Игры для увеличения словарного запаса
Нет сомнения в том, что речь — это материал, из которого образуется язык, и средство его долговечности. Вот почему в подобных играх в качестве основного вида общения широко используются беседы и диалоги.
Когда мы играем в такие игры, мы должны отдавать себе отчет в том, насколько важна роль беседы и диалога в расши- рении словарного запаса ребенка. Во время диалога количество слов, воспринимаемых памятью, увеличивается и начинает более активно использоваться мозгом. Многие словарные группы сделаны доступными для ребенка и подкреплены использованием их в разговоре и диалоге. Эти игры не только способствуют тому, чтобы ребенок произносил слова правильно и узнавал различные ритмы, производимые буквами и звуками, но еще и запечатлевают эти слова в его памяти. Поэтому ребенок при необходимости быстро и легко вспоминает эти слова, и за счет этого увеличивается беглость его речи. Ниже представлено не- сколько таких игр.
Буквы
Дети вместе быстро, не делая ошибок, произносят весь ал- фавит по порядку. Когда дети уже хорошо запомнят буквы, алфавитное соревнование можно начать с конца и до начала алфавита. Можно также использовать гласные звуки фатха (а), дамма (у) и касра (и), например, в игре между Умаром и его отцом.
Складывание слов
Разрежьте лист цветного картона на 28 карточек (по числу букв арабского алфавита), размером 7 x 4 см, затем на каждой карточке напишите одну букву. После этого сделайте следующее:
Переверните все карточки буквами вниз и перемешайте их.
Каждый из участников соревнования выбирает себе 5
карточек и читает написанные на них буквы.
Затем ребенок пытается сложить из них столько слов,
сколько он сможет, используя все 5 букв или некоторые из них.
Тот, кто сумеет сложить наибольшее количество слов,
оказывается победителем.
П р и м е р
Из написанных выше букв можно сложить следующие слова. Буквы в скобках обозначают гласные звуки фатха (а), дамма (у) и касра (и):
Ахмад (мужское имя) | ахм(а)р (красный) | х(а)м(и)да (поблагодарил) |
ах(а)д (один из) | р(а)х(и)м(а) (простил) | х(а)рам (святое, заповедное место) |
х(у)мр (красные) | д(а)мар (разрушение) | ахр(а)м (входить в особое риту- альное состояние) |
Складывание предложений
Эта игра похожа на предыдущую игру, только на кусочках картона пишутся слова — существительные, глаголы или предлоги. Каждый ребенок должен выбрать определенное количество слов, чтобы сложить столько правильных предложений, сколько возможно.
П р и м е р
Напишите на маленьких карточках следующие слова:
фи (в)
мин (из)
аля (на)
иля (к)
Мухаммад (мужское имя)
Хасан (мужское имя)
Нух (мужское имя) Миср (Египет) Сурийя (Сирия)
Филистин (Палестина) йал'аб (играть) йаджлис (сидеть)
йуджахид (бороться, усердствовать)
хазин (грустный)
радж'аа (возвращаться)
шахид (мученик)
кура (мяч)
алъ-маджд (слава)
алъ-джанна (Рай)
ас-садик (друг)
алъ-'адль (справедливость)
ан-нар (огонь)
Попросите каждого ребенка выбрать 5 карточек и прочесть написанные на них слова. Вы можете сами прочесть эти слова, если дети не умеют читать.
Попросите каждого ребенка сложить как можно больше предложений, причем необязательно использовать все слова.
В процессе этой игры дети логическим и практическим
путем, не зная разницы между существительным, глаголом и предлогом, научатся правильно строить именные придаточные и глагольные обороты.
После того как дети внимательно изучат эти слова, вы можете перейти к другой группе слов.
Классификация
Дайте детям набор из различных слов и попросите их разделить эти слова на группы определенным образом.
слов, чтобы сложить столько правильных предложений,
сколько возможно.
П р и м е р
Напишите на маленьких карточках следующие слова:
фи (в)
мин (из)
аля (на)
иля (к)
Мухаммад (мужское имя)
Хасан (мужское имя) Нух (мужское имя) Миср (Египет) Сурийя (Сирия)
Филистин (Палестина)
йалаб (играть)
йаджлис (сидеть)
йуджахид (бороться, усердствовать)
хазин (грустный)
радж'аа (возвращаться)
шахид (мученик)
кура (мяч)
аль-маджд (слава) алъ-джанна (Рай) ас-садик (друг)
алъ-'адль (справедливость)
ан-нар (огонь)
Попросите каждого ребенка выбрать 5 карточек и прочесть написанные на них слова. Вы можете сами прочесть эти слова,
если дети не умеют читать.
Попросите каждого ребенка сложить как можно больше предложений, причем необязательно использовать все слова.
В процессе этой игры дети логическим и практическим путем, не зная разницы между существительным, глаголом и предлогом, научатся правильно строить именные
придаточные и глагольные обороты.
После того как дети внимательно изучат эти слова, вы можете перейти к другой группе слов.
Классификация
Дайте детям набор из различных слов и попросите их разделить эти слова на группы определенным образом.
П р и м е р 1
Расположите следующие слова по соответствующим колонкам («люди — животные — растения») джамаль (верблюд)
Умар (мужское имя)
Хасан (мужское имя)
кирд (обезьяна) зарафа (жираф) Хусайн (мужское имя) хисан (лошадь)
дик (петух)
ивазза (гусь)
джауз (орех(и)
лауз (миндаль)
Майсара (мужское или женское имя)
Мус'аб (мужское имя)
П р и м е р 2
Правильно расставьте следующие слова по группам в соот- ветствии с теми местами, где они используются («поле — кухня — школа»)
бутаджаз (вентиль газовой плиты)
лахм (мясо)
калам (ручка) фас (топор) химар (осел) дик (петух) мауз (бананы)
джамуса (буйвол)
мандхада (стол)
суббура (доска)
курумб (капуста)
варака (лист бумаги)
Последовательность букв
Начните эту игру, произнеся какое-либо слово. Затем попросите детей сказать другое слово, начинающееся на последнюю букву первого слова. Пусть дети дальше по очереди продолжают эту игру.
П р и м е р
амаль (работа)
люба (игра или игрушка)
тамр (финик)
румх (копье)
Хусам (мужское имя)
Маджди (мужское имя)
йал'аб (игра)
багль (мул)
Слова без точек
Попросите детей вспомнить некоторое количество букв, у которых нет точек.(Некоторые из арабских букв имеют точки, например . В эту игру могут играть два человека и более; каждый из них по очереди называет слово, и тот, кто останавливается первым, выходит из игры. Вот примеры таких слов:
Адиль (мужское имя) Умар (мужское имя) Ала (мужское имя)
'Имад (мужское имя) Далалъ (женское имя) лахм (мясо)
химар (осел)
Матрух (город в Египте)
румх (копье)
Хусам (мужское имя)
В этой игре дети узнают о значении точек и пунктуации в арабском языке.
Рыбалка с буквами
Вырежьте из дерева, пластика или другого материала буквы алфавита разного размера. Затем положите их в стеклянный сосуд или другой большой контейнер, наполненный водой. Сделайте также маленький крючок для того, чтобы вылавливать буквы из воды.
Выберите какое-нибудь слово. Затем каждый ребенок должен как можно быстрее выудить буквы этого слова из воды.
Игра в отгадывание
Один из детей выходит из комнаты, в то время как другие выбирают какое-нибудь слово (вещь), о котором этому ребенку
нужно будет задать много вопросов, пока он не отгадает, что это за вещь. Вот некоторые из возможных вопросов:
— Что это — животное, растение или неодушевленный
предмет?
— Какого оно цвета? Можем ли мы его видеть? На что оно похоже?
— Где мы можем его найти?
— Есть ли подобная вещь у нас дома?
С помощью этой игры дети учатся задавать вопросы и от-
вечать на них. Когда им приходится связывать вместе обрывки получаемой ими информации для того, чтобы
угадать слово, они также привыкают мыслить логически.
Языковые карточки
Эта игра похожа на ту, что мы уже знаем, но она отличается по своей структуре и направленности.
Как ее сделать?
Игра состоит из двух частей. Первая часть включает в себя буквы и делается из 28 картонных карточек размером 7x4 см.
Каждая карточка делится на четыре вида и содержит одну букву или более в соответствии со следующим образцом:
Вторая часть включает в себя картинки и изображения,
распределенные по 12 картонным карточкам того же размера. Четыре вида этих карточек состоят из животных, растений и неодушевленных предметов. Каждый из этих видов насчитывает четыре картинки с изображением животных, растений и неодушевленных предметов.
Таким образом, общее количество языковых карточек — 30:
28 карточек с буквами и 12 карточек с картинками.
Вы можете через некоторое время менять картинки, содер- жащиеся в вышеуказанных группах, или заменять эти группы другими (птицы, средства передвижения, виды работы и так далее).
Как играть?
В этой игре участвуют два игрока: сначала карты раздает один игрок, а в следующем раунде — другой.
Раздающий карты игрок берет себе 4 карты, 4 передает своему сопернику, а 4 кладет на стол.
Каждый из игроков по очереди выкладывает карту. Если эта карта содержит такие же буквы, что и другая выложенная карта, или, по крайней мере, такое же количество других букв, тогда игрок берет эту карту и откладывает ее в сторону.
Тот, у кого оказывается карта с изображением животного,
берет себе все выложенные карты, когда подходит его очередь.
Если выложена только одна карта, когда подошла очередь
хода того игрока, у которого есть лишь одна одинаковая карта, тогда этот игрок получает 10 или 20 очков, в
зависимости от типа карты.
В конце очки подсчитываются таким образом: 30 очков тому, у кого набралось наибольшее количество карт; 10 очков
тому, у кого оказалось 2 одинаковые карточки с буквами, и 20
очков тому, у кого есть 2 одинаковые карточки с изображением животных.
В начале игры вы должны установить определенное число
очков (например, 300 или 400). Победителем становится тот,
кто первым наберет это количество.
В эту игру лучше всего играть вдвоем, но можно делать это и втроем.
Как говорилось ранее, можно играть в эту игру, внеся в нее
некоторые изменения по сравнению с тем, как в нее играют обычно. Эта игра может быть адаптирована для того, чтобы она годилась для всех уровней обучения.