Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст заканчивается поступлением ребенка в школу. То есть 3-6,7 лет.

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Расширяются рамки семьи (теперь есть еще и улица, город) и ребенок открывает для себя мир человеческих отношений.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения.Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство.

В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная,характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.

К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.

Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

- В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

-Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».

- В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

-Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

-В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

№12. Охарактеризуйте модели неправильного воспитания ребенка. Выделяют следующие модели неправильного воспитания детей, рассмотрим их качественные характеристики и суть:

I тип. НЕПРИЯТИЕ или воспитание по типу «Золушки»
Качественная характеристика
1. СУТЬ: отсутствие материнской любви.
Материнская любовь означает для ребенка:
А) сверхпотребность
Б) главное условие его психического и физического развития
В) главное условие его безопасности и стабильности

Неприятие квалифицируется как неправильное воспитание, когда ребёнок САМ чувствует, что его не любят.
2. СТЕРЖНЕВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (примитивных, эгоистичных): ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ отгородиться от ребёнка, которого не любят.
3. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: варьирование от жестокого контроля и бесконечных «придирок» до равнодушной безнадзорности.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ РЕБЁНКА: боязнь оказаться «мишенью» для обид и насмешек со стороны сверстников, фиксация на своих мнимых и реальных неудачах, глубокая неудовлетворённость собой.
5. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: а) несамостоятельность, нерешительность, пассивность; б) признаки, обусловленные подавлением альтруистической сущности темперамента.

II тип. ГИПЕРСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Качественная характеристика
1. СУТЬ: трансформация родительской любви в безосновательную тревогу как за репутацию ребёнка, так и за свою собственную репутацию.
2. СТЕРЖНЕВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ («правильных», тщеславных, недоверчивых): ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ принудить ребёнка добиться успеха.
3. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: а) чрезмерно-завышенный объем требований; б) раздраженно-нетерпеливый способ их предъявления.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ РЕБЁНКА: страх общественного мнения, болезненно заострённое чувство долга.
5. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: 1) чрезмерный педантизм; чрезмерная исполнительность; 2) тревожно-мнительные черты характера, означающие ПРИВЯЗАННОСТЬ ребёнка к негативным мыслям и НЕСПОСОБНОСТЬ ПОЗИТИВНО ДУМАТЬ, что (на фоне завышенных гиперсоциальных притязаний) чревато непредсказуемыми последствиями.

III тип. ТРЕВОЖНО-МНИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (часто встречается в семьях с ослабленным, поздним и единственным ребёнком)
Качественная характеристика
1. СУТЬ: трансформация родительской любви в панический и нередко напрасный СТРАХ за здоровье и благополучие ребёнка.
2. СТЕРЖНЕВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (тревожно-мнительных, недоверчивых): любой ценой обезопасить ребёнка, его здоровье от «зловещей» судьбы.
3. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: а) «привязывание» ребёнка к себе («на всякий случай»), б) ранняя интенсивно-интеллектуальная подготовка ребёнка к «опасному» будущему.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ РЕБЁНКА: а) мучительно-болезненная неуверенность в своих силах; б) Боязнь любых перемен; боязнь за своё здоровье и здоровье близких (неосознаваемый страх смерти).
5. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: 1) тревожно-мнительные черты характера; 2) замкнутость, неумение общаться со сверстниками.

IV тип. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ или воспитание по типу «кумира семьи» (часто встречается в семьях с единственным ребёнком)
Качественная характеристика
1. СУТЬ: трансформации родительской любви в различные формы «сюсюканья».
2. СТЕРЖНЕВОЕ СТРЕМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (незрелых, безответственных): ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ (в т.ч. ценой подавления темперамента, особенно его альтруистической сущности) удовлетворить любую прихоть ребёнка.
3. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: а) постоянное ограждение малыша от преодоления трудностей; б) потакание капризам в форме бесконечных поблажек и особенного отношения.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИ РЕБЁНКА: а) внутренне напряжение, обусловленное неспособностью принимать внешний мир и других людей какими они есть. (Такой ребёнок не умеет любить других). б) БОЯЗНЬ лишиться привилегий, поблажек, «аплодисментов» и т.п.
5. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: а) лживость, мстительность, высокомерие, завистливость, обидчивость, повышенная внушаемость; б) признаки, вытекающие из подавления альтруистической сущности темперамента.

Таким образом, ОСНОВНОЕ НЕГАТИВНОЕ влияние неправильного воспитании в отношении психики ребёнка заключается в нарушении формирования характера, а значит, к нервности, к страданиям.

Наши рекомендации