Структуры педагогической науки.
Постоянное развитие науки о воспитании и образовании привело к тому, что педагогикуопределяют как систему наук, включающую в себя значительное число дисциплин, имеющих самостоятельный предмет исследования. Структуру педагогики составляет ряд научных дисциплин, одни из которых имеют многовековую историю, другие же появились совсем недавно.
Общая педагогиканаправлена на изучение основных закономерностей образования, воспитания и обучения человека. Возрастная педагогикаизучает особенности воспитания и образования человека в зависимости от возрастного периода его развития: подразделяется на ясельную, дошкольную, школьную и педагогику взрослых.
Например, педагогика школы– это самая развитая и богатая отрасль науки о воспитании и образовании. Школьная педагогика имеет многовековую историю. Накопленный опыт в формировании личности детей школьного возраста самых различных социально-экономических слоев позволяет осуществлять образование детей этого возраста на высшем уровне, школьная педагогика является основой для построения науки вузовской педагогики. Педагогика высшей школыимеет множество особенностей, специфичных для этой отрасли педагогической науки. Развитие педагогики высшей школы зависит от взаимообмена теорий и технологий вузовского и школьного обучения. Дидактические и методические разработки создаются в двух направлениях – вузовском и школьном.
Дефектологияотносится к отрасли специальной педагогики, в которой разрабатываются теория, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии. Лечебнаяпедагогика находится в тесном контакте с медициной; предмет лечебной педагогики – образовательно-воспитательная деятельность педагогов с детьми со слабым здоровьем.
Производственная педагогиказанимается изучением закономерностей обучения работающих, повышением их квалификации. Военная педагогиказанимается изучением закономерностей воспитания и обучения в военных учебных заведениях и частях Вооруженных сил военнослужащих всех рангов.
Педагогика третьего возрастанаходится в стадии становления, она разрабатывает систему образования людей пенсионного возраста, помогая пожилым людям в преодолении страха перед утратой их активной роли в жизни общества.
Исправительно-трудовая педагогиказанимается разработкой теоретических и методических основ в перевоспитании лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Эта отрасль педагогической науки находится в тесном взаимодействии с юриспруденцией и правоведением.
К педагогическим наукам относятся методики преподаванияучебных дисциплин: языка, литературы, истории, физики, математики, биологии и т. д. Относительно молодая отрасль – социальная педагогика– исследует проблемы, связанные с социализацией личности, происходящей во все периоды жизни человека, начиная с рождения и во всех видах деятельности, которую он осуществляет.
9. Педагогика в контексте интеграции научного знания. Междисциплинарный подход в педагогических исследованиях.
Идеи интеграции различных областей знаний встречались уже в работах древнегреческих философов Аристотеля, Платона, а также в трудах их последователей - Канта, Гегеля. Научное обоснование этой проблемы представлено в трудах отечественных ученых: И.П. Павлова, Н.И. Вавилова и др.
В кратком словаре интеграция понимается как объединение в целое каких-либо частей, элементов; процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с их дифференциацией
Большинство исследователей считают, что возникновение явления интеграции является закономерной характеристикой современного уровня развития науки, и на основе этого слияния возникает качественно иное, обогащенное научное знание.
Интеграционные процессы в обязательном порядке приводят к образованию нового целого и одновременно к обогащению составляющих интегрируемых компонентов.
Возможности построения образовательного процесса в педагогике на основе интеграционных механизмов также имеют достойное историческое и научное обоснование. Значительный вклад в формирование данного научного знания внесли труды Я.А. Коменского и его последователей. В целом, на сегодняшний день в педагогической практике научно обоснованы общетеоретические и педагогические аспекты интеграции, сложилась определенная система взглядов на само понятие.
В педагогике интеграция трактуется как высшая форма объединения целевых установок, принципов, содержания обучения и воспитания, обеспечивающих у обучающихся формирование новых знаний.
Своеобразна трактовка интеграции в коррекционной педагогике. Под интеграцией, прежде всего, представляется процесс включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в окружающий социум. Коррекционная педагогическая практика имеет достаточное количество работ методического плана, обосновывающих этот процесс. Однако наряду с этими имеются труды, обосновывающие интегрированное обучение.
Анализ научных разработок интересующего нас плана позволил увидеть, что обоснование эффективного интеграционного процесса ведется в трех направлениях: методологическом, теоретическом и практическом.
Анализ наработок теоретического плана показал, что в образовательной практике процесс интеграции может быть условно представлен в трех направлениях:
- через субъекты развития (дети дошкольного возраста, школьники, студенты);
- через системные формы образования (общее, начальное, среднее, дополнительное, высшее профессиональное и пр.);
- через различные виды ведущей деятельности, выполняющей развивающую функцию (учебно-познавательная, учебно-профессиональная, творчески ориентированная и пр.).
Обобщение теоретико-методического опыта позволяет выделить механизмы интеграции на таких уровнях как:
1) Внутрипредметная интеграция содержания. Примером такого процесса является систематизация содержания внутри одной образовательной дисциплины, переход от разрозненных фактов к целостной системе знаний. Примером такой интеграции выступает общеизвестная концепция укрепления дидактических единиц, разработанная ученым практиком П.М. Эрдниевым, обосновавшим технологию обучения математике.
2) Межпредметная интеграция содержания. В данном случае законы, положения одной предметной области активно используются в обучающем процессе другой. Интеграционное взаимодействие здесь может быть как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях. Примером такого взаимодействия является интегрированный урок, использующий в своем содержании части учебного материала двух-трех учебных
дисциплин. Также в педагогической практике наблюдаются и интегрированные курсы, объединяющие несколько учебных дисциплин в одну.
3) Межсистемная интеграция содержания. Примером такого интеграционного процесса может выступать система дополнительного образования, ориентированная на социализацию, обучение и саморазвитие (Вульф).
Подводя итог проведенного анализа педагогической интеграции можно отметить ее положительные моменты:
1) Интегрированное содержание обучения является ёмким и позволяет формировать у обучающегося такие характеристики мышления как системность, альтернативность, диалектичность.
2) Интегрированные понятия позволяют формировать способность обобщать, давать емкие характеристики.
3) При интеграции различных компонентов обучения формируется способность целостно воспринимать мир, привлекать для этого различные способы познания.
Изучение проблемы интеграции показало, что предпосылки интегрированного обучения обусловлены как исторически, так и требованиями современных образовательных реалий. Построение педагогического процесса на ее основе позволяет формировать всестороннюю личность, обладающую системным мышлением, самоанализом, способностью принимать решения.
Педагогика и искусство.
Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства".
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.
Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, а искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
11.Основные категории педагогической науки.
ВОСПИТАНИЕ – в широком смысле – передача жизненного опыта; в узком смысле - формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.
ОБРАЗОВАНИЕ – (Говорят, образование – это то, что остается, когда все выученное уже забыто. Что же остается? Система представлений, т.е. системное мышление) Следовательно, образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности.
ОБУЧЕНИЕ – процесс взаимодействия учителя и ученика.
РАЗВИТИЕ – создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей
ФОРМИРОВАНИЕ – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственой сферах
САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ – педагогические процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности)
Связь педагогики с другими науками.
Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.
Науки о человеке как социальном существе | Науки о человеке как биологическом существе | Точные науки, техника |
История Философия Психология Социология Искусствознание Этнография Экономика Политология Религиоведение И т.д. | Биология Медицина (анатомия физиология мед.психология радиология и т.д.) | Математика статистика Т С О Технич. ср-ва фиксации: кино-, фото-, звуко-, видеозапись |
Образование как категория педагогической науки.
Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек – это личность, способная мыслить логически, обладающая определенным уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития. Образование необходимо для реализации потребности общества в развитых, образованных людях. Оно осуществляется путем обучения в образовательных и специальных учебных заведениях. Эта система имеет ряд подсистем, каждая из которых имеет определенные цели и содержание, формы и методы обучения.
Цели образования:
1) жизнеобеспечение общества в конкретных исторических условиях;
2) развитие его производительных сил, общей культуры и цивилизованности;
3) укрепление гражданского статуса отношений и морально-трудовых устоев членов общества. Учебный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве.
Детей необходимо приучить к активной мыслительной деятельности, к самостоятельности мышления именно эти качества помогут им заменять неактуальные знания актуальными.
Обучение – одно из главных составляющих целостного педагогического процесса наряду с воспитанием и развитием. В начале ХХ в. в понятие обучения стали включать два основных компонента: преподавание и учение. Преподаваниепонимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение– как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.
Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1)двусторонний характер.
2) совместная деятельность ученика и учителя.
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.