. Как далеко он от вас живет?

5. Каков его возраст?

6. Каков его род занятий?

Наши рекомендации