Исследование знаний и умений по математике.
Й класс
Параметры изучения: знание последовательности чисел, умение читать, записывать и сравнивать числа. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности. Уровень овладения конкретным счетом (пересчитывает, дотрагиваясь до каждого предмета; пересчитывает, зрительно соотнося число с соответствующим предметом). Соотнесение числа, количества и цифры. Состав числа. Степень овладения вычислительными операциями сложения и вычитания (считает на пальцах, отвлеченно, трудности при вычислениях с переходом через разряд). Умение решать простые задачи на сложение и вычитание. Понимание и сохранение в памяти условия задачи; логичность рассуждений при решении задач. Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание.
Задания для проверки:
1. Посчитать от единицы до какого-либо числа и обратно. Посчитать от заданного числа до другого заданного числа (от 9 до 5, от 12 до 19, от 9 до 15, от 7 до 2, от 13 до 18, от 21 до 16). Назвать «соседей» каждого из чисел: 18, 6, 15, 3, 19.
2. Счет предметов, обозначение количества предметов цифрой (показать третий гриб, пятый стул, седьмой круг).
3. Угадай пример:__ =8, 10=___
4. Решить примеры: 2+9*21+63, 28+30, 16+2, 11-2, 4+60, 8+2, 1 + 16, 54+30.
5. Сравнить и поставить знаки: <,>,=.
80+10... 10+80 15-8...17-8
13-6... 13-7 I5...9+7
6. Поставить знак «+» или «-» так, чтобы выражения были верными:
14...21=35 60-14=46 67...40=27 16...24=40
7. Решить задачи.
На одной ветке висело 6 шишек, а на другой — 3 шишки. Сколько всего шишек было на елке?
У Иры было 18 открыток. 2 открытки она подарила подруге. Сколько открыток осталось у Иры?
Один рыбак поймал 7 рыб, а другой — на 4 рыбы больше. Сколько рыб поймал второй рыбак?
Маше 12 лет, а Лена на 3 года младше. Сколько лет Лене?
Девочки посадили 6 деревьев, мальчики — столько же. Сколько всего деревьев посадили дети?
Булочка стоит 1 руб., а пирог — 2 руб. На сколько пирог дороже будочки?
Купили 3 десятка яиц и разложили поровну в 2 коробки. Сколько яиц в каждой коробке?
Й класс
Параметры изучения: знание числового ряда. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности числового ряда. Уровень овладения конкретным счетом (пересчитывает, дотрагиваясь до предмета; зрительно соотносит число с соответствующим предметом). Состав числа. Знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Степень овладения вычислительными операциями, умение выполнять устно четыре арифметических действия с числами в пределах 100, 1000 и письменно — в пределах 1000. Трудности в вычислениях при переходе через десяток. Решение задач в 1—2 действия. Понимание и удержание в памяти условия задачи. Умение составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их. Сформированность навыка самоконтроля в процессе решения задачи. Умение проверить правильность решения. Усвоение понятий «на столько-то больше (меньше)» и «во столько-то больше (меньше)». Усвоение понятий «старше — младше», «дороже — дешевле», «длиннее — короче», «уже — шире», «легче — тяжелее». Умение составить задачу по заданным компонентам и решить ее. Понимание задач с косвенным содержанием. Решение задач на нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Определение времени по часам. Сформированность понятий «сверху — снизу», «слева — справа», «между». Умение сравнивать отрезки путем измерения, находить сумму длин всех сторон многоугольника.
Задания для проверки:
1. Посчитать от 64 до 72, от 31 до 25, от 53 до 48. Назвать «соседей» каждого из чисел: 28,61, 75, 99.
2. Сказать, не пересчитывая, где больше кружков, квадратов. Как сделать, чтобы их было поровну?
3. Сказать, сколько единиц в одном десятке, сотне.
4. Решить примеры: 48+7, 356+28, 300-42-2,49:7+341, 27-3-6, 27+3+6, 30-3-4, 118-2, 78:6-1, 600-10-7.
5. Решить задачи.
Маме 33 года, а бабушке 65 лет. На сколько лет бабушка старше мамы?
Зимние ботинки стоят 95 руб., а тапочки — 20 руб. На сколько рублей тапочки дешевле ботинок?
В классе 8 парт. За каждой партой сидят 2 ученика- Сколько всего учеников сидят за партами в этом классе?
Собрали 18 кг яблок. В две корзины положили по 4 кг яблок. Сколько килограммов яблок осталось?
В вазе лежало б слив. Оле и Саше разрешили взять только третью часть слив и разделить между собой поровну. Поскольку слив у каждого?
Когда съели 6 апельсинов, то осталось 2. Сколько всего было апельсинов?
Над морем летели 28 чаек и 8 гусей. Поставь вопрос к задаче.
В школу привезли 90 стульев. 1/3 часть стульев поставили в зале, 42 стула — в столовой, а остальные — в классе. Сколько стульев поставили в классе?
Из-за куста торчат 4 заячьих уха. Сколько зайцев за кустом?
Начертить два отрезка. Длина первого 6 см, а второй составляет 1/3 первого. На сколько сантиметров второй отрезок короче первого?
6. Определить время по ласам.
7. Определить местоположение фигуры: справа, слева, внизу,
между, над.
Й класс
Параметры изучения: знание таблицы умножения, деления. Степень владения вычислительными операциями (устно — в пределах 100, письменно — в пределах 1000000). Умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число. Умение проверить правильность вычислений. Сформированность навыка самоконтроля. Умение читать простейшие числовые выражения. Знание названий компонентов действий. Умение решать задачи в два-три действия со всеми арифметическими операциями. Понимание задач с пропущенными компонентами, косвенным содержанием. Логичность рассуждения при решении задачи. Сохранение в памяти условия задачи. Использование помощи в случаях затруднений (какая мера помощи достаточна: организующая, разъясняющая, наводящие в" опросы). Способность понимать закономерности. Сформированность математического мышления,, знание единиц измерения. Умение распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник, измерять длину сторон, вычислять периметр и площадь прямоугольника, квадрата.
Задания для проверки:
1. Решить примеры: 45003-15361, 28007-15858,249028+178345, 256027+213473, 4607-205, 2105-304, 596370:193, 240372:396.
2. Определить порядок действий, найти значение выражений:
180-4-480:(800-796)
240:6+(Ю00-997)-120
3. Решить задачи:
На складе хранилось 5 т овощей. В первый день со склада вывезли 1236 кг овощей, во второй — в 2 раза больше, чем в первый, а остальные овощи развезли поровну в четыре школы. Сколько килограммов овощей завезли в каждую школу?
Грузовой автомобиль прошел за 3 часа 180 км, а легковая машина за это же время — 210 км. Какова скорость машин и на сколько одна из них шла быстрее другой?
За забором находились кролики и куры. Из-под забора виднелись 32 лапы (кроликов и кур). Сколько было кроликов и сколько кур?
4. Определить время по часам.
5. Назвать и показать местоположение фигуры: между, справа, над, слева.
6. Вычислить площадь квадрата, если его периметр 16 см. Вычислить периметр прямоугольника, если его площадь 24 кв. см, а длина — 6 см.
Во время обследования важно обращать внимание на уровень обучаемости ребенка, использование предлагаемой помощи, способность к переносу показанных действий на аналогичные задания. Чем ниже умственные способности ребенка, тем менее эффективной оказывается помощь. Дети с ЗПР испытывают трудности при выполнении вычислений, решении задач, механически повторяют числовой ряд, принимают помощь, способны к переносу действий, заинтересованы в успешном выполнении задания, обращаются за помощью, уточняют инструкцию, критичны в оценках своей деятельности.