Методика проверки профессиональных знаний и умений. Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений. Структура диагностических тестов

Одним из важнейших структурных блоков процесса обучения явля­ются проверка и контроль результатов профессионального обучения. Про­верка на каждом уроке в центре внимания преподавателя и мастера произ­водственного обучения. Структурная схема процесса обучения показыва­ет, что проверка и контроль завершают процесс обучения. Однако это очень важный блок:

Методика проверки профессиональных знаний и умений. Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений. Структура диагностических тестов - student2.ru

Контроль за ходом и результатом обучения обеспечивает обратную связь, которая позволяет не только выявить уровень сформированности профессиональных знаний и умений учащихся, но и получить информа­цию о положительных и отрицательных сторонах методики преподавате­ля. Преподаватель может переоценить умственное развитие своих учени­ков и ставить перед ними завышенные цели, недооценить трудности от­дельных тем содержания программы и выбрать методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые не способ­ствуют достижению планируемого уровня знаний и умений.

Для учащихся профессионально-технических училищ проверка зна­ний и умений является источником эмоциональных переживаний. Уча­щийся удовлетворен, когда все задания контрольной работы или практи­ческого занятия выполнены, и искренне радуется, когда оценка препода­вателя совпадает с самооценкой. И, наоборот, огорчается, а иногда теряет интерес к обучению, если проверка знаний и умений не дает ожидаемых результатов. Поэтому важное значение приобретают методические задачи, которые стоят перед преподавателем и мастером производственного обу­чения. Методические задачи разрабатываются на основе ряда функций.

В теории профессионального обучения (дидактике) выделены сле­дующие функции проверки:

• контролирующая — состоит в выявлении уровня сформированных знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой;

• обучающая - заключается в совершенствовании знаний и умений в процессе проверки, развитии мышления и памяти учащихся;

• воспитывающая- реализуется при формировании у учащихся от­ветственности, понимания важности трудолюбия, дисциплины труда в процессе обучения.

Каждая из перечисленных выше функций конкретизируется в методи­ческих задачах, которые решает преподаватель или мастер производст­венного обучения (табл. 13).

В зависимости от места осуществления проверки в процессе изучения курса различают следующие виды проверки:

• текущую, сопровождающую повседневную учебно-познавательную деятельность учащихся на каждом уроке;

• тематическую, охватывающую систему уроков по определенной те­ме программы;

• периодическую, относящуюся к содержанию материала, изученного в определенный период обучения (полугодие, курс);

• заключительную (итоговую), охватывающую весь материал учебно­го предмета.

В основу такой квалификации положены два признака: деление учеб­ного материала на темы и организационное деление учебного времени на периоды обучения.

Контролирующая. Разработка тестов контроля профессиональных знаний и умений Выявление знаний и умений учащихся на уроке Определение уровня сформированности знаний, умений и навыков Корректировка методики изучения темы, по которой проводился контроль знаний и умений. Уточнение, углубление знаний учащихся. Предупреждение, выявление, исправление и анализ ошибок учащих­ся

Обучение. Разработка дополнительных вопросов по выявлению способностей учащихся к логическому мышлению и умственным действиям Развитие речи учащихся в процессе проверки знаний. Обеспечение материально-технической базы для индивидуальной и коллективной работы.

Воспитывающая. Формирование ученических групп по контролю за качеством обу­чения. Оценка трудолюбия и аккуратности выполнения работы.

По охвату учащихся в единовременном акте проверки различают:

• индивидуальную проверку (участвуют преподаватель и учащийся);

• групповую (охватывается часть учащихся группы);

• фронтальную (участвуют все учащиеся).

Наши рекомендации