Действия шенкелей и поводьев при пассаже
Неправильно считают, что для пассажа всадник должен обладать очень сильными шенкелями. Доказательством ошибочности этого мнения служат примеры езды на пассаже хрупких девушек. Значит, дело не в силе шенкелей, а в умении придать лошади нужное ей равновесие. Шенкеля же только оживляют взятое лошадью равновесие и поддерживают его. Сильное сжимание шенкелями, которое сдавливает лошади ребра, ведет к неестественному положению лошади и движению с поджатым хвостом, тогда как мягкое прикладывание шенкеля с угрожающим положением шпоры и ее тонкие уколы в те моменты, когда лошадь поднимает одностороннюю с ней заднюю ногу, способствуют ее выносу, не нарушая хода и равновесия. Набор же повода в этот момент заставляет заднюю ногу еще более подступить под тяжесть, а переднюю ногу — подняться выше. Действуя только шпорами, наездник не добьется пассажа. Движения лошади будут натянуты, конвульсивны и напряженны. Строгая постановка лошади в повод также не приводит на пассаже к желательным результатам, особенно если она произведена грубо. Она не облегчает движения лошади, а, наоборот, затрудняет их, создавая напряжение в суставах задних конечностей. Поэтому более или менее строгая постановка в повод по необходимости применяется постепенно, когда наездник чувствует, что это не нарушит равновесия лошади и не изменит уже взятого ею темпа, а сделает его более энергичным, высоким и редким и в большей мере подчинит ему лошадь на этом аллюре.
Работа повода на пассаже должна сводиться только к сохранению определенного постава головы и шеи и фиксации в нужном равновесии всей фигуры лошади.
Мастера старой школы с такой точностью вырабатывали крупных и грубых жеребцов на пассаже, что всаднику стоило слегка надавить ногой на стремена, как лошадь начинала пассажировать.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАССАЖА
Усовершенствование пассажа должно заключаться в том, чтобы:
1. Сделать пассаж более четким.
2. Придать ходу любую скорость.
3. Сделать лошадь, идущей пассажем, свободно управляемой при движении по извилистым линиям.
4. Исполнить на пассаже движения в два следа.
Чтобы сделать пассаж более высоким и четким, лучшим и единственным средством следует считать спокойную и мягкую посадку всадника, мягкую чуткую руку и своевременность воздействия шенкелей (в этом и заключается достоинство искусного всадника). Выше уже говорилось, что дрессировщик должен уметь сократить темп пассажа, доведя его почти до пиаффе, и усиливать до возможно большего движения вперед. Вся трудность будет заключаться в том, чтобы в первом случае движение не угасло, а во втором — чтобы движение не потеряло парящий характер, то есть не превратилось бы в рысь. Конечно, увеличивать скорость движения летучего пассажа можно до известного предела, связанного с энергией данной лошади. Пассаж, связанный с большим поступательным движением вперед, требует от лошади большого напряжения сил, и применять его следует только для оживления рабочего темпа, если в шагах появилась вялость и напряженность.
Переходить к пассажу по извилистым линиям следует с большей постепенностью, чем это делается на обыкновенных аллюрах. Большинство лошадей при выходе на вольт или при переменах направления, когда одной из задних ног приходится подступать под корпус больше, чем другой, теряют равновесие и переходят в «неустойчивый аллюр». Следовательно, сокращать радиус поворотов можно только тогда, когда дрессировщик вполне уверен в прочности пассажа и всегда предпочитает чистоту темпа сложности фигур.
БОКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ПАССАЖЕ
То же касается боковых движений, но их крутизна вначале должна быть самой незначительной, потому что они теряют воздушность, как только одна из ног становится в сторону. Поэтому следует немедленно уменьшить крутизну поворота лошади или даже совсем прекратить боковое движение, чтобы сначала восстановить правильный пассаж, а затем с большой осторожностью начинать упражнение снова.
Чем круче движение в два следа, тем больше опасности уклонения задней ноги и, следовательно, потери воздушности. Чем увереннее лошадь начинает идти пассажем в два следа, тем легче станет его сокращение на прямой.
При движении пассажем в два следа всаднику важно чувствовать, ноги какой диагонали лошади стоят на земле и какие подняты, так как пассажировать двумя следами лошадь может только при условии, если она будет расширять движения правого плеча в момент, когда левая нога начинает опускаться на землю. Помощь повода может быть полезной только в момент, когда левая передняя нога поднята и готова опуститься на землю, и только в этот момент целесообразно подать лошадь в сторону; правая нога ее при этом выдвинется вперед.
Если же дрессировщик опоздает с подачей рук в сторону движения и подаст их в то время, когда левая нога уже становится на землю, лошадь не успеет вынести правое плечо для переноса ноги через левую ногу.
Все упражнения на пассаже требуют большого напряжения сил и энергии от лошади, и практиковать их надо короткими репризами. Главное — не количество шагов, а их качество.
ПИРУЭТ НА ПАССАЖЕ
Самым трудным является пируэт на пассаже. Трудность его исполнения, как и на галопе, заключается в том, чтобы, облегчая переднюю часть лошади для движения в сторону, не мешать движению задних ног в ритме пассажа.
Исполняя пируэт на пассаже, наездник делает полуодержку, переводит лошадь в пиаффе и, держа задние ноги на линии плеч, подает руки в сторону вращения пируэта. Если бедра лошади при этом направлены в сторону, то пируэт не получается.