Билет № 1 . Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Билет № 1 . Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования.
2. Общие цели специальной педагогики:
1)коррекция недостатка;
2)его компенсация педагогическими средствами;
3) абилитация и реабилитация.
Цепи специфические:
1)воспитание чувства собственного достоинства;
2) преодоление чувства малоценности, маргинальное;
3) формирование адекватных форм социального поведения и др.
Конечная цель— достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
3. Задачи специальной педагогики:
1)изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
2)обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
3)разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;
4)прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
5) внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;
6)разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;
7)исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
8)создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.
Билет 2. Место специальной педагогики в структуре педагогического знания.
Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к которым относятся:
– сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха,
– тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения,
– логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения,
– олигофренопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей,
– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
– коррекционная педагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.
Состав ПМПК
В штат муниципальных (городских и районных) ПМПК рекомендуется вводить, как минимум, 8 ставок: 5 из них - для следующих специалистов, работающих на постоянной основе: педагог-психолог (со специализацией по клинической (медицинской) или специальной психологии); учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед; социальный педагог; воспитатель (специалист со средним, педагогическим образованием); 3 ставки — для врачей, работающих на условиях совместительства или почасовой оплаты (врач-офтальмолог, врач-отоларинголог, врач-ортопед, врач-генетик, врач-эндокринолог, а также — нейрофизиолог).
Билет № 1 . Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования.
2. Общие цели специальной педагогики:
1)коррекция недостатка;
2)его компенсация педагогическими средствами;
3) абилитация и реабилитация.
Цепи специфические:
1)воспитание чувства собственного достоинства;
2) преодоление чувства малоценности, маргинальное;
3) формирование адекватных форм социального поведения и др.
Конечная цель— достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.
3. Задачи специальной педагогики:
1)изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
2)обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
3)разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;
4)прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
5) внедрение результатов научных исследований в практику специального образования;
6)разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями;
7)исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
8)создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.
Билет 2. Место специальной педагогики в структуре педагогического знания.
Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к которым относятся:
– сурдопедагогика – отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха,
– тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения,
– логопедия – наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения,
– олигофренопедагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей,
– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
– отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
– коррекционная педагогика – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.