Исследование словарного запаса

Характеристика пассивного словаря (объем словаря, понимания слов, соответствие словаря возрасту).

Характеристика активного словаря (объем словаря, точность употребления слов, соответствие словаря возрасту).

Предлагается назвать предметы, действия, цвет, форму предметов — по картинкам (с учетом возраста ребенка).

Исследование грамматического строя речи

Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений).

Состояние словоизменения (употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в числе и роде).

Состояние словообразования (образование названий профессий женского рода, названий детенышей животных, образование прилагательных от существительных).

Состояние речезрительных функций.

Исследование проводится по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена на основе исследований Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, Е.П. Кок и др.:

— знание букв – печатных и рукописных; дается задание назвать буквы, предложенные вперемешку;

— узнавание букв в усложненных условиях: «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных;

— узнавание букв, наложенных друг на друга, по типу фигур Попельрейтера.

— узнавание сходных по начертанию букв, предъявленных изолированно или в буквенном ряду;

— возможность воспроизведения изолированных букв, рядов букв, сходных по начертанию;

— способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов.

Исследование процесса чтения

1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных); слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре); предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных, сложноподчиненных); текста.

2. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.

3. Определить скорость чтения.

4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно–фразовое чтение).

а) слоги

б) слова

том мыло ягоды жаворонок макулатура

в) предложения:

Катя и Варя вышивают. Дети играют дружно. Дима ловил сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень — снопами. Весна даёт цветы, а осень — плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.

Синицы

(85 слов)

Утром я проснулся. Вдруг слышу – кто-то тихонько в окно постучал: «тук-тук-тук».

Вскочил я с постели, заглянул за занавеску. За форточкой мясо мороженое в сетке висит. А на мясе две синицы. Что есть силы клювом долбят. Стараются выклевать кусочки сала.

Гляжу на ту синицу, что у самой форточки. Головка у нее в черной шапочке. На шее и на груди черный галстучек. Спинка, крылья и хвост темные. А грудка ярко-желтая. И вторая синичка точно такая же. Хлопочут обе, щиплют мясо и сало тоненькими клювами.

По Г. Скребицкому

Про нос и язык

(70 слов)

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один.

– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня все по два, а язык один?

– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

Е. Пермяк

Бумажный змей

(более 170 слов)

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота.

Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев запускают.

А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небе дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота.

Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились – вот в чем беда.

Наши рекомендации