Система пальчиковых игр, упражнений с

ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Петличные движения пальцев очень нравятся детям. Движения рук, в частности упражнения для пальцев, являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2-м году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует их использованию. По мнению известного философа Канта, " рука - это выдвинувший вперед человеческий мозг". Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.

Упражнения с пальчиками рекомендуется выполнять не более 5 минут, проводить их нужно эмоционально. Взрослый обязательно должен показать образец выполнения.

Пальчик-мальчик.

Пальчик - мальчик

Где ты был?

-С этим братцем -

В лес ходил.

С этим братцем - щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем - песни пел.

(Руки , согнутые в локтях, поставлены на стол. Пальцы сомкнуты в кулак. Показываются указательные пальцы. Затем отгибаются поочередно большой, средний , безымянный пальцы и мизинец).

Этот пальчик - я ...

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья.

(Пальцы сжаты в кулак . Отгибается сначала большой, затем указательный, средний, безымянный и мизинец).

Этот пальчик.

...Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

(Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак ,затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты)

Прятки.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

(Энергично сжимаем и разжимаем кулачки и показываем ладошки).

На поляне.

На поляне дом стоит

(Изображает дом)

Но а к дому путь закрыт.

(Кисти соединяем в "замок").

Мы ворота открываем,

(Разводим руки в стороны).

В этот домик приглашаем.

(Изображаем дом).

На прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(Ритмично сжимаем все пальцы вместе).

По грибы.

Пальчик ,пальчик , где ты был?

(Пальцы сжаты в кулак).

Этот пальчик в лес пошел,

(Отгибаем мизинец).

Этот пальчик гриб нашел,

(Отгибаем безымянный).

Этот пальчик чистить стал,

(Отгибаем средний).

Этот пальчик жарить стал,

(Отгибаем указательный)

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Отгибаем большой пальчик).

Сорока - белобока.

Сорока - белобока Этому дала,

Печку топила, Этому дала,

Кашу варила. Этому дала,

На порог скакала, А этому не дала

Гостей созывала. Ты, малец-удалец,

Гости не бывали, За водой не ходил,

Кашку не едали. Дров не пилил,

Все своим деткам Кашу не варил!

Отдала: Пу-у-у! Прочь лети!

Этому дала, Нет тебе ничего.

(Указательным пальцем правой руки водим по раскрытой левой ладошке. Делаем шагающие движения указательным и среднем пальцами правой руки. Правой рукой загибаем пальцы на левой руке.)

Коза.

Идет коза рогатая, Кто каши не ест,

Идет коза бодатая, Молока не пьет

Ножками топ-топ, Забодает,забодает,

Глазками хлоп-хлоп. Забодает!

(Большой и безымянный пальцы делают шагающие движения, а указательный и средний - выставлены вперед, как рога)

Ладушки.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши ладушки

У нашей бабушки!

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются на ладонь, то тыльная сторона ладони. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти,пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершении показать большие пальцы).

Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке, Заиньке усатому.

Продает она орешки. Кому в платок,

Лисичке-сестричке. Кому в роток,

Воробью, синичке, Кому в лапочку.

Мишке толстопятому,

(Кисти сжаты в кулаки и прижаты друг к другу. Большие пальцы отогнуты и тоже прижаты друг другу. Все пальцы сжимаются в кулачки и по одному отгибаются, начиная с указательного.)

Заинька.

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

(Указательный и средний пальцы левой руки - "уши зайца", остальные пальцы прижаты к ладони).

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот сяк подбодрись.

(Указательный и средний пальцы правой руки сгибаются и разгибаются, остальные прижаты к ладони).

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой.

(Указательным и среднем пальцами обеих рук застучать по столу поочередно, остальные пальцы прижаты к ладони)

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

(Движения пальцев обеих рук напоминают игру на пианино)

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись.

(Указательный и средний пальцы обеих рук выпрямлены и сгибаются, остальные прижаты к ладони).

Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне,

(Руки вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их)

Утром весенним раскрыл лепестки

(Развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Петличное движение пальцами вместе - врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Порисуем.

Раз, два, три, четыре, пять-

(Пальцы сжаты в кулаки, поочередно разгибая пальцы).

Будем вместе рисовать.

(Вращаем кистями рук в одну сторону)

Домик папе,

(Показываем домик из пальчиков)

Домик маме.

Этот домик для тебя.

(Показывает трубу домика пальцами рук)

Этот домик для меня.

Нарисуем сад вокруг,

В нем деревья там и тут.

(Одна рука на пояс, другую отводим в сторону, затем меняем положение рук).

В сад пойдем мы погулять

И начнем игру опять.

(Ходьба на месте).

Поздороваемся.

Поочередно прижмите большой палец руки ко всем остальным -"пальчики здороваются".

Пианисты.

Последовательно ударяйте подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

Бинокль.

Соедините большой палец с указательным, остальные пальцы примыкают друг к другу.

Плетень

Соедините кисти рук тыльной стороной, переплетите пальцы.

Приложение №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Роль пальчиковых игр для развития детей раннего возраста».

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль руки—она дала возможность путём указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Все учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Английский психолог Д. Селли также предавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками всё более тонкую и сложную работу. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость—по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции.

Очень важной частью работы являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира—предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых» игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры»—это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Трёхлетний малыш осваивает уже игры, которые проводятся двумя руками, например одна рука—домик, а другая рука—кошку, вбегающую в этот домик.

Приложение №3

Наши рекомендации