Виды, формы и методы контроля знаний по биологии. Подготовка учителя к контролю знаний и умений школьников

КЗ – это обязательный компонент образовательного процесса, направленный на реализацию обратных связей, процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов, информация о котором необходима для управления качеством образования.

Виды контроля :

основаны на месте их в учебном процессе и их основных задач.

предварительный контроль - в начале года или темы. Цель- определение уровня усвоенных знаний, полученных при изучении предыдущих тем или разделов.

текущий (поурочный). Цель - оперативное выявление качества усвоения темы

-промежуточный -по ходу изучения темы, если она достаточно велика и может быть разделена на логические фрагменты. Цель: выявление качества усвоения знаний, как фрагмента какой-либо темы

-систематический- проводится по окончании изучения темы, часто на обобщающих уроках. Цель: проверка качества знания темы в целом и отдельными элементами знания

-итоговый – проводится в конце изучения раздела или школьного курса. Цель: проверка усвоения основных элементов знания или всего школьн курса, умение применять знания для решения задач

В зависимости от того, кому принадлежит ведущая роль в контроле: внешний (учителя), взаимоконтроль, самоконтроль.

Все виды контроля могут осуществляться различнми методами и формами контроля.

Формы контроля.

Форма контроля – это внешнее выражение согласованности деятельности учителя и школьника, характеризующееся использованием определенных средств и методов контроля.

Классификация:

· по количеству школьников (индивидуальный, групповой, фронтальный)

· по особенностям организации деятельности (устный, письменный, автоматический, игровая форма).

· по характеру изображения результатов (письменный, графический, программированный).

· По интенсивности проверки

-уплотненный опрос

-комбинированный

-зачот

Методы контроля – совокупность приемов и операций, направленных на получение информации об успешности усвоения школьниками учебного материала:

Устный: индивидуальный, беседа, сообщение

Письменный: опрос, тестирование, биологический диктант: графический, терминологический, цифровой

Практический: выполнение практических и лабораторных работ

Этапы подготовки учителя:

-определение целей контроля

-определение вида контроля взависимости от места в об- разовательном процессе и цели.

-определение задач контроля

-выбор форм и методов контроля

-выбор и разработка заданий

-определение критериев и способов оценки

-осуществление контроля

-оценивание результатов

-анализ результатов и обсуждение.

Особенности методики обучения разделам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

Целевой компонент

Задачи радела:

1.Обучающие

а) формирование систематических знаний о внешнем и внутреннем строении раст., процессах их жизнедеятельности, о росте и развитии раст, о многообразии раст., о значении их в природе и жизни людей, и взаимоотношении их со средой обитания, сформировать знания о систематике и классификации растений

б) формирование умений: распознание, определение видов, принадлежности, выращивать и ухаживать за раст.

2. Развивающие: развитие общеучебных интеллектуальных умений

-развитие предметных умений:распознавать органы растения , пользоваться увел приборами, готовить микропрепараты, ухаживать за растениями, проводить наблюдение

3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения, этическое, эстетическое, экологическое, патриотическое воспитание.

Содержательный компонент

Знания по ботанике, а также практические умения и навыки служат фундаментом для изучения последующих курсов. Понятия школьного курса ботаники имеют сложный состав, развиваются от простых к сложным. Понятия: анатомические, морфологические, физиологические, экологические, агротехнические, общебиологические.

Изучение раздела начинается с темы Общее знакомство с цветковыми растениями, учащиеся должны получить представление о целостном растительном организме. В дальнейшем на основе анализа сведений в темах: клетка, корень, лист, стебель, семя, цветок и плод раскрываются основные признаки и функции каждого органа. Далее основные группы растений изучаются согласно этапам развития органического мира на основе филогенетического принципа. Тем самым обеспечивается развитие систематических умений. Изучение растительных сообществ. Важно установить взаимосвязь между растениями и окружающей средой.

Основные идеи

-взаимосвязь строения и функции

-идея целостности растительного организма

-идея многоуровневой организации

-идея взаимосвязи организма со средой

-идея эволюции

-идея влияния организма на живую природу

-идея связи теории с практикой

-идея региональности

Оптимальные формы методов и средств обучения:

На выбор методов обучения оказывает влияние специфика содержания курса, возрастные и индивидуальные особенности уч-ся, материальной базы, личности учителя

Наиболее приемлемыми методами являются практические и наглядные.Обилие натуральной наглядности в данном разделе дает возможность для широкого применения практических методов обучения.

К основным методам самостоятельной работы относятся: наблюдение, эксперимент, работа с литературой.

Учитывая возраст учащихся необходимо производить смену методов обучения в течении урока и смену видов деятельности.

Средства: живые растения, гербарии, коллекции плодов и шишек, законсервированные плоды, цветки, корневые системы

Основной формой обучения является урок, но важное значение имеет экскурсия в природу. Экскурсия должна быть приурочена к времени года и программному материалу. Важным является летнее задание(внеурочная), которые нацеливают учащихся на изучение видового состава растений.

Проверка знаний должна происходить быстро, мобильно, разнообразными методами и приемами. При оценке учитывать знание материала, х-р изложения, выводы и обобщения

Наши рекомендации