Общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений

От авторов

Практика убедительно доказывает, что и педагогам, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, возможную скорость письма, темп на разных этапах обучения.

В настоящее время в детских учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Это связано с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. И даже в старших классах одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие — утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости или вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев, удерживающих карандаш, в легком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий букв, цифр и т.д.

Каждому взрослому, соприкасающемуся с подобными ситуациями, важно знать, какие изменения в почерке, нарушения графики и орфографии связаны с отклонениями в состоянии здоровья, а какие проявляются при снижении работоспособности и при утомлении. Одни особенности обусловлены несоответствием чисто педагогических требований, другие — функциональными возможностями ребенка, его возрастными особенностями, задержкой в развитии тех или иных функций.

Чтобы выдерживать общий темп, заданный педагогом классу при письме, моторно неловкие дети напряженно, порою из последних сил, удерживают карандаш, стремясь увеличить скорость письма. Возникает противоречие между необходимостью выдерживать заданный учителем темп и недостаточными возможностями ребенка, потому что мышцы, участвующие в процессе письма, не натренированы, сила их быстро истощается от перегрузки. Истощается и нервная энергия ребенка.

Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода. Им необходима специальная система занятий дома. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволяют не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения.

В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движения пальцев рук. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать» (Ярославль, 1997) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5лстнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагаются освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работа с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб., 1996), указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.

Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

Тригер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., таким образом обосновывая подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному.

Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна; на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:

1) умении ощущать движения мышц;

2) достаточной эластичности мышц;

3) достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга;

4) осознанном выполнении движений;

5) достаточном зрительно-моторном контроле.

Все эти условия взаимозависимы.

Чтобы действия были легко переключаемы, мышечные волокна должны быть податливыми, т.с. эластичными, что обеспечивает своевременное реагирование на сигналы из коры головного мозга для выполнения необходимого движения кистью руки и пальцами, удерживающими карандаш во время процесса письма. В свою очередь, сигналы из коры головного мозга для выполнения движений пальцами подаются только при непрестанном сосредоточении мысли, т.е. осознанно.

Процесс написания каждой буквы — это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов.

Здесь уместно вспомнить о законе афферентации в работе анализаторов. При написании буквы он проявляется в ответных сигналах от кисти и пальцев руки в кору головного мозга в тот момент, когда написание элемента завершено, а рука «ожидает» новой команды для переключения на новое движение — написание следующего элемента буквы. Зрительный анализатор контролирует правильность написания элементов буквы, следит, чтобы элементы не укорачивались, не пропускались, таким образом помогая осуществлять мелкими мышцами пальцев рук движения в полном объеме. Также зрительный анализатор осуществляет подтверждающий контроль за окончанием движения кистью руки, посылая сигнал об этом в центр, откуда подается центральный сигнал для написания следующего элемента буквы.

Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникнет преждевременно, то элемент буквы при ее написании окажется укороченным (недописанным), а если торможение «запоздает», то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов из центра, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы.

Таким образом, причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:

• недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр:

• снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;

• недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;

• недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) — ограничивают объем движений;

• недостаточная сила мышц — снижает выносливость при нагрузке

во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать карандаш.

Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны разными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., — то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

В комплексе мер по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук педагогам и родителям предлагается пальчиковая гимнастика с ученической ручкой и катушкой из-под ниток, которая имеет свои отличительные особенности.

Большое значение при обучении письму имеет такой фактор, как ведущая рука. Очень немногие люди одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой; в большинстве случаев одна рука рабочая, или ведущая. Представленные в пособии комплексы пальчиковой гимнастики и самомассажа способствуют развитию обеих рук ребенка с условием, что акцент в работе над их развитием делается на ведущую руку, а другая развивается как помощница ведущей руки с использованием этих же упражнений.

Определение ведущей руки не так уж просто; далеко не всегда леворукий ребенок и бытовые, и графические движения (письмо, рисование) будет выполнять только левой рукой. Существует несколько способов определения ведущей руки. Например, метод количественной оценки с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной руки при выполнении повседневных действий. Безруких М.М., Ефимова С.П. в пособии «Почему учиться трудно?» (М., 1995) предлагают батарею тестов (10 заданий), где ведущим подходом в определении рабочей руки ребенка считается степень участия рук в процессе выполнения различных действий.

Определить ведущую руку ребенка родителям и педагогам помогут несложные тестовые задания (Приложение 1). После того как взрослые определили у ребенка ведущую руку, целесообразно выяснить уровень сформированности мелкой моторики пальцев путем выполнения простых диагностических заданий (Приложение 2).

Завершают пособие советы и методические рекомендации педагогам детских учреждений и родителям по развитию моторики пальцев рук детей, выбору ведущей руки для письма (Приложение 3).

Авторы надеются, что представленные материалы помогут созданию ситуации школьной успешности Вашего ребенка, сохранению и усилению его индивидуальности через благоприятные условия формирования двигательных навыков в игре с помощью Ваших желания, совместной работы и обязательного терпения.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Комплексы упражнений с ученической ручкой и катушкой из-под ниток предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности.

1. Учитель создает мотивацию перед разучиванием всего блока упражнений с ручкой.

Детям предлагаются для сравнения две тетради — с аккуратным и неряшливым почерком. С помощью взрослого путем рассуждений дети самостоятельно приходят к выводу, что тетрадь с красивым почерком гораздо приятнее и привлекательнее.

Создается поисковая ситуация, в которой взрослый побуждает детей выявить, виновата ли Ккарандаш в том, что в одной из тетрадей неряшливый почерк. Далее детям дается возможность построить цепочку умозаключений, как можно подготовиться к овладению хорошим почерком в школе. При этом взрослый направляет поисковые рассуждения детей к итоговому выводу, что нужно уметь управлять ручкой во время письма.

После того как вывод сделан, взрослый неожиданно и эмоционально сообщает, что ручкой можно не только писать, но и играть с ней. В дальнейшем проведение пальчиковой гимнастики с ручкой на занятии (уроке) следует предварять вопросами типа «Хотите поиграть с ручкой?», «Хочет ли ваша Ккарандаш поиграть с вашими пальчиками?», «Хотят ли пальчики поиграть с ручкой?» и т.д.

2. Ккарандаш во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие тенденцию к игре, получат возможность поиграть с ручкой на уроке, что удовлетворит потребность, доставит удовольствие, снимет общую усталость, уменьшит психологическую нагрузку и даст возможность переключиться на другой вид деятельности.

3. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании ручки, катушки во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движения.

4. Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.

5. Зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения.

Наличие у каждого комплекса упражнений пальчиковой гимнастики — с ручкой и с катушкой — своего названия, а у катушки — двухцветного оформления, создающего для ребенка зрительную опору, способствуют также развитию моторной памяти и воспитанию зрительно-моторного соотнесения.

6. Пальчиковая гимнастика с ручкой, катушкой начинается с разогрева и разминки мынщ кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

7. Массажером служит предмет, с которым осуществляется 'Пальчиковая гимнастика, т.е. Ккарандаш или катушка.

8. Установка взрослого прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.

9. Установка взрослого на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон.

10. Удерживание ручки, катушки во время выполнения упражнения способствует развитию произвольности (осознанности) и повышает координацию движений.

11. Число упражнений и их продолжительность взрослый регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость — показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая некоординированность движений, потливость — признаки переутомления.

Примерные инструкции взрослого: «Если у кого-то запотели ладошки, расслабьте руки и прекратите гимнастику», «Если упражнения перестали получаться, прекратите гимнастику» и т.д.

В свободное от занятий (уроков) время продолжительность пальчиковой гимнастики (как и любой другой) может доходить до 10 минут с учетом расслабления рук после каждого упражнения.

12. Проведение пальчиковой гимнастики на уроке (занятии) является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения.

1. Самомассаж ручкой или катушкой (все его виды).

2. Основная часть комплекса.

• Выполнение упражнения ведущей рукой:

а) узнавание упражнения по символической картинке и названию;

б) словесная инструкция взрослого для уточнения элементов упражнения;

в) напоминание взрослого прилагать мышечное усилие;

г) напоминание взрослого до упора отводить пальцы кисти руки (особенно большой палец);

д) повторение упражнений необходимое число раз; е) увеличение темпа выполнения упражнений по мере усвоения навыка движений.

• Выполнение упражнения другой рукой.

Самомассаж и упражнения комплекса пальчиковой гимнастики следует проводить сначала для одной руки, а потом для другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса.

3. Расслабление кисти руки после каждого упражнения (Ккарандаш,

катушка кладутся на стол).

Пальчиковую гимнастику с ручкой, катушкой (как и любую другую) целесообразно выполнять не только на одном уроке в качестве его фрагмента, а на нескольких. Повторение упражнений с отдалением во времени поддерживает мышцы и эмоции ребенка в тонусе. Это положительно влияет на обменные процессы, что очень важно в период формирования детского организма.

13. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Таким образом, комплексы пальчиковой гимнастики с ручкой и катушкой позволяют:

• обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;

• создать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. их согласованной координированности;

• воспитывать навык удержания позы;

• ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость;

• развивать мыслительные процессы и их произвольность;

• активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов;

• учиться играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

В случае если под рукой не окажется катушки, которую мы предлагаем, ее можно заменить другими предметами, по внешнему виду напоминающими катушку. Их можно сделать совместно с ребенком.

1й вариант

Берем 2 плоские пуговицы диаметром 22,5 сантиметра, имеющие 4 отверстия. Между пуговицами, в отверстия, вставляем 4 спички с предварительно срезанными головками серы. Вместо спичек могут быть использованы любые палочки, подходящие для отверстий в пуговицах. В вертикальном положении сделанная катушка устойчива и пригодна для пальчиковой гимнастики.

2й вариант

Несколько спичек (без серы) или небольших палочек связать тонкой резинкой у концов. К торцам крепко прикрепить картонные кружочки.

3й вариант

Вместо катушки можно использовать спичечный коробок, оклеенный цветной бумагой.

УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении

между ладонями и выполняет функции массажера.

Содержание упражнения:

Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш только мягкими частями

ладоней.

Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ

Исходное положение:

Не выпуская карандаш, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая —

снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и

выполняет функции массажера.

Содержание упражнения: Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.

Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку (ладонь).

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ

Исходное положение:

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится

в вертикальном положении.

Содержание упражнения:

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперед-

назад, слегка нажимая на нее.

Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и

безымянного, большого пальца и мизинца.

Дозировка: до 4-5 движений.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

САМОМАССАЖ (ПОВЕРХНОСТНЫЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ

Исходное положение:
Положить на стол карандаш горизонтально. Прикрыть ее ладонью с выпрямленными пальцами.
Содержание упражнения:

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения
от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.
Дозировка: до 3-4 движений от кончика каждого пальца.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

САМОМАССАЖ (ГЛУБОКИЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она

оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.

Содержание упражнения: выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки.

Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом подпружинить

мышцы.

Дозировка: 3-4 раза для каждой части кисти.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

САМОМАССАЖ ПОДУШЕЧКИ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА

Исходное положение: положить карандаш горизонтально на ладонь ведущей руки — на подушечки четырех пальцев.

Содержание упражнения: Подушечкой большого пальца перетирающими движениями, слегка нажимая, перемещать карандаш вниз - вверх.

Дозировка: до 5 движений.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ПРУЖИНКА

Исходное положение:

Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев.

Содержание упражнения:

Сжимать карандаш, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.

Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.

Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами,

большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами

пружинящие движения.

После того как все пальцы подпружинили, положить карандаш на стол и стряхнуть

кисть руки, расслабляя ее.

Дозировка: 2-3 раза для каждой комбинации пальцев.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ

Исходное положение:

Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием

большого пальца. Удерживать карандаш в этом положении.

Содержание упражнения:

Перехватить карандаш снизу другой рукой.

Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз.

Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.

Дозировка: 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

КРЮЧКИ

Вариант А

Исходное положение:

Карандаш, находящийся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить

указательными пальцами за концы и так удерживать.

Содержание упражнения:

Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от ручки, вновь цеплять ее, передвигая

пальцы к середине до момента их сближения. После этого продолжать движения

пальцами в обратном направлении, к концам ручки.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

Вариант Б

Исходное положение:

Держать в горизонтальном положении карандаш по центру указательным пальцем

одной руки.

Содержание упражнения:

Перехватить карандаш пальцем-«крючком» другой руки. Свободную руку отстранить

от ученической ручки.

Движения совершать попеременно, отрывая пальцы-«крючки» одной руки от

карандаша и вновь цепляя ее пальцем-«крючком» другой руки.

Дозировка: 3-5 раз.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

НАСОС

Исходное положение:

Зажать карандаш в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы

небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.

Содержание упражнения:

Большим пальцем нажать на конец карандаш, который чуть опустится, а другой рукой

снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем.

Двигающийся вверх-вниз Карандаш похож на работающий насос.

Дозировка: до 5 раз с расслаблением кисти руки.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

КАЧЕЛИ

Исходное положение:

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами.

Содержание упражнения:

Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаш.

Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

Дозировка: 2-3 раза.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ДУДОЧКА

Исходное положение:

Взять карандаш как обычно держат дудочку.

Содержание упражнения:

Вариант А: Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.

Вариант Б: Нажимать на «дудочку» всеми пальчиками последовательно, высоко их поднимая.

Дозировка: произвольная, с расслаблением кисти руки после выполнения упражнения.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ЦИРКАЧ

Исходное положение:

Держать горизонтально расположенный карандаш за конец указательными и

большими пальцами обеих рук. Свободная часть ручки смещена в сторону.

Содержание упражнения:

Приставными движениями пальцев перемещаться по свободной части карандаш до ее

противоположного конца и обратно. Движения пальцев напоминают движения

циркача, передвигающегося по канату мелкими приставными шагами.

Упражнение выполняется сначала в среднем, затем — в быстром темпе.

Дозировка: 3 раза в каждую сторону, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

УДЕРЖИ ФЛАЖОК

Исходное положение:

Удерживать карандаш, зажатый вертикально в кулачке, подобно флажку.

Содержание упражнения:

Большой палец отвести в сторону, карандаш«флажок» держать четырьмя пальцами.

Захватить карандаш большим пальцем и ладонью и так удерживать ее.

Освободившиеся четыре пальца отвести в сторону.

Вновь захватить карандаш«флажок» четырьмя пальцами, большой палец отвести в

сторону.

Дозировка: 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ТРУДОЛЮБИВЫЙ МУРАВЕЙ

Исходное положение:

Зажать карандаш между указательным и средним пальцами.

Содержание упражнения:

Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края,

удерживая при этом карандаш. Движения пальцев напоминают движения муравья,

который тащит соломинку.

Дозировка: 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив
мышцы.
общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

КОСИЧКА

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать вертикально указательным и большим

пальцами одной руки.

Содержание упражнения:

Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.

Перехватывая карандаш указательным и большим
пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки.
Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой.
Дозировка: «сплести» 2-3 «косички», после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ

Исходное положение:

Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы карандаш зажаты

между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук.

Содержание упражнения:

Вариант А

Указательным пальцем правой руки прижаться к подушечке мизинца левой руки.

Затем указательным пальцем левой руки прижаться к подушечке мизинца правой

руки.

Вариант Б

Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями»

левой руки.

Вариант В

Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.

Дозировка: 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

НОЖКА ЦИРКУЛЯ

Исходное положение:

Вытянуть одну руку ладонью вниз.

Зажать конец карандаш между указательным и средним пальцами руки, свободная часть ручки другим концом опущена вниз.

Содержание упражнения:

Совершая плавающие круговые движения ученической ручкой, как ножкой циркуля, чертить в воздухе круги над столом — сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

Дозировка:

Начертить 3-4 круга в каждую сторону, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ХОДЬБА С КОРОМЫСЛОМ

Исходное положение:

Ученическая Карандаш расположена между пальцами так, что средний и безымянный пальцы находятся под ручкой, а указательный и мизинец — на ней.

Содержание упражнения:

Прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами, «ходить», подпрыгивая, по столу, удерживая «коромысло» (карандаш), периодически меняя темп «ходьбы».

Дозировка: 3-4 раза.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

НАЧЕРТИМ КРУГ

Исходное положение:

Указательный палец положить на средний и просунуть между ними карандаш, удерживая ее по центру. Остальные пальцы прижать к ладони.

Содержание упражнения:

Комбинацией указательного и среднего пальцев описывать круги по часовой и против часовой стрелки.

Дозировка:

3 круга в каждом направлении, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

НАЖМИ НА КНОПКУ

Исходное положение:

Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами одной руки, отведя большой палец в сторону до упора.

Содержание упражнения:

Подушечкой большого пальца нажимать по очереди на ноготь каждого пальца, как на кнопки, отводя после каждого нажима большой палец в сторону до упора.

Дозировка:

Упражнение можно выполнять под счет раз-два до появления признаков легкой усталости, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ЗАКРУТИМ ВИНТИК

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать в верти(сальном положении тремя пальцами: указательным, средним и большим.

Содержание упражнения:

Перетирающими движениями этих пальцев перемещать карандаш вниз до тех пор, пока пальцы не окажутся у противоположного конца ручки. Движения пальцев такие же, как при закручивании винтика.

Дозировка: «Вкрутить винтик», после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ

Исходное положение:

Держать карандаш в горизонтальном положении за один конец (лучше широкий) между указательным и средним пальцами одной руки. Острый конец ручки при этом направлен к другой, параллельно расположенной ладони с растопыренными пальцами.

Содержание упражнения:

Острым концом ручки тщательно обвести контуры растопыреиных пальцев, медленно поднимаясь вверх к кончику каждого пальца, как к вершине горы, а затем спускаясь с нее.

Дозировка:

Повторить «подъем и спуск с горы» сначала в одном, потом в другом направлении, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

КУЛАЧКИ И КОЛЕЧКИ

Исходное положение:

Положить кисть руки на стол ладонью вверх, выпрямив пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный — под ней.

Содержание упражнения:

Вариант А

Сжимать пальцы в кулак и разжимать их, удерживая карандаш горизонтально. При разжимании делать мышечное усилие, отводя пальцы до упора.

Вариант Б

Большим пальцем делать колечки, соединяя его поочередно с мизинцем, указательным, средним и безымянным пальцами. После каждого такого колечка пальцы возвращаются в исходное положение — отводятся до упора с мышечным усилием.

Дозировка:

Повторить 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть
кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ЗМЕЯ

Исходное положение:

Взять карандаш горизонтально, захватив его до половины пальцами одной руки.

Содержание упражнения:

Указательным пальцем другой руки обхватить свободную часть карандаш сообразно движению змеи.

Упражнение повторить поочередно для всех пальцев.

Дозировка:

Повторить обхват каждым пальцем 2-3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ВЗМАХНИ КРЫЛОМ

Исходное положение:

Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный — под ней. Большой палец отвести в сторону.

Содержание упражнения:

На счет раз сжать ладонь, не выпуская карандаш. На счет два разжать, отводя пальцы до упора с мышечным усилием. Движения ладони напоминают взмах крыльев птицы.

Дозировка:

Повторить упражнение 1-3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ПРОПЕЛЛЕР

Исходное положение:

Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный — под ней.

Содержание упражнения:

Ладонь поворачивать над столом вправо и влево, стремясь поставить ее на ребро. Однако стола должна касаться не ладонь, а только конец карандаш. Движения ладони напоминают работу пропеллера.

Дозировка:

Повторить упражнение 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ПОЛУКОЛЬЦА

Исходное положение:

Карандаш держать вертикально большим и указательным пальцами за широкий конец и держать над столом, не касаясь его.

Содержание упражнения:

Вариант А

Поворачивая кистью руки вправо и влево, острым концом ручки рисовать в воздухе над столом полукольца.

Вариант Б

Карандаш удерживать с помощью различных комбинаций пальцев и выполнять рисование.

Вариант В

Карандаш удерживать у острого конца и выполнять рисование.

Дозировка:

Повторить упражнение до 4-х раз, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ВЕСЫ

Исходное положение:

Положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить карандаш горизонтально так, чтобы средний палец был под ручкой, а остальные — на ней.

Содержание упражнения:

Слегка приподняв ладонь над столом, нажимать попеременно пальцами то на один, то на другой конец карандаш, не выпуская ее. Это напоминает балансирование тарелок весов.

Дозировка:

Повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

СОТРИ ПЯТНЫШКО

Исходное положение:

Положить кисть одной руки на стол ладонью вверх, выпрямив пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец, безымянный и указательный пальцы были на карандаше, а средний — под ним.

Содержание упражнения:

Не поднимая со стола ладонь, подушечкой большого пальца «стереть пятнышко» на подушечке среднего пальца. После этого отвести большой палец в исходное положение, не выпуская карандаш.

Дозировка:

Повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

СТРЕЛЫ

Исходное положение:

Ладони рук обращены друг к другу. Держать карандаш в горизонтальном положении, зажав ее основаниями больших пальцев.

Содержание упражнения:

Не выпуская карандаш, разжимать поочередно пальцы на обеих руках, словно выпуская стрелы.

Дозировка:

Повторить упражнение 2-3 раза, после чего положить карандаш,
стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ПЕРЕВЕРНИ ТАРЕЛКУ

Исходное положение:

Положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить карандаш так, чтобы средний и безымянный пальцы были на ручке, а мизинец и указательный — под ней.

Содержание упражнения:

Попеременно поворачивать ладонь, не выпуская карандаш, словно тарелку, с ребра на ребро, прилагая мышечное усилие в тот момент, когда конец ручки приближается к столу.

Дозировка:

Повторить упражнение от 2 до 5 раз, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ПОДОЙДИ КО МНЕ

Исходное положение: Положить кисть одной руки на стол, выпрямив пальцы.

Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный — под ним.

Средний, безымянный и большой пальцы соединить, образуя

щепоть. Кисть руки поднять вверх.

Содержание упражнения:

Делать кистью руки вращательные движения к себе, очерчивая круги, будто подзывая кого-либо жестом, не выпуская карандаш.

Дозировка:

Повторить упражнение 4-6 раз, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ПОВЕСИМ СВЕТИЛЬНИКИ

Исходное положение:

Ладони перед грудью, в вертикальном положении, параллельны друг другу. Концы карандаш находятся между основаниями среднего и безымянного пальцев обеих рук. Над горизонтально расположенной ученической ручкой сделать устойчивую крышу указательным, средним и безымянным пальцами.

Содержание упражнения:

Мизинцы и большие пальцы сначала развести в стороны, а потом соединить колечками. Это напоминает светильники под потолком.

Дозировка:

Повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

ДВОРНИК

Исходное положение:

Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный палец были на карандаше, а средний и безымянный — под ней.

Содержание упражнения:

Слегка опираясь большим пальцем на крышку стола, остальными пальцами совершать движения, напоминающие подметание мусора.

Дозировка:

Повторить упражнение 5-6 раз, после чего положить карандаш.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

КРАСИМ БАЛКУ

Исходное положение:

Ладони перед грудью, в вертикальном положении, параллельны друг другу. Концы карандаш находятся между основаниями мизинцев обеих рук. Над горизонтально расположенной ученической ручкой сделать устойчивую «крышу» указательным, средним и безымянным пальцами.

Содержание упражнения:

Вариант А

На счет раз большие пальцы отвести в стороны до упора.

На счет два одновременно подушечками обоих пальцев достать «под крышей балку» (карандаш) и «покрасить» ее, сделав соответствующие движения.

общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений - student2.ru

Вариант Б

Доставать «балку» (карандаш) и «красить» ее подушечками больших пальцев попеременно, всякий раз после касания отводя большой палец в сторону до упора.

Дозировка:

Повторить упражнение от 2 до 5 раз, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Наши рекомендации