Тема 5. Сущность воспитания.
Педагогический словарь
Воспитание как социокультурный процесс – (в широком социальном смысле) система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.
Воспитание как педагогический процесс (в широком педагогическом смысле) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.
Воспитание как педагогический процесс(в узком педагогическом смысле) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.
Движущие силы процесса воспитания– совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.
Цели воспитания– в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.
Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.
Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.
Перевоспитание– перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
- Сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»
- Сущность и специфику движущих сил воспитания
- Соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»
- Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс
- Выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе
- Устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания
Задание №1 докажите, что цель воспитания носит исторический характер и является социальным заказом общества
Задание №2 реализация принципа личностного подхода требуется, что бы воспитатель:
· Постоянно изучал и знал индивидуальные особенности, привычки, черты характера, особенности темперамента, взгляды воспитанника
·
·
·
· Максимально опирался на собственную активность личности.
·
Задание №3 критерии воспитанности -это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности
Сделайте подборку диагностик направленных на выявление уровня воспитанности.
Задание №4 раскройте понятия:
· Толерантность
· Творчество
· Самостоятельность
· Самоопределение личности
· Самообразование
· Нравственность
· Духовность
· Воспитанность
· Карьера
Задание №5прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе « !», если возник вопрос «?».
Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.) Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач. Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям:
|