Исследование знаний и умений по русскому языку.

Й класс

Параметры изучения: овладение навыками письма (техника письма, соблюдение строки, каллиграфия, темп, умение проверить написанное); умение производить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные, согласные звуки, соотносить количест­во звуков и букв, называть мягкие и твердые звуки в слове, де­лить слова на слоги, выделять ударный слог. Написание боль­шой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных. Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Нахождение в предложениях слов, обозначающих то, о ком или о чем говорится в предложении.

Установление характера ошибок (пропуск букв, недописыва­ние слов, зеркальное письмо и др.). Выявление активного сло­варного запаса, грамматического оформления предложений (уме­ние отвечать на вопросы, составлять предложения по опорным словам и т. д.).

Техника чтения (побуквенное, послоговое, беглое), соблюде­ние интонации и ударения в словах, понимание общего смысла, умение выделить главное, понимание причинно-следственных зависимостей, умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Использование помощи. Мера помо­щи (интонация, наглядность, повторное чтение, наводящие во­просы и т. д.).

Задания для проверки:

1. Списать фразу: У Маши новые лыжи.

• Подчеркнуть согласные буквы в словах.

• Поставить ударения в словах.

• Разделить слова на слоги.

• Объяснить правописание выделенных орфограмм.

2. Написать под диктовку фразы: На столе лежит книга. На­ стали холодные деньки. Лодка села на мель.

• Назвать гласные звуки в словах первого предложения.

• Проверить написание безударных гласных в словах.

• Подчеркнуть слова, обозначающие предметы, одной чертой, а действия — двумя чертами.

• Объяснить правописание указанных орфограмм.

• Назвать количество букв и звуков в словах: «стол», «деньки», «мель».

• Определить количество слогов в слове «книга».

3. Назвать слова, противоположные по значению.
Большой—....

Низкий —....

Широкий — ....

Веселый — ....

Красивый — ....

Добрый — ....

4. Закончить предложения.
Витя идет ....

Маша рисует ....

Зимой всегда ...

Ребята сажают ....

5. Вставить пропущенные слова.

Весело (что делают?) чижи.

Солнце (что делает?) сильно.

В саду расцвел (какой?) мак.

(Какой?) василек растет (где?).

6. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Маленький Саша

Саша утром проснулся невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла.

Почему Саша проснулся невеселый? Какая погода была на улице?

Й класс

Параметры изучения: знание названий и определение частей слова, частей речи, членов предложения. Умение грамотно пи­сать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы, производить фонетический разбор (выделять/ударные и безудар­ные слоги, называть гласные, определять глухие, звонкие, твер­дые, мягкие согласные, соотносить количество звуков и букв). Правописание слов с разделительными мягким и твердым знака­ми. Подбор однокоренных слов при проверке безударных глас­ных. Составление предложения по опорным словам.

Чтение вслух и про себя. Техника чтения. Интонация. Пони­мание общего смысла, умение ответить на вопросы по тексту, логически передать содержание текста. Понимание иносказатель­ного и скрытого смысла текстов.

Задания для проверки:

1. Написать под диктовку фразы и объяснить выделенные ор­фограммы.

2. Бабушка Дарья вязала шерстяные чулки. Снег растаял. Журчат веселые ручьи. Появилась травка, зазеленела березка

3. Разобрать по составу слова: прилетели; зазеленели; самолет.

4. Подобрать однокоренные слова к слову сад.

5. Разобрать по членам предложения.
Греет весеннее солнце.

Легкий туман стоит над лесом.

5. Вставить пропущенные слова.
Утром мама (… ) на работу.
Вечером Лена (… ) книгу.
Слышится (… ) песня жаворонка.
Начал лить сильный (… ).

6. Составить и написать предложения по опорным словам.
Саша, река, лето, мяч, деревня.

Маша, санки, гора, зима.

7. Закончить предложения.
Лимон кислый, а яблоко

Дорога широкая, а тропинка

Пух легкий, а кирпич_

8. Написать к существительным как можно больше

прилага­тельных (арбуз ..., платье ...);

глаголов (снег .... собака ...).

9. Подобрать обобщающие слова.
Чашка, блюдце, тарелка, кружка — это ....
Хлеб, молоко, мясо, груша — это ....

10. Выделить самые существенные признаки.

Сад (садовник, собака, забор, земля, растения).

Река (рыба, вода, водоросли, берег, рыболов).

11. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Горькое лекарство

У Таниной мамы заболело горло, и доктор прописал ей горькое лекарство. Увидела Таня, что мама пьет лекарство и морщится, и говорит: «Дай, мамочка, я выпью лекарство за тебя».

Правильно ли решила поступить Таня? Почему правильно (неправильно)? Как Таня относится к маме?

Й класс

Параметры изучения: умение каллиграфически правильно списывать текст, писать под диктовку текст, включающий все изученные орфограммы, проверять написанное, производить фонетический разбор слов, разбор слова по составу, разбор сло­ва как части речи, производить синтаксический разбор предло­жения.

Техника чтения (беглость, выразительность, ударение в сло­вах). Понимание причинно-следственных зависимостей умение сделать вывод после прочтения простых и сложных, и доказа­тельных текстов. Использование помощи (повторное чтение, на­водящие вопросы и т. д.).

Задания для проверки:

1. Написать под диктовку фразы: Весеннее солнце сильно пе­чет, но в тени еще холодно. На березках распускаются листья. На полях зеленеют яркие всходы. По овражкам побежали ручьи. При­рода радостно встречает весну.

2. Разобрать последнее предложение по членам предложения и указать падеж существительных.

3. Разобрать по составу слова (рыбная, залетит), подобрать к ним однокоренные слова.

4. В словах указать количество букв и звуков (желтые, солнце, ручьи).

5. Подобрать противоположные по смыслу слова (мягкий, доб­рый, честный, отважный, ясный).

6. Назвать и написать слова с непроизносимыми согласными.

7. Списать предложение и объяснить выделенные орфограммы:

На дорогах большие лужи, а в чаще леса на березках свили гнезда птицы.

Поставить ударение в словах. Назвать части речи.

8. Составить предложения по опорным словам.
Тропинка, дети, река, лес, идут.

Капуста, обед, мама, сварила, дети.

9. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Галка и голуби.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее принят как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Зачем галка выкрасилась в белый цвет? Почему галки про­гнали ее?

При обследовании следует обращать внимание на степень понимания инструкции, наличие трудностей при письме и чте­нии, уровень овладения звуковым анализом, пропуски (букв, слогов).

Наши рекомендации