Дать психологическую характеристику психического развития в дошкольном возрасте

Границы возраста – 3-6(7) лет.

Основной задачей дошкольника выступает познание мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых.

На фоне развития познавательных процессов и самосознания ребенка у него появляется потребность в познании смысловых основ поведения других людей. Наблюдая за общением и деятельностью взрослых, ребенок как бы задает вопрос: «А зачем он это делает?».

Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети в игровой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых. Структура сюжетно-ролевой игры включает сюжет и содержание, роль, игровые действия, игровой материал и правила. В качестве игрового материала дети используют не только игрушки, но и другие предметы, часто неопределенные, и придают им любой необходимый для игры смысл.

Игра способствует формированию навыков общения со сверстниками, становлению произвольного поведения ребенка, развитию его мотивационно - потребностной сферы.

По мнению Эльконина, важнейшим новообразованием дошкольного возраста является потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности. Центральными новообразованиями этого периода часто признаются соподчинение мотивов и развитие самосознания ребенка. Соподчинение мотивов означает появление устойчивых мотивов, которые формируют направленность личности. Развитие самосознания проявляется в способности соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, в построении на этой основе самооценки, осознании нравственных норм, способности воспринимать себя во временной перспективе.

Особенности познавательного развития дошкольника:

· восприятие становится более осмысленным и произвольным; активно осваиваются сенсорные эталоны, позволяющие более точно оценивать цвет, формы и величину объектов;

· благодаря развитию речи и познавательных интересов повышаются концентрация, объем, устойчивость внимания, развивается произвольное внимание;

· память, по мнению Выготского, в дошкольном возрасте ребенок с легкостью запоминает самый разнообразный материал;

· на смену наглядно-действенному приходит наглядно-образное мышление, когда в основе мыслительной деятельности все большую роль начинают играть образы;

· очень активно развивается речь, возрастает ее выразительность, логичность, осознанность, значительно расширяется словарный запас;

· развивается воображение дошкольника.

Эмоциональная сфера ребенка в большей мере становится регулируемой: ребенок часто способен управлять своими эмоциями, выражать их в приемлемых формах. Развитие воли обусловлено потребностью поступать в различных ситуациях в соответствии с требованием взрослых. Ребенок все в большей мере способен к управлению своим повелением. В мотивационной сфере наблюдается придание одним мотивам преимущества, что и позволяет говорить об избирательности поведения ребенка, о формировании у него соподчинения мотивов. Чаще всего наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение.

В дошкольном возрасте усиливается стремление ребенка к познанию окружающего мира. Если это стремление реализуется, у него, по мнению Эриксона, формируется инициатива. В обратном случае, когда активность ребенка «тормозится», любопытство пресекается необоснованными наказаниями, у него формируется пассивность и чувство вины.

Кризис семи лет. В основе кризиса семи лет лежит симптом, который Выгосткий обозначил как «симптом потери непосредственности». Он заключается в том, что между желанием что-то делать и самой деятельностью возникает новый момент – прогнозирование последствий деятельности. Ребенок как бы задается вопросом: «Как мои действия будут восприняты взрослыми и понравятся ли это мне?». Другими словами, впервые отчетливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Дошкольник утрачивает ту непосредственность, спонтанность, непроизвольность. Во многом это обусловлено развитием рефлексии, осознанием себя, попыткой понять мотивы и объяснить те ли иные поступки других людей. В качестве симптомом кризиса семи лет выделяются потеря непосредственности, манерничанье, симптом «горькой конфеты», указывающий на способность ребенка к внутренним переживаниям.

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст - это период развития человека с 6 (7) до 10 (11) лет, приходящий на начальный этап обучения в школе.
В отечественной психологии часто вхождение ребенка в М.Ш. возраст связывают с переживанием кризиса 7 лет, при котором ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции- позиции школьника.
Новообразованием данного возраста является произвольность, внутренний план действий, самоконтроль и рефлексия. Ведущим видом деятельности является учебная деятельность.
В плане физического развития М.Ш. возраст называют периодом второго округления, по сравнению с дошкольным в-ом замедляется рост и заметно увеличивается вес, развивается костная система. Окостенению подвергается скелет, дети теряют молочные зубы. Идет интенсивное развитие мышечной системы, увеличивается сила мышц.
Психофизическое развитие М.Ш. определяют процессы, происходящие в результате созревания нервной системы, головного мозга.
Развитие личности М.Ш. обусловлено теми изменениями, которые происходят с его осознанием, в эмоциональной, мотивационной и волевой сфере.
Эмоциональное развитие во многом определяется изменениями в связи с началом новой деятельности и расширением круга общения. Характерной особенностью данного в-та является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на происходящие события. Благодаря развитию производительности М.Ш. более сдержан в выражении своих эмоций по сравнению с дошкольниками. Часто у детей данного возраста появляются страхи. Самый распространенный страх – страх получения плохой оценки в школе.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции и чувства (чувства ответственности, чувства доверия к людям, эмпатия). Также у детей развивается способность к сознательному, волевому контролю своего поведения и деятельности.
Важным достижением М.Ш. является появление способности строить свое поведение в соответствии с «надо» (поведение с интересами другого человека или общества)
Развитие решительности, терпеливости и настойчивости характеризуют волевую сферу М.Ш.
Общение М.Ш. строится на основе индивидуальных предпочтений детей; становится более целенаправленным. Межличностные отношения строится на эмоциональной основе. К концу начального обучения непосредственное общение подкрепляется нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности; возрастает роль сверстников. Общение с окружающими людьми вне школы строится на основе новой социальной роли ребенка.




Наши рекомендации