Индивидуальные тактические действия. Индивидуальные действия игрока в защите включают: выбор места и действия при приеме подач, атакующих ударов

Индивидуальные действия игрока в защите включают: выбор места и действия при приеме подач, атакующих ударов, отскочив­шего мяча от блока соперника, блокирования и самостраховке при блокировании.

При приеме подач игрок выбирает место с учетом зоны (радиуса) своих действий и особенностей подачи соперника. При подачах на силу он располагается за средней частью площадки с таким расчетом, чтобы принять мяч снизу на уровне пояса. В том случае, когда сопер­ник чередует подачи на силу с подачами на переднюю линию, при­нимающий должен внимательно следить за действиями подающего. Наиболее надежной информацией предполагаемых действий сопер­ника служит амплитуда замаха при подаче. В любом случае необ­ходимо располагаться не ближе средней части площадки, так как передвижение вперед более благополучно для приема мяча, нежели назад.

При приеме атакующих ударов большое значение имеет анализ игровых ситуаций, что в общем обусловливается игровым опытом.

При выборе места для приема атакующего удара важно опре­делить направление удара, траекторию и направление передачи, удаление мяча от сетки, индивидуальные особенности нападающего, а также учитывать требования принятой системы командных взаимо­действий в защите. Вот некоторая предварительная информация, помогающая более эффективно действовать в защите:

— передача для удара удалена от сетки, следовательно, ата­кующий удар будет направлен в дальние зоны площадки,

— передача занижена и нападающий ускоряет разбег к мячу, косой удар или обман, 35

— передача для удара выполнена на сетку: атака на опере­жение в косом направлении или отбивание мяча кулаком;

— атака против низкорослого блокирующего: удар по задней линии или с отскоком от блока.

При страховке атакующего важно учитывать расстояние до него, характер блока соперника и передачи на удар. Так, если атака вы­полняется с передач, близких к сетке против организованного блока, следует ожидать почти вертикального отскока мяча. Для этого бли­жайшему страхующему необходимо располагаться в 1 м от ата­кующего в низкой стойке с вытянутыми вперед руками для приема мяча снизу.

При атакующих ударах из передач с заниженной траекторией и удаленных от сетки вероятность отскока в глубину площадки уве­личивается. Важнейшими факторами успешных действий игрока в защите являются наблюдательность (внимание) и готовность к дей­ствию.

При блокировании выбор места и своевременность прыжка имеют определяющее значение. При зонном (неподвижном) блоке игрок закрывает только одно направление удара — зону площадки. При подвижном блоке он закрывает направление удара.

Время (момент) для прыжка на блок во многом зависит от ха­рактера передач на удар. При ударах с высоких и средних передач блокирующий прыгает после атакующего. При ударах с низких и скоростных передач — одновременно с атакующим, при атаке на взлете — раньше атакующего.

Вынос рук над сеткой осуществляется в последний момент, что затрудняет оценку характера блока. Однако это не распространяется на те случаи, когда передача выполнена на сетку и атакующий стре­мится выиграть дуэль на опережении. В этих случаях, как и при ударах с близких к сетке передач, вынос рук и перенос их через сетку должен осуществляться активно.

Постановка рук и особенно кистей зависит от направления удара. При ударах по ходу разбега ладони располагают точно напротив мяча почти в одной плоскости. При блокировании косых ударов из зон 4 и 2 руки выносят левее (правее) мяча и одну ладонь повора­чивают навстречу мячу. Аналогично поступают и при ударах с пе­реводами, с той лишь разницей, что при переводе влево руки выно­сят справа от мяча.

При самостраховке после выполнения блока (а иногда и ата­кующего удара) игрок должен помнить, что радиус его действий — вытянутая рука. На этом расстоянии от сетки он обязан, быстро повернувшись после блока, принять отскочивший мяч. Опытные игроки начинают поворот, еще будучи в безопорном положении, что позволяет безошибочно контролировать мяч.

Глава 4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ИГ­РЫ В ВОЛЕЙБОЛ

СПЕЦИФИКА ВОЛЕЙБОЛА И ТРЕБОВАНИЯ К МЕТО­ДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основополагающую роль в построении процесса обучения на­выкам игры в волейбол играют структура соревновательной дея­тельности и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе. Следует выделить такие основные положения.

Основу волейбола составляет игровая деятельность, которая носит характер соревновательного противоборства, регламентируе­мого специальным кодексом правил. Речь идет о соревновательной игровой деятельности волейболистов.

Для игровой деятельности характерны постоянно изменяющиеся условия борьбы на площадке в связи с тем, что действия игроков и команды находятся под непрерывным контролем соперника, ста­рающегося разрушить защиту, атаку и т. п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта — сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изме­нения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень и сроч­ность решения задач, которая зависит от быстроты действия игроков, значительно повышается.

Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индиви­дуальной тактикой и наличие достаточной физической подготов­ленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Помимо этого, необхо­димы отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.

Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных дейст­вий — технических приемов и тактических действий, а также в необ­ходимости выполнять их многократно в процессе соревнования (в одной встрече, в серии встреч) для достижения спортивного резуль­тата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единич­ными соревновательными упражнениями (например, прыжки, мета­ния) оптимальное сочетание двух факторов — двигательного потен­циала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания). В волейболе, кроме этого

важнейшее значение имеют тактические действия как форма реа­лизации технико-физического потенциала спортсменов в специфи­ческой — игровой — соревновательной деятельности. К этому надо добавить, что соревнование, как правило, состоит из нескольких игр и длится несколько дней.

Специфика волейбола отчасти заключена в самом названии иг­ры: «волей» в переводе с английского означает «на лету», «бол» — «мяч». Суть в том, что все технические приемы выполняются в усло­виях кратковременного прикосновения руками к мячу. Этим обу­словлено наличие в движениях волейболистов ударных действий.

С учетом структуры соревновательной игровой деятельности можно определить круг факторов, влияющих на эффективность со­ревновательной игровой деятельности. Наиболее существенными факторами являются:

оснащенность спортсменов техническими приемами и тактичес­кими действиями (арсенал техники и тактики);

«применяемость» технико-тактического арсенала (умение при­менять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия);

эффективность (выигрыш, ошибки) игровых действий;

мастерство выполнения игровой функции;

активность («агрессивность», творчество) в игре — с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;

уровень развития специальных качеств и способностей;

морфологические признаки (в первую очередь длина тела);

морально-волевые качества.

Таким образом, специфика игры обусловливает следующие ос­новные направления методики обучения волейболу:

1. Развитие у учащихся способности согласовывать свои дей­ствия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).

2. Развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственно воздействия руками на мяч.

3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориенти­ровки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в осно­ве тактических способностей.

4. Овладение широким арсеналом (набором) технико-тактичес­ких действий, необходимых для успешного ведения игры.

Таким образом, как видим, отмеченные особенности игры предъяв­ляют исключительно высокие требования к разносторонней подго­товке занимающихся: уровню их физических и интеллектуальных качеств, навыков игры. Понятно поэтому, что высокая степень мас­терства в волейболе может быть достигнута только при длитель­ном планомерном и квалифицированном обучении начиная с детско­го возраста.

Начинать заниматься волейболом предпочтительно с 10—12 лет. В этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности

позволяет успешно формировать у детей «волейбольные» двигатель­ные навыки и обучение их спортивной технике проходит успешнее, чем новичков более старшего возраста и взрослых. Объясняется это большой пластичностью нервной системы детей. Развитие интел­лекта, волевых качеств, способностей к более устойчивому внима­нию также дает возможность проводить занятия достаточно эффек­тивно. Уровень физического развития и двигательных качеств поз­воляет (при соблюдении определенных методических правил) успеш­но овладеть рациональной техникой волейбола. У детей 10—12 лет имеются благоприятные физиологические условия для деятельности организма благодаря гармоничности и пропорциональности в раз­витии внутренних органов по сравнению с последующим периодом — периодом полового созревания.

Следует добавить, что вообще игры у детей составляют одну из основных форм проявления их жизненной активности. Благопри­ятен для детского возраста и сам характер двигательной деятель­ности в спортивных играх, в первую очередь наличие частых оста­новок, пауз.

Говоря о спортивной подготовке волейболистов в условиях шко­лы, необходимо отметить, что это многолетний процесс. Он строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. Продолжительность многолетней подготовки резервов находится в пределах границ:

верхняя — период включения в составы команд высших разрядов и нижняя — предельный возраст, позволяющий успешно решать задачи специализированной спортивной подготовки (правильное ов­ладение спортивной техникой прежде всего).

При определении оптимальной нижней возрастной границы для начала занятий волейболом важно учитывать два важнейших фак­тора: занятия не должны наносить ущерб здоровью занимающихся и должны быть ощутимо эффективными с точки зрения решения спе­циальных задач спортивной подготовки.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Наши рекомендации