Место практики в структуре ООП бакалавриата
Программа
УЧЕБНО ПРАКТИКИ
По получению первичных профессиональных умений и навыков -2
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
_______________
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование,
Профиль подготовки:Педагогика и психология инклюзивного образования
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: очная
Нормативный срок освоения программы: 4 года
Северодвинск
1. Цели практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Целями практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья» являются систематизация и углубление знаний студентов об организации и осуществлении психолого-педагогического обследования развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и умений применять эти знания на практике, что позволит студентам решать следующие профессиональные задачи:
- проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
- проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение.
2. Задачи практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Задачами практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья» являются:
· актуализация знаний об организации и содержании комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ, роли и места диагностического процесса в комплексном сопровождении детей с ОВЗ;
· формирование умения проводить психолого-педагогическую диагностику развития ребенка с ОВЗ, проводить обработку, анализ и интерпретацию результатов диагностики, составлять психологическое заключение;
· формирование опыта применения полученных знаний для проведения психолого-педагогической диагностики развития ребенка с ОВЗ, обработки, анализа и интерпретации результатов диагностики, составления психологического заключения, разработки рекомендаций.
Место практики в структуре ООП бакалавриата
Практика входит в вариативную часть профессионального цикла. Базовые знания для прохождения данной практики формируются в процессе изучения дисциплин: «Введение в профессиональную деятельность педагога-психолога инклюзивного образования», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Теория и практика инклюзивного образования», «Психолого-педагогическая диагностика нарушений психофизического развития».
Для успешного прохождения практики студент должен знать: общие и специфические закономерности развития детей с нормальным и нарушенным развитием; иметь представления об анатомо-физиологических особенностях детей с нормальным и нарушенным развитием на различных этапах онтогенеза; иметь представления об особенностях развития детей с различными вариантами дизонтогенеза; иметь представление об организации психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в контексте инклюзивного образования. Студент должен уметь использовать психологические и педагогические методы диагностики нарушений психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, иметь опыт взаимодействия с детьми с нормальным и нарушенным развитием. В ходе практики студенты получают опыт осуществления одного из видов деятельности педагога-психолога инклюзивного образования – диагностической деятельности, являющейся частью комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ. Прохождение практики является основой для прохождения производственных практик «Педагог-психолог инклюзивного образования в ДОУ», «Педагог-психолог инклюзивного образования в школе», условием для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности.
4. Краткое содержание практики.
Практика состоит из трех этапов, каждый из которых имеет конкретное содержание.
На первом, подготовительном, этапе студент знакомится с условиями осуществления практики. Для этого он принимает участие в установочной конференции, знакомится с базой практики, знакомится с детьми.
На втором, основном, этапе студент готовится к проведению и осуществляет психолого-педагогическое обследование ребенка с отклонениями в развитии. Обследование включает в себя следующие этапы: планирование комплексного обследования развития ребенка, подбор методик, соответствующих целям и задачам комплексной диагностики, возрасту ребенка, типу нарушения в развитии, составление плана обследования, организация обследования с учетом возраста и характера отклонений в развитии ребенка, проведение диагностики, осуществление количественного и качественного анализа результатов обследования. Также на этом этапе практики студент осуществляет оформление результатов диагностики, составляет психологическое заключения по результатам обследования ребенка с ОВЗ, дает интерпретацию полученных данных, включающего определение прогноза развития ребенка и рекомендации по организации коррекционной работы и оптимизации условий развития ребенка, направленных на предупреждение или коррекцию нарушений в зависимости от их характера, природы и механизмов.
Студент осуществляет анализ деятельности психолога и определяет место и роль диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ.
На заключительном этапе практики студент оформляет и представляет заключение по итогам диагностики. С целью формирования умений анализировать собственную деятельность студент оформляет отчет по практике, частью которого является самоанализ всех этапов диагностической работы.
5. Формы проведения практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Психолого-педагогическая практика.
6. Место и время проведения практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Практика проводится на базе специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений (комбинированного и компенсирующего видов) и школ, образовательных учреждений, реализующих программы интегрированного и инклюзивного образования, а также на базах учреждений структур здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, центры медико-психолого-педагогической реабилитации, специализированные отделения больниц, специализированны интернаты и др.).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие требованиям, предъявляемым федеральным государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования к базам практики по соответствующему направлению.
2. Ведение деятельности в соответствии с профилем ФГОС ВПО.
3. Наличие материально-технической базы, соответствующей требованиям,
предъявляемым к учреждениям данного вида.
4. Наличие компетентного и высококвалифицированного персонала, привлекаемого к
организации практики (критерии разрабатываются выпускающими кафедрами и содержатся в программе практики по направлению).
Время проведения практики определяется в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Педагогика и психология инклюзивного образования, в 6 семестре. Длительность практики – 2 недели.
7. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
общие для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
- готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3).
В итоге прохождения учебной практики студент должен:
знать: общие и специфические закономерности, индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ на различных возрастных этапах;
- методы и методики диагностики развития детей с ОВЗ;
- особенности организации и содержания этапов диагностики развития ребенка с ОВЗ;
уметь:
- учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития на всех этапах диагностического процесса;
- осуществлять отбор методов и методик диагностики, планировать и реализовывать диагностическую процедуру;
- осуществлять обработку, количественный и качественный анализ, давать интерпретацию полученных данных;
- оформлять заключение по итогам диагностики;
владеть:
- опытом планирования и осуществления диагностики развития ребенка с ОВЗ;
- опытом осуществления обработки, количественного и качественного анализа, интерпретации полученных данных;
- опытом подготовки и оформления заключения по результатам диагностики.
8. Структура и содержание практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Общая трудоемкость практики составляет _3_ зачетных единицы, __54__ часа.
№ п/п | Раздел практики | Трудоемкость по видам учебной работы (в часах) | Формы текущего контроля |
1. | Подготовительный этап: участие в установочной конференции (ознакомление с целями, задачами и содержанием практики, консультация по оформлению документации); ознакомление с базой практики; знакомство с детьми | Документация по практике: -индивидуальный план, -характеристика базы практики. | |
2. | Основной этап: 1. Комплексная диагностика развития ребенка: планирование диагностического процесса в соответствии с возрастом ребенка и вариантом нарушения в развитии (ознакомление с методами и методиками диагностики, планирование диагностической процедуры); осуществление диагностического исследования (реализация диагностической процедуры, заполнение протоколов обследования); оформление документации по результатам диагностики (оформление протоколов, включающих данные, зафиксированные в ходе обследования, их количественную обработку, качественный анализ, интерпретацию); подготовка заключения по результатам диагностики, включающего прогноз и рекомендации для педагогов и родителей. 2. Изучение деятельности психолога, определение места и роли диагностики в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ | Документация по практике: - индивидуальный план, - таблица «Планирование комплексной диагностики развития ребенка», -материалы обследования ребенка (методики, протоколы), - характеристика ребенка, - заключение по результатам комплексного обследования - характеристика работы психолога | |
3. | Оформление документации (оформление итогового заключения, оформление отчета по практике); представление итогов работы; участие в итоговой конференции | Документация по практике: - отчет по практике, - презентация. |
9. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Образовательные технологии на подготовительном этапе: стажировка без выполнения должностной роли (наблюдение на производстве) – при ознакомлении с работой психолога, работающего на базе практики.
Исследовательские технологии на основном этапе: технология скрининга, технология обучающего эксперимента (Выготский Л.С., Иванова А.Я.), проективные техники в диагностике, технологии составления психологического заключения.
10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
№ п/п | Раздел практики | Задания по самостоятельной работе | Методическое обеспечение | Формы текущего контроля |
1. | Подготовительный этап: участие в установочной конференции (ознакомление с целями, задачами и содержанием практики, консультация по оформлению документации); ознакомление с базой практики; знакомство с детьми | 1. Составить индивидуальный план. Начать заполнение плана 2. Оформить характеристику по результатам ознакомления с базой практики | Программа практики (методические рекомендации) | Документация по практике (индивидуальный план, характеристика диагностической процедуры, проведенной психологом) |
2. | Основной этап: 1. планирование диагностического процесса (отбор методов и методик диагностики, планирование диагностической процедуры); осуществление диагностического исследования (реализация диагностической процедуры, заполнение протоколов обследования); оформление документации по результатам диагностики (оформление протоколов, включающих данные, зафиксированные в ходе обследования, их количественную обработку, качественный анализ, интерпретацию); подготовка заключения по результатам диагностики 2. изучение деятельности психолога, определение места и роли диагностики в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ | 1. Продолжить заполнение индивидуального плана. 2. Провести изучение литературы по следующим вопросам: - особенности психического развития детей на различных возрастных этапах (возраст определяется, исходя из того, каков возраст обследуемого ребенка); - особенности психического развития детей с различными нарушениями в развитии (категория определяется, исходя из того, каковы проблемы обследуемого ребенка); - диагностика психического развития ребенка с ОВЗ. 3. Подготовить диагностический материал и протоколы для проведения комплексного обследования. 4. Выполнить количественный и качественный анализ, интерпретацию полученных данных. 5. Проанализировать литературу по теме «Составление психологического заключения». Составить итоговое заключение. 6. Изучить деятельность психолога согласно предложенному плану, определить место и роль диагностики в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ | Программа практики (методические рекомендации) Лит-ра: 1-8 | Документация по практике (индивидуальный план, материалы обследования ребенка (в соответствии с этапами)) |
3. | Оформление документации (оформление итогового заключения, оформление отчета по практике); представление итогов работы; участие в итоговой конференции | 1. Оформить итоговое заключение 2. Оформить отчет по практике. 3. Подготовить презентацию по итогам прохождения практики | Программа практики (методические рекомендации) Лит-ра: 1, 2, 3, 5, 7 | Документация по практике (итоговое заключение по результатам обследования, отчет) Диалог |
11. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Контроль над результатами прохождения учебной практики осуществляется в форме дифференцированного зачета, на котором студенты представляют итоговое заключение и отчет по практике.
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
а) основная литература:
1. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для дефектологич. фак-тов выс. пед. учеб. заведений / под ред.: И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
2. Кисова, В.В. Практикум по специальной психологии [Текст] / В. В. Кисова, И. А. Конева. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 348 с.
б) дополнительная литература:
3. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка [Текст]: комплект рабочих материалов / под общ. ред. М. М. Семаго. - Москва : АРКТИ, 1999. - 136 с.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] : метод. пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс; М. : Айрис-Дидактика, 2006. - 288 с.
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – Спб.: Речь, 2005.
6. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008. – 143 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
7. http://pedlib.ru/Books/6/0121/6_0121-1.shtml Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. — 336с.
8. http://pedlib.ru/Books/2/0080/2_0080-1.shtml Семаго Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. -- М. : АРКТИ, 2000. - 207 с.
13. Материально-техническое обеспечение практики «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учебное пособие: В 2-х кн. / Е.И. Рогов. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : Владос, - 1998. - 384 с.
Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. С приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».