Становление педагогической науки. Объект, предмет и задачи педагогической науки.

Становление педагогической науки. Объект, предмет и задачи педагогической науки.

Народная педагогика возникла как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельностью людей.

Виды, дошедшие до нас:Пословицы. Поговорки. Традиции. Обряды. Обычаи и др.

Представляет совокупность житейских представлений и практического опыта, формирование личности в детском возрасте.

Педагогика(«пайдос »- дитя, «аго» -вести)- детоведение, детовождение.

Педагог-1. Раб, ведущий ребёнка в школу. 2.Человек, который учит детей.

В 17-18 вв. в Европе появляются первые университеты, где готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, госчиновников и др.

Причины формирования педагогики как науки:

1. Развитие капиталистических( производственных) отношений требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для производства à проблема разработки новых систем обучения и воспитания.

2. Накоплен богатейший практический и теоретический опыт, который нуждался в систематизации.

Чешский педагог Ян Амос Каменский в трудах «Великая дидактика» , «Общие советы об улучшении человеческих вещей» заложил основы теории обучения , обосновал классно-урочную систему , принципы обучения.

Английский философ Френсис Бэккон (1623) в трактате «О достоинстве и увеличении наук», классифицируя науки, называет и педагогику.

17 в. –педагогика стала наукой.

18 в. (Германия) – появляются специальные учебные заведения по подготовке учителей à педагогика стала учебной дисциплиной.

Андрогогика -« мужчина + вести» Антропогогика- « человек + вести»

Педагогика- наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

Объект- человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предмет- педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Постоянные задачи:

1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания , обучения, образования.

2. Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

3. Внедрение результатов исследования в практику.

4. Разработка новых методов, средств, форм обучения и воспитания.

5. Прогнозирование образования на ближайшее и отдалённое будущее.

6. Внедрение современных и информационных технологий.

Временные задачи:

1. Создание электронных учебников, библиотек.

2. Разработка государственных образовательных стандартов и требований.

3. Анализ конфликтов «учитель- ученик».

Связь педагогической науки с другими науками.

Базовые науки

Философия разрабатывает понятия сущности человека, а педагогикаизучает формирование сущности и духовного мира человека.

Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика –законы управления развития человека.

Общие методы: тесты, интервью, опросы.

Физиология помогает правильно дозировать учебную нагрузку.

Социология и педагогика выявляют основные тенденции социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Политология раскрывает патриотические, нравственные, эстетические аспекты политической деятельности.

2). Естественные науки( биология, химия, астрономия) изучают мир живой и неживой природы, взаимодействие человека с ним.

3). Математические и технические науки( мат-ая статистика, эргономика, информатика) обеспечивает средствами для диагностической и исследовательской работы.

4).Гуманитарные (история, логика и т.д. ) изучают духовный мир человека в различных его проявлениях.

5). Науки об искусстве( литературоведение, музыковедение) дают материал для формирования эстетических и нравственных ценностей.

6). Медицинские науки помогают разработать специальную систему обучения и воспитания для больных школьников.

Образование как общечеловеческая ценность.

Мировые социокультурные тенденции:

1. К смене типа культурно-исторического наследования.

Типы культуры:

А)постфигуративный- дети и взрослые учатся у предшественников.

Б)конфигуративный- у сверстников.

В)префигуративный- взрослые учатся и у детей тоже.

2. к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре, искусству, религии, здравому смыслу, опыту проектноконструкторской деятельности.

3. к изменению роли науки- ценность науки в том, насколько она помогает решать практические проблемы общества и человека.

4. к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.

5. к национально-культурной и экономической регионализации. Повышение интереса к региональным программам культурного и экономического развития.

Влияние социокультурных тенденций направлено на:

-формирование образовательными средствами у человека позиции активного субъекта в своей жизни.

-ориентацию образовательных программ на учёт культурных и общечеловеческих ценностей.

-рост культурного плюрализма ,самобытности человека.

-расширение способов передачи и получения культурно-исторического опыта.

Глобальные мировые проблемы:

-разрушение природной средыàугроза среде обитания человека.

-истощение материально-сырьевых ресурсовàих нехватка.

-возможные удвоения населения Землиàпроблема продовольствия.

-гонка вооружений, военный бюджет становится опасным и непосильным для человечества.

-дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странамиàугроза международного терроризма.

-кризис здравоохраненияàухудшение генофонда.

Необходимо изменить образ жизни, характер взаимодействия с природой, стиль общения друг с другом. Образование должно развивать способность понимать глобальные проблемы и на научной основе из разрешать.

Социокультурная ситуация в РБ характеризуется переходом :

-от тоталитарного общества к демократическому;

-от статического состояния к динамическому;

-от революционного развития к эволюционному;

-от мировоззренческого единства к плюрализму;

-от индустриального общества к информационному.

Впервые процесс развития всех сфер общества становится его неотъемлемой характеристикойà образование должно готовить ответственную, способную перестраивать самостоятельно свою жизненную стратегию, личность.

Образование как механизм развития личности и общества в целом. Образование как процесс.

Главная задача общества не столько в усвоении готовых рецептов действий, сколько подготовка личности к овладению новыми методами, поддержанию познания, формирование готовности работать в новых условиях.

Основные функции образования в обществе
Воспроизводство культуры, опыта деятельностиà образование-отрасль социокультурной практики. Функция развития личности и обществаà образование- всеобщая форма развития личности и общества.
Реализуется посредством
Традиционно-теоретической , знаниевой, предметно-ориентированной модели: трансляция культурно-исторического опыта посредством образцов, воспроизводство готовых знаний ,умений, навыков. Универсальной, способностной, деятельностной, личностно-ориентированной модели: не столько трансляция, сколько развитие универсальных способностей к рефлексии, мышлению, диалогу, анализу ситуации, определению способов достижения результатов, новых типов деятельности.
Осуществляется в
Традиционном обществе Динамическом обществе
Формируется
Единый тип мировоззрения, образа жизни с конкретными идеалами, ценностямиà жизнь по традиционным схемам; личность, готовая к жизни и труду в неизменяющихся условиях.   Способная к самоопределению личность, развитым интуиционным мышлением, готовая к самообразованию, продуктивному сотрудничеству, решению задач в новых условиях.
       

Задачи развития личности могут быть решены преимущественно в универсальной модели образования, когда учебная деятельность приобретает личностно-ориентированный характер и исследовательскую деятельность . В соответствии с функцией развития, образование рассматривается как форма развития личности, а через неё и всего общества. «Думай глобально, действуй локально».

Цель универсальной модели образования:

1. Развитие личностных способностей к самоопределению.

2. Учёт целей и интересов, индивидуальных способностей обучающихся и педагогов.

3. Совместная, согласованная учебно-поисковая деятельность обучающихся и педагогов.

Задачи:

1. Овладение конкретной информацией и обобщёнными способами знаний, мышления и выполнение разных видов деятельности.

2. Разработка и реализация деятельностного типа, содержания обучения, где учитывается самоопределение учащихся.

9.Анализ состояния современной практики образования. Основные положения новой образовательной парадигмы.

Формирование и развитие образовательной системы в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Национальная система образования базируется на Конституции РБ, законах «Об образовании в РБ», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребёнка», других нормативно-правовых документах, регламентирующих её деятельность.

Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: 1) подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира; 2) обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения; 3) воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.

Мировые образовательные тенденции. 1.Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости. 2.Трансформация понятия образования. 3.Концепция непрерывного образования. Среднего и даже высшего образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации "Дженерал Моторс" говорит об этом следующим образом: "Нам нужны специалисты не с четырех- и даже шестилетним, а с сорокалетним образованием". 4.Развитие рыночных отношений в сфере образования. 5.Интеграция образования (его глобальность).

Позитивные тенденции в развитии сист. образования: 1) гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися; 2)вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых востребованных специальностей и специализаций (право, информатика); 3) разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ; 4) дифференциация (разн-зие) сети учреждений образ-я; 5) переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (бакалавров и магистров); 6) использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (спонсоров, благотворительные средства).

Негативные тенденции в образовании

· Отриц. влияние соврем. школы на здоровье учащихся:неспособность детей справиться с учебной программой; усложнен. и перегруж. учебные программы и учебники; чрезмерная учебная нагрузка учащихся (40—42 р. ч.).

· Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением.

· Унификация образовательного процесса в учебных заведениях (без учета интересов и способностей детей).

· Бюрократизм и формализм в системе образования: дидактоцентризм(реализация учебных планов не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника)предметоцентризм(т. е. содержание учебных дисциплин носит информативный характер, не достаточно служит целям самопознания личности)

· Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы (медалисты).

· Отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.

· Наметился кризис дополнительного образ-я и системы организации досуга детей: сокращ-ся секции и кружки.

· Формируются негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость к противоположным взглядам, мнениям, культурам и религиям; низкий уровень культуры общения.

Основные положения новой образовательной парадигмы Главная цель образования - развитие творческой, самост., ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира.

Основные положения новой образов. парадигмы:

· ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

· изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, к посреднику между учеником и учебным предметом как элементом культуры).

· ориентация образ-я на развитие у обучающ-ся мыследеятельностн. (аналитич., рефлексивн.) способностей;

· установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок — ключ к познанию человека).

· Выход видится в переходе от «школы памяти» к «школе мышления и действия», т. е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включ-е в сод-е образ-я спос-в анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях.

Важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения предшествующего опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.

10.Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь

Образование– процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Ггосударственная политика в сфере образования направлена на:

· Обеспечение прав граждан на доступность и бесплатность образования;

· Всеобщность и обязательность образования;

· Осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

· Доступности дошкольного, проф-тех, среднего специального и высшего образования;

· Обеспечение преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

· Содержания образования на основе приоритета нац и общечел ценностей,

· Обеспечение качества образования;

· Обеспечение гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей.

Национальная система образования в РБ в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

· дошкольное воспитание (ясли, детсад, ясли-сад, дошкольный центр развития ребёнка)

· общее среднее образование (начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, лицей, школа-интернат);

· внешкольное обучение и воспитание (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и др.);

· профессионально-техническое образование;

· среднее специальное образование;

· высшее образование;

· подготовку научных и научно-педагогических кадров;

· повышение квалификации и переподготовку кадров;

· самостоятельное образование граждан

Основные принципы построения системы образования в РБ:

- доступность, - открытость; - свободное развитие личности; - научность, - бесплатность общего образования; - демократичность, - гуманность, -вариативность типов школ, - светский характер образования,

Новыми типами учебных заведений для РБ являются гимназия, лицей, колледж, высшее проф. училище. Они призваны обеспечивать повышенный уровень общего среднего и проф. образования.

Нововведения:

- увел-сь кол-во часов на фак-вы; - с 01.09 по 01.06; - 6-й день – спортивномассов. мероприятия, фак-вы; - нету повыш. и углубл. изуч-я предметов в школе; - ин. яз. с 3-го Кл. 2 раза в нед.; - вместо обществоведения предмет чел. и гос-во; - в 9 кл. черчение; - нету МХК; - инф-ка с 6 по 11 Кл.; ИЗО до 5 кл.; - музыка до 4 кл

11.Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.

Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие, по результатам которой присваиваются соответствующая квалификация, а также (возможно) степень магистра.

Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда и потребности многих молодых людей в получении высшего образования. Закон «О высшем образовании» принят 14 июня 2007 года.

Целями реформирования системы высшего образования в РБ выступают:

a. повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

b. формирование проф. мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников ВУЗа к постоянно изменяющимся условиям проф. деятельности;

c. воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и соц.-культ. жизни общества.

Основными направлениями развития высшей школы является разработка и внедрение в образовательный процесс ВУЗов:

1. Структурно-организационные изменениянаправлены на совершен-ние структуры высш. обр-я, что предполагает: а) переход к двуступенчатой системе подготовки специалистов (бакалавриат и магистратуру).

Бакалавр – 4 года, общая соц.-гуман. и естеств.-научн., общая профес. и спец. подготовка в соотв-и со спец-ю – высш. кол-ж, институт, акад-я, унив-т.

Специалист – 5 лет – методолог., псих.-пед., лингвист. ,дополнит. гуманит., научн., проф. подготовка в соотв-и со спец-ю и специал-й - институт, акад-я, унив-т.

Магистр – 6 лет – угдублен. проф., экон. подг-а, фундамент., научно-исследов., научно-пед. подг-а.

Первая ступень высш. образ-я обеспечивает подготовку специал-в с высш. образов-м, обладающих знаниями, трудоустр-во с учётом присвоен. квалиф-и (4-5 лет );

Вторая ступень высш. образ-я (магистратура) обеспеч-т формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследов. (присваивается диплом магистра (1-2 года).

б) диверсификацию типов ВУЗов: высший колледж, институт, академия, университет.

Классический университет – подготовку специал-в по разным профилям, переподг-ку и повышение квалификации.

Профильный университет (академия, консерватория) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов одного или нескольких профилей.

Институт – подготовку специалистов по одной или нескольким близким специальностям одного профиля.

Высший колледж – подготовка специал-в на первой ступени высшего образования по среднего спец. образования.

в) интеграция средне-спец. и высш. образ-я (создание университетских комплексов: ССУЗ- ВУЗ).

2. Содержательно-технологические инновациинового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки:

1)обновление или создание новых учебных планов(2 ступени); 2)освоение студентами нового содержания обучения: использование учебно-методических комплексов: лекций, учебники и пособия.

Большое вним-е должно удел-ся самообраз-ю и саморазв-ю студентов, т.к. процесс овладения проф-й происходит на личностном уровне. Этого можно достичь создан-м и внедрен-м личностно-ориент. и развив. технологий.

3. Создание ресурсного обеспечения подготовки спец-в:

- нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего госуд. классификатора специальностей и квалиф-й);

- кадровое (повышение квалификации преподав-й ВуЗов;

- материально-техническое (обновление материально-технической базы);

- финансовое (расширение образовательных и коммерческих услуг).

Сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги к интеграции в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением нашего международного сотрудничества в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Другое направление — это интеграция в Европейское образовательное пространство.

Объективные факторы.

1) природно-климатические условия

2) неблагоприятные услвоия проживания, связанные с экологическим загрязнением

3) общество и государство, в которых он живет.

4) группа сверстников.

7) семья

Субъективные фаторы:

1) воспринимате ли себя жертва таковой

2) индивидуальные особенности, нормы и отношения ближайшего поведения (благополучный человек может считать себя жертвой социализации).

Нарушения могут приводить к асоциальному или девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе.

Причины девиаций в поведении молодых людей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценностных ориентациях молодежи, в результате неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов.

16.Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

Сегодня воспитание понимают как:

1. как передача социального опыта и мировой культуры.

2. Воспитательское воздействие на человека, группу людей или коллектив(прямое и посредственное)

3. Организация образа жизни и деятельности

4. Воспитат. Взаимодействие воспитателя и воспитанника.

5. Создание условий для развития личности воспитанника, т.е. оказание ему помощи.

Типы семей

1)В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. 2)По количеству поколений они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей.3) По составу: если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официального брака их родителями. Как видим, семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь.

В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них.

4)Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная, или скандально-раздражительная.

М.И. Буянов называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

5)У педагогов-практиков принято деление семей на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.

Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети нездоровы, т. к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или, наоборот, пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т. е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

В.В. Чечет определяет понятие «семейное воспитание» в широком и узком смыслах слова.

Семейное воспитание в широком смысле слова — это одна из наиболее древних изначальных форм социализации и воспитания детей, органически соединяющая объективное влияние культуры, традиций, обычаев, нравов народа, семейно-бытовых условий и взаимодействие родителей с детьми, в процессе которого происходит полноценное развитие и становление их личности.

Под семейным воспитанием в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:

1) гуманность и милосердие к ребенку;

2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

3) открытость и доверительность отношений с детьми;

4) оптимистичность взаимоотношений в семье;

5) последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;

6) оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;

7) социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

Содержание семейного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности человека: духовную (мировоззренческое воспитание, самовоспитание, эстетическое воспитание); гуманитарную (нравственное воспитание; воспитание культуры речи; подготовка к семейной и супружеской жизни); организационную (правовая и политическая культура личности, ее активная жизненная позиция); материальную (трудовое воспитание, экологическое, воспитание культуры здорового образа жизни).

Семья в силу глубокой специфичности ее воздей­ствия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных кол­лективов.

Необходимость семейного воспитания объясняет­ся следующим.

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни. Физическое развитие связано с нала­женностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуаци­ях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функ­ция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрас­тах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшает­ся, а в старческом возрасте вновь становится домини­рующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в пер­вые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как прави­ло, дифференцированно относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой со­циализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умствен­ном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что развитие в коэффициенте умственно­го развития детей, выросших в благополучных и небла­гополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а так­же влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овла­дении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семей­ных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жиз­ненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-пси­хологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самоприня­тия, аспекты и эффективность самореализации.

Становление педагогической науки. Объект, предмет и задачи педагогической науки.

Народная педагогика возникла как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельностью людей.

Виды, дошедшие до нас:Пословицы. Поговорки. Традиции. Обряды. Обычаи и др.

Представляет совокупность житейских представлений и практического опыта, формирование личности в детском возрасте.

Педагогика(«пайдос »- дитя, «аго» -вести)- детоведение, детовождение.

Педагог-1. Раб, ведущий ребёнка в школу. 2.Человек, который учит детей.

В 17-18 вв. в Европе появляются первые университеты, где готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, госчиновников и др.

Причины формирования педагогики как науки:

1. Развитие капиталистических( производственных) отношений требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для производства à проблема разработки новых систем обучения и воспитания.

2. Накоплен богатейший практический и теоретический опыт, который нуждался в систематизации.

Чешский педагог Ян Амос Каменский в трудах «Великая дидактика» , «Общие советы об улучшении человеческих вещей» заложил основы теории обучения , обосновал классно-урочную систему , принципы обучения.

Английский философ Френсис Бэккон (1623) в трактате «О достоинстве и увеличении наук», классифицируя науки, называет и педагогику.

17 в. –педагогика стала наукой.

18 в. (Германия) – появляются специальные учебные заведения по подготовке учителей à педагогика стала учебной дисциплиной.

Андрогогика -« мужчина + вести» Антропогогика- « человек + вести»

Педагогика- наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

Объект- человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предмет- педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Постоянные задачи:

1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания , обучения, образования.

2. Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

3. Внедрение результатов исследования в практику.

4. Разработка новых методов, средств, форм обучения и воспитания.

5. Прогнозирование образования на ближайшее и отдалённое будущее.

6. Внедрение современных и информационных технологий.

Временные задачи:

1. Создание электронных учебников, библиотек.

2. Разработка государственных образовательных стандартов и требований.

3. Анализ конфликтов «учитель- ученик».

Наши рекомендации