Расширение словарного запаса

Материал: наборы предметов, которые можно назвать одним общим понятием. Аналогично подобранные комплекты муляжей, мелких фигурок. Наборы карточек: на каждой изображен один предмет, а на одной, обобщающей, все те же самые изображения, только уменьшенные. Во всех этих материалах применяется цветовой код: красный - животные, зеленый - растения, синий -неживая природа, желтый - искусственные предметы. В соответствии с цветовым кодом на карточках сделаны рамки, подобраны коробочки и подносы.

Цель: расширение словарного запаса, выстраивание иерархической системы понятий.

Презентация 1

1.Учитель предлагает ребенку перенести на стол корзинку с фруктами.

2.По одному достают фрукты из корзинки и тщательно их обследуют. осматривают, ощупывают, нюхают, пробуют.

3.Важно, чтобы ребенок получил максимум ощущений от разных органов чувств.

4.Ребенок говорит те названия фруктов, которые он знает.

5.Те названия, которые неизвестны ребенку, вводятся с помощью трехступенчатого урока.

6.Сенсорные впечатления связываются со словом.

7.После того, как ребенок может назвать каждый фрукт в корзинке, учитель вводит обобщающее понятие: «Это все - фрукты».

Презентация 2

1.Учитель выкладывает перед ребенком карточки из набора по одной и просит сказать, что изображено на каждой.

2.С незнакомыми ребенку предметами проводится трехступенчатый урок.

3.Важно, чтобы ребенок не только узнал новое слово, но и связал это название с предметом, его внешним видом и функцией. Об этом можно поговорить с ребенком. Можно провести сопоставление картинок и реальных предметов, манипулировать с этими предметами в соответствии с их функциями.

4.Когда ребенок знает все названия, выкладывается обобщающая карточка и вводится обобщающее понятие.

Презентация 3

1. Учитель предлагает ребенку взять два набора карточек.

2. После того, как убедимся, что название каждого изображения и обобщающего понятия

ребенку знакомо, карточки перемешиваем и обобщающие карточки переворачиваем.

3. Предлагаем ребенку рассортировать карточки.

4. Переворачиваем обобщающие карточки и проверяем.

Дальнейшие упражнения:

1.Работа с другими наборами предметов, карточек.

2.Введение более узких и более широких обобщающих понятий: не просто посуда, а чайная посуда, кухонная посуда, столовая посуда; не только фрукты, овощи, ягоды, цветы, а растения.

3.Составление наборов «семей»: петух, курица, цыпленок.

4.Множественное число названий детенышей животных: ягнята, жеребята, щенки.

5.Названия групп животных: стадо, отара, стая, табун, прайд.

6.Названия жилищ животных: нора, берлога, гнездо.

7.Кто чем питается.

8.Названия способов движений разных животных.

9.Этапы развития разных животных, растений, человека.

10.10.Название частей: у дерева - ствол, корни, ветви, крона. (Для этой работы используются специальные карточки. Сначала выкладывается картинка с изображением соответствующего предмета, раскрашенного полностью. Затем такое лее изображение, но на нем раскрашена только одна какая-то часть, на следующей раскрашена другая часть п т.д.).

11.Глаголы - действия человека в разных ситуациях.

12.Эмоциональный словарь: грустит, удивляется, радуется и т.п.

Возраст:от 2,5 лет.

Контроль ошибок:учитель, старший ребенок.

Звуковые игры

Материал: коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук. В каждой коробочке должно быть не меньше двух предметов на каждую позицию звука: в начале слова, в середине и в конце. Ящичек с тремя отделениями для сортировки предметов по позиции одинакового звука.

Цель:

Прямая: рассортировать предметы в соответствии с позицией общего звука в их названии: в начале слова, в середине или в конце. Косвенная: научиться слышать отдельные звуки в слове, их порядок. Подготовка к письму.

Презентация

1.Учитель предлагает ребенку доставать предметы из коробочки по одному и называть их: квадрат, конь, корова, жеребенок, жук, танк, стакан, раковина, такса. ( Важно убедиться, что ребенок называет каждый предмет также, как и учитель. Если коня назвать лошадью, то это помешает услышать общий звук в словах. В этом случае надо либо договориться с ребенком, что это все-таки конь, либо убрать эту фигурку из работы. Набор предметов должен быть таким, чтобы во всех названиях нужный нам звук обозначался на письме «своей» буквой. Так. нельзя класть очки в расчете на то, что ребенок услышите этом слове первую о. Но и на звук а этот предмет класть тоже не стоит. Необходимо учитывать также разницу в звучании твердых и мягких согласных.) Называя слова, мы голосом выделяем общий звук. Важно, чтобы ребенок сам его обнаружил и назвал.

2.Учитель берет один из предметов, в названии которого общий звук находится в начале слова, и проговаривает это слово, акцентируя первый звук: «К-к-к-вадрат. Что ты слышишь в начале? Да, к. В этом слове к в начале». Учитель кладет квадрат в первое отделение ящичка для сортировки предметов. (Позиция звука в начале слова — самая простая для фонетического анализа. Первый звук легче выделяется в тех словах, где после него идет согласный. В слове конь, например, к сливается с последующим о. Нужны дополнительные усилия, чтобы услышать их по отдельности. На первых этапах работы для ребенка это трудно.)

3.Учитель берет следующий предмет. «К-к-к-орова. А здесь есть к? Где он? Тоже в начале? Тогда мы положим корову сюда же».

4.4. Жу-к-к-к. Здесь есть к? Где он? Тоже в начале слова? – Нет, в конце. – Тогда мы положим жука вот сюда. - Кладут предмет в последнее отделение ящичка для сортировки. (Звук в конце слова ребенку услышать труднее. Расположение отделений ящичка для сортировки предметов соответствует позиции звука: звук в конце слова отделение в конце ящичка).

5.5. Та-к-к-к-са. Здесь есть к? Где он? Тоже в начале слова? В конце? – Нет, в середине. – Тогда мы положим таксу вот сюда. – Кладут предмет в среднее отделение ящичка для сортировки. (Позиция звука в середине слова – самая сложная для фонетического анализа.).

6.Аналогично работают с остальными предметами, сортируя их в соответствии с позицией звука к в их названиях: в начале слова, в конце или в середине.

7.Учитель еще раз повторяет названия всех предметов, акцентируя в них общий звук. Спрашивает ребенка: «Какой одинаковый звук есть в этих словах?»

Дальнейшие упражнения:

1.Самостоятельная работа ребенка с другими коробочками. При этом ребенку необходимо начать работу с п.7 презентации.

2.Предложить ребенку назвать другие слова, в которых есть тот же звук. Определить, стоит он в начале слова, в середине, в конце.

3.Групповая игра в «лукошко». По кругу передается «лукошко», каждый из участников игры «кладет» в него предмет, который начинается (заканчивается) на определенный звук или в названии которого есть этот звук.

4.Сортировать предметы по первому звуку в их названиях: например, в одно отделение ящичка для сортировки кладут предметы на к, в другое – на м, в третье – на а.

5.Сортировка предметов по первому звуку в их названии для детей, знающих буквы, может выглядеть иначе. Ящичек (или коврик) для сортировки с большим количеством ячеек. На каждой ячейке написана буква. Предметы сортируются по первому или последнему звуку в ячейки соответственно написанной букве.

6.Выстраивание из предметов звуковых цепочек: выстраивать предметы друг за другом так, чтобы последний звук в названии одного предмета совпадал с первым звуком в названии следующего предмета.

Возраст: с 3 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.

Наши рекомендации