Правила проведения пальчиковых игр

• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично ,особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи

Глава II Анализ возможностей использования “пальчиковых” игр в

Развитии детей раннего возраста

Описание системы использования “пальчиковых” игр и упражнений

В группе детей раннего возраста.

Работа с детьми проходила на базе Кинель-Черкасских детских садов “Колосок” №12 (экспериментальная группа) и “Огонёк” №4 (контрольная группа) по внедрению “пальчиковых” игр. В эксперименте участвовало 10 детей, 10 родителей, 2 воспитателя в экспериментальной группе, 10 детей 10 родителей - в контрольной группе.

В экспериментальной группе проведена работа по внедрению «пальчиковых» игр, нами подобрана система пальчиковых игр для детей раннего возраста (приложение 1). Эти игры применялись с детьми на занятиях 3-4 раза в неделю, в свободное время 5-7 минут утром, вечером всеми воспитателями, дома с родителями.

Детям эти игры очень нравятся, они с удовольствием в них играют, так же применяют их самостоятельно, в свободной деятельности. Дети занимались пальчиковыми играми в течение года. Была проведена работа с родителями и воспитателями. Для родителей организовали собрания, на которых была проведена консультация на тему: "Роль пальчиковых игр для развития детей раннего возраста" (приложение 2). С родителями были проведены игры с пальчиками. Они родителям очень понравились, создали веселое настроение.

Родителям было предложено сотрудничество с воспитателями в помощи обучения детей пальчиковым играм, чтобы они играли с детьми дома в свободное время, что привело к быстрому внедрению игр. Детям они очень нравятся, они в них охотно играют, создают себе и окружающим весёлое настроение.

С воспитателями так же была проведена консультация на тему: "Пальчиковый игротренинг - путь социализации детей» (приложение 3).

Воспитатели в течение года внедряли пальчиковые игры и упражнения на занятиях и в свободной деятельности детей. Дети с удовольствием играли.

2.2 Методы диагностики эффективности применения игр (детей,

родителей, воспитателей.)

Для обследования детей, родителей, воспитателей были использованы следующие методики:

· анкетирование родителей (экспериментальной и контрольной групп). «Хорошо ли адаптирован Ваш ребёнок» - разработана С. К. Наротова-Бочавер, М.Ш. Несмеянова, Н.В. Моляров, С. А. Мухортова, из книги «Чей я мамин или папин?» МЦНМО 1995 год. (приложение 4)

· анкетирование воспитателей «Оценка эффективности использования игр» (составленную нами, приложение №5), которая была проведена в экспериментальной группе

· диагностирование детей по методике Е.А. Стребелевой (экспериментальной и контрольной групп) по следующему тесту: «Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни» (приложение №6)

· разработка игротренинга для детей раннего возраста (приложение №1)

· разработка консультации для родителей (приложение №2)

· разработка консультации для воспитателей (приложение №3)

Анализ результата обследования в экспериментальной и контрольной группах

По результатам анкетирования получились следующие результаты:

Менее 4 балов – Ваш ребёнок достаточно адаптирован,

5-8 – у него есть проблемы, по поводу которых можно посоветоваться с психологом ,

9-12 – состояние ребёнка нельзя считать вполне благополучным, и лучше заняться им вплотную.

1)экспериментальная группа

менее 4 б – 6 человек – 60%

5 – 8 б – 4 человека – 40%

9 – 12 человек – 0 человек – 0%

2)контрольная группа

менее 4 б – 1 человек – 10%

5 – 8 б – 9 человек – 90%

9 – 12 б – 0 человек – 0%

Для наглядности представим данные в виде диаграммы:

Таблица № 1

Уровень адаптации детей экспериментальной и контрольной групп.

 
  Правила проведения пальчиковых игр - student2.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

 
  Правила проведения пальчиковых игр - student2.ru

ГРУППА ГРУППА

Таким образом, из диаграммы наглядно видно, что уровень адаптации в экспериментальной группе (по мнению родителей) на несколько баллов выше, по отношению к группе сверстников контрольной группы.

б) По результатам качественного анализа ответов на анкету для воспитателей “оценка эффективности использования игр” (составленную нами, приложение 5), которая была проведена в экспериментальной группе, были получены следующие данные:

Дети очень много знают пальчиковых игр и любят в них играть, яасто являются инициаторами их проведения. Например: “Поздороваемся”, “Пианисты”, “Биноколь”, “Сорока-белобока” и тд.

Это доказывает, что данные игры играют большую роль в развитии речи, мелкой моторике рук, смекалки, воображения, а так же забавляют и радуют детей. Ребёнок чувствует себя более раскованно. Воспитатели детского сада считают, что эти игры можно применять на занятиях (3-4 раза в неделю), в свободное время утром и вечером, с привлечением родителей дома. Воспитатели предлагают заниматься пальчиковыми играми со всеми возрастными группами детского сада, так как они очень интересны детям и развивают память, воображение, внимание, речь.

1) Для подтверждения итогов экспериментальной работы в конце года были продиагностированы дети экспериментальной и контрольной групп по следующему тесту: “Методика психолого -педагогического обследования детей 3го года жизни” разработанный Л. Стребелевой (приложение 6)

Методика направлена на определение уровня сформированности основных показателей развития детей раннего возраста (умственных действий, мелкой моторики, зрительного восприятия, знаний об окружающем).

В тест вошло 6 заданий:

· лови шарик;

· спрячь шарик;

· разборка и складывание матрёшки;

· разборка и складывание пирамидки;

· парные картинки;

· разрезные картинки.

1. Лови шарик

Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребёнка со взрослым, понимание ребёнком словесной инструкции, слежение за движущимся предметом, развитие ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования:психолог кладёт шарик на желобок и просит ребёнка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!”. Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.

Обучение: если ребёнок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2-3 раза), как это надо делать, т. е. Обучение идёт по показу.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Оценка в баллах

1 балл –ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведёт себя

неадекватно бросает шарик, берёт в рот и тд.);

2 балла –ребёнок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить

шарик, но это не всегда удаётся практически;

3 балла –ребёнок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удаётся из-за моторных трудностей, после обучения результат положительный;

4 балла –ребёнок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

2. Спрячь шарик.

Задание направлено на выявление практической ориентировки ребёнка на величину, а также наличие у ребёнка соотносящих действий.

Оборудование:две (три) разные по величине коробочки четырёхугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету.

Проведение обследования: перед ребёнком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладёт большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик –в маленькую коробочку и просит ребёнка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребёнку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Если ребёнок подбирает крышки не верно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой –маленькою. Далее предлагается выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения –ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.

Оценка в баллах

1 балл –ребёнок не понял задания, не стремиться к цели, после обучения

задания не понял.

2 балла –ребёнок не понял задания; после обучения, стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет;

3 балла –ребёнок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет;

4 балла –ребёнок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

3 Разборка и складывание матрёшки

Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки ребёнка на величину предмета, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двухсоставные (трёхсоставные) матрёшки.

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку двухсоставную (трёхсоставную) матрёшку и просит её раскрыть. Если ребёнок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрёшку и предлагает собрать её. В случаях затруднения взрослый берёт ещё одну двухсоставную матрёшку, раскрывает её, обращая внимание ребёнка на матрёшку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрёшкой (раскрыть её). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребёнка спрятать маленькую матрёшку в большую. Далее предлагается ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

Оценка в баллах

1 балл –ребёнок не научился складывать матрёшку; после обучения самостоятельно действует не адекватно: берёт в рот, кидает, стучит, зажимает её в руке и тд.;

2 балла –ребёнок выполняет задание в условиях подражания действия взрослого; самостоятельно задания не выполняет;

3 балла –ребёнок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрёшку;

4 балла –ребёнок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

4. Разборка и складывание пирамидки.

Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка практической ориентировки на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трёх (четырёх) колец.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ему собрать её. Если ребёнок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно

Оценка действия ребёнка: принятие задания, учёт величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

Оценка в баллах

1 балл 00ребёнок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и тп;

2 балла –ребёнок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен;

3 балла –ребёнок сразу принимает задание, но нанизывает колечки на стержень без учёта их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат;

4 балла –ребёнок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учётом размеров колец; определена ведущая рука; имеется чёткая согласованность действия обеих рук; заинтересован в конечном результате.

Парные картинки

Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок.

Проведение обследования: перед ребёнком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Взрослый указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребёнка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достаёт одну из них и, показывая её ребёнку, просит показать такую же. В случае затруднения ребёнку показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий: принятие задания, осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость, результат, отношение к своей деятельности.

Оценка в баллах

1 балл –ребёнок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и тд.;

2 балла –ребёнок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет;

3 балла –ребёнок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут;

4 балла – ребёнок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

Разрезные картинки

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его добавить другую. Затем предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действия ребёнка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.

Оценка в баллах

1 балл –ребёнок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом;

2 балла –ребёнок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен. Самостоятельно сложить картинку не может;

3 балла –ребёнок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный;

4 балла –ребёнок понимает задание, самостоятельно складывает разрезную картинку, заинтересован в конечном результате.

Оценка действий ребёнка проводилась: общая оценка действий по методике Л. Стребелевой проводится подсчётом баллов (максимальное количество баллов по каждому заданию 4, общее максимальное количество баллов -24).

Данные по тесту Л. Стребелевой сведены в таблицы.

Таблица №1

Наши рекомендации