Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГАОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА

«Согласовано» Директор Европейской бизнес-школы _______________В.В. Алтунина «_____»_____________ 2017г. «Утверждаю» Директор Департамента образовательных программ и образовательной политики ­__________ Д.Г. Житиневич «_____»____________ 2017 г.

Программа

Учебной практики

Направление подготовки

Экономика»

Профиль подготовки

«Мировая экономика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Калининград

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 38.03.01 - Экономика (профиль Мировая экономика).

Автор: к.э.н., доцент Алтунина В.В.

Цели учебной практики

Являясь обязательной частью подготовки бакалавров экономики, учебная практика предназначена для общей ориентации студентов в реальных условиях будущей деятельности по выбранной специальности на предприятиях, учреждениях и организациях и получения первичных профессиональных умений и навыков.

Основнымицелями учебной практики являются:

· закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в Университете;

· выработка умений применять полученные практические навыки при решении конкретных экономических вопросов;

· приобретение практических навыков самостоятельной работы.

Задачи учебной практики

Задачии содержаниеучебной практики заключаются в следующем:

· приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;

· ознакомление с историей деятельности, видом собственности, организационно-правовой формой (общество с ограниченной ответственностью, закрытое или открытое акционерное общество, фонд и пр.), системой управления и структурными подразделениями предприятия/учреждения/организации в которой бакалавр проходит учебную практику;

· изучение номенклатуры и ассортимента производимой продукции (видов выполняемых работ и оказываемых услуг), ее основных потребителей, финансово-экономических показателей деятельности, положения на рынке и направлений развития предприятия/учреждения/организации;

· знакомство с работой экономических служб предприятия/учреждения/организации (либо конкретной экономической службы, в которой студент проходит практику) и должностными обязанностями их специалистов;

· получение представлений об использовании компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки экономической информации;

· формирование умений и навыков выполнения экономического анализа и экономических расчетов;

· получение представлений об экологической деятельности предприятия/учреждения/организации, о санитарно-гигиенических условиях и охране труда, противопожарных и иных мероприятиях, обеспечивающих безопасность работы персонала предприятия / учреждения / организации;

· приобретение практикантами умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности по избранной специальности на предприятии / учреждении / организации.

Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

Учебно-ознакомительная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Программа ознакомительной практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (ред. от 31.05.2011 N 1975).

Учебно-ознакомительная практика бакалавра в соответствии с ООП базируется на основе полученных ранее знаний обучающихся по таким предметам как: «Информатика», «Иностранный язык» (английский и немецкий), «Математика».

Содержание учебной практики логически и содержательно-методически тесно взаимосвязано с вышеуказанными дисциплинами, поскольку главной целью учебной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.

«Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения учебной практики и приобретенные в результате освоения этих дисциплин включают:

- комплексные знания принципов, закономерностей, механизмов организации и функционирования фирмы как хозяйственной системы в условиях мировой экономики, ее располагаемых ресурсах; умение их использовать при характеристике организационно-правовой формы, производственной и управленческой структуры, основных условий обеспечения экономической устойчивости в мировом экономическом пространстве, отдельных составляющих и параметров деятельности конкретного предприятия (организации);

- знание и понимание статистической методологии учета и анализа, умение и готовность применять её при изучении основных параметров, тенденций развития и экономической эффективности предприятия (организации);

- знание основ бухгалтерского учета и анализа, умение и готовность применять их при проведении учетных операций и анализа текущего состояния предприятия (организации);

- знание основ управления инновационной деятельностью фирмы, содержания и основных видов инновационной деятельности, методов оценки экономической эффективности инновационных проектов; умение и готовность применять эти знания при разработке и внедрении конкретных инновационных мероприятий;

- знание основ маркетинга предприятия (организации), умение и готовность применять их при комплексном изучении рынка, ценообразовании, обосновании ассортиментной политики и т.д.

Знания, умения и практические навыки, полученные в ходе учебной практики, необходимы также для успешного освоения ряда дисциплин профиля «Мировая экономика», которые будут изучаться после ее прохождения: «Международное бизнес-планирование», «Управление персоналом», «Автоматизированные системы бухгалтерского учёта», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Маркетинг», «Менеджмент», «Финансы», «Международные экономические отношения». Содержание этих дисциплин в значительной степени опирается на комплекс знаний, умений и практических навыков, полученных в результате учебной практики (см. задачи учебной практики).

В процессе прохождения учебной практики бакалавр должен получить первичные навыки решения следующих профессиональных задач:

· поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

· подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность зарубежных и международных компаний;

· обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

· построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

· подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

· проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

· организация выполнения порученного этапа работы.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

В процессе организации учебной практики руководителями от университета и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.

1. Мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.

2. Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета.

3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.

7. Методические указания по написанию и оформлению отчета по практикам

7.1 Обязанности студентов на учебной практике

Студенты при прохождении практики обязаны:

- подчиняться внутреннему распорядку работы по месту прохождения практики;

- выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям предприятия, учреждения и организации и не угрожают здоровью практикующихся студентов;

- выполнять программу и конкретные задания практики и представить отчет в установленный срок;

- студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине (в случае болезни или других объективных причин), направляются на практику вторично и отрабатывают программу практики в другие сроки.

Форма итогового контроля

По окончании практики руководитель практики от организации составляет на студента отзыв характеристику и подписывает ее у руководства организации, заверяет печатью.

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

Руководитель практики от университета в течение 10 дней обеспечивает организацию ее защиты в форме зачета. По итогам защиты практики выставляется оценка "зачтено" или "не зачтено", о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости и зачетной книжке.

При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.

Зачет по практике приравнивается к оценке (зачет) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. При этом студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность.

Материалы практики (отчет, характеристика отзыв и др.) после ее защиты хранятся в Европейской бизнес-школе БФУ им. И. Канта.

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике

Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов на учебной практике являются:

1. учебная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам (см. далее список основной и дополнительной литературы);

2. нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации), на котором проходит учебную практику студент;

3. методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики;

4. формы бухгалтерской, финансовой, статистической, внутренней отчетности, разрабатываемые на предприятии (организации) и инструкции по их заполнению;

Основная литература:

1. Баликоев, Общая экономическая теория / Издательство: Омега-Л, 2011 г.

2. Бариленко В.И., под ред., Анализ хозяйственной деятельности / Издательство: Эксмо, 2010 г.

3. Вайс Е. С., Планирование на предприятии / Издательство: КноРус, 2011 г.

4. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуро­вень. — М.: ДЕЛО, 2008.

5. Макконнелл К.Р., Брю C.JI. Экономикс: принципы, проблемы и по­литика / Пер. с 16-го англ. - М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Нуреев P.M. Сборник задач по микроэкономике к «Курсу микроэко­номики»: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2008.

7. Савицкая Г. В., Анализ хозяйственной деятельности / Издательство: ИНФРА-М, 2011 г.

8. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2008.

Дополнительная литература:

1. Басовский Л. Е., Микроэкономика / Издательство: ИНФРА-М, 2011 г.

2. Гукасьян Г.М., Экономическая теория / Издательство: Эксмо , 2010 г.

3. Добрынин А. И., Экономическая теория / Издательство: ИНФРА-М, 2011г.

4. Янг Филип, МакОли Джон. Экономика для топ-менежеров. Бизнес- курс MBА. - М.: Омега-JI, 2008.

Интернет-ресурсы:

1. Правительство РФ — www.government.ru

2. Министерство экономического развития (Минэкономразвития России) — www.economy.gov.ru

3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — www.cbr.ru

4. Министерство финансов Российской Федерации — www.minfin.ru

5. Министерство по налогам и сборам Российской Федерации — www.nalog.ru

6. Федеральная служба государственной статистики — www.gks.ru

7. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — www.fas.gov.ru

8. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации (ФК ЦБ России) — www.fedcom.ru

9. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — www.worldbank.org

10. Национальная ассоциация участников фондового рынка Российской Федерации — www.naufor.ru

11. Рейтинговое агентство «Интерфакс» — www.interfax.ru

12. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) — www.rbc.ru

13. Информационное агентство «АК&М» — www.akm.ru

14. Рейтинговое агентство Standard & Poor's — www.standardandpoors.com

15. Рейтинговое агентство Moody's Investors Services — www.moodys.com

16. Рейтинговое агентство Fitch Ratings — www.fitchratings.ru

17. Еженедельник «Эксперт» — www.expert.ru

18. Еженедельник «SmartMoney» — www.smoney.ru

19. Еженедельник «Секрет фирмы» — www.sf-online.ru

20. Еженедельник «Компания» — www.ko.ru

21. Еженедельник «Эксперт» — www.expert.ru

22. Газета «The Economist» — www.economist.com

Приложение № 1

Директору Европейская бизнес-школа

БФУ им. И. Канта

Алтуниной В.В.

от студента (ки) ____ курса

очной формы обучения

направления - 38.03.01 Экономика

(профиль Мировая экономика)

_______________________ фамилия

_________________________ имя

______________________ отчество

Заявление

Прошу разрешить мне с «___» _________ 201__г. по «___» ___________ 201__г.

пройти учебную практику в ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

(наименование организации из базы практик)

в структурном подразделении __________________________________________________

в должности _________________________________________________________________

Контактный телефон (студента)___________________________.

Дата _________ Подпись

Приложение № 2

  (Наименование организации – места прохождения практики)

НАПРАВЛЕНИЕ НА ПРАКТИКУ

ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени И. Канта» просит организовать прохождение в ____________________________________ ____________________________________________________________________________

(наименование учреждения, организации, объединения)

с "____" _____________ 201__ г. по "____" _____________ 201__ г. учебной практики по направлению 38.03.01 Экономика (профиль Мировая экономика) студента (ки) _____курса Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта ____________________________________________________________________________

(ф.и.о.)

По результатам практики просим выдать ему (ей) на руки заверенную печатью и подписью руководителя организации отзыв-характеристику.

Директор ЕБШ БФУ им. И. Канта ____________________________ В.В. Алтунина

(подпись)

«___» _____________ 201___г.

МП

Приложение № 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГАОУ ВО «БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

Вид практики________УЧЕБНАЯ__________________________________________

Выполнил студент _______________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Направление подготовки 38.03.01 Экономика (профиль Мировая экономика)

№ группы ______________________________________________________________

Подпись студента: __________ Дата сдачи отчета: «____» ____________201 ___ г.

подпись

Отчет принят:________________ ___________________________________________

Ф.И.О. ответственного лица, должность

«____»____________________ 201 __ г.

Оценка ____________________________________________________ _____________

Ф.И.О. преподавателя-экзаменатора подпись

«____»____________________ 201 __ г.

Приложение № 4

Примерный образец

Отзыва-характеристики

по практике студента

(Штамп организации)

Отзыв-характеристика

Студент (ка)_____курса Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта __________________________________________________(ф.и.о.) с «___» ___________201__г. по «____»____________201___г. прошел (ла) учебную практику в________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

(наименование организации)

В период практики выполнял (ла) обязанности _________________________________________________________________________________

За время прохождения практики

__________________________________________________(ф.и.о.) показал (ла)

__________________уровень теоретической подготовки,

__________________умение применить и использовать знания,

полученные в Университете, для решения поставленных перед ним (ней) практических задач.

Программа практики выполнена полностью (частично).

В целом работа практиканта_____________________________________________________(ф.и.о.)

заслуживает оценки___________________.

Руководитель (организации)________________________________(ф.и.о)

М.П.

Приложение №5

Образец оформления

Календарный план прохождения учебной практики

Студента ___ курса Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта

_______________________________________________________( ф.и.о.)

№ п/п Наименование работ и индивидуальных заданий Период выполнения работ и заданий
   
   
   
   

Руководитель практики от университета

__________________________________________________________(ф.и.о)

____________________(подпись)

Приложение №6

Образец оформления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГАОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА»

ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА

«Согласовано» Директор Европейской бизнес-школы _______________В.В. Алтунина «_____»_____________ 2017г. «Утверждаю» Директор Департамента образовательных программ и образовательной политики ­__________ Д.Г. Житиневич «_____»____________ 2017 г.

Программа

Учебной практики

Направление подготовки

Экономика»

Профиль подготовки

«Мировая экономика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Калининград

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 38.03.01 - Экономика (профиль Мировая экономика).

Автор: к.э.н., доцент Алтунина В.В.

Цели учебной практики

Являясь обязательной частью подготовки бакалавров экономики, учебная практика предназначена для общей ориентации студентов в реальных условиях будущей деятельности по выбранной специальности на предприятиях, учреждениях и организациях и получения первичных профессиональных умений и навыков.

Основнымицелями учебной практики являются:

· закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в Университете;

· выработка умений применять полученные практические навыки при решении конкретных экономических вопросов;

· приобретение практических навыков самостоятельной работы.

Задачи учебной практики

Задачии содержаниеучебной практики заключаются в следующем:

· приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;

· ознакомление с историей деятельности, видом собственности, организационно-правовой формой (общество с ограниченной ответственностью, закрытое или открытое акционерное общество, фонд и пр.), системой управления и структурными подразделениями предприятия/учреждения/организации в которой бакалавр проходит учебную практику;

· изучение номенклатуры и ассортимента производимой продукции (видов выполняемых работ и оказываемых услуг), ее основных потребителей, финансово-экономических показателей деятельности, положения на рынке и направлений развития предприятия/учреждения/организации;

· знакомство с работой экономических служб предприятия/учреждения/организации (либо конкретной экономической службы, в которой студент проходит практику) и должностными обязанностями их специалистов;

· получение представлений об использовании компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки экономической информации;

· формирование умений и навыков выполнения экономического анализа и экономических расчетов;

· получение представлений об экологической деятельности предприятия/учреждения/организации, о санитарно-гигиенических условиях и охране труда, противопожарных и иных мероприятиях, обеспечивающих безопасность работы персонала предприятия / учреждения / организации;

· приобретение практикантами умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности по избранной специальности на предприятии / учреждении / организации.

Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

Учебно-ознакомительная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика».

Программа ознакомительной практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (ред. от 31.05.2011 N 1975).

Учебно-ознакомительная практика бакалавра в соответствии с ООП базируется на основе полученных ранее знаний обучающихся по таким предметам как: «Информатика», «Иностранный язык» (английский и немецкий), «Математика».

Содержание учебной практики логически и содержательно-методически тесно взаимосвязано с вышеуказанными дисциплинами, поскольку главной целью учебной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.

«Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения учебной практики и приобретенные в результате освоения этих дисциплин включают:

- комплексные знания принципов, закономерностей, механизмов организации и функционирования фирмы как хозяйственной системы в условиях мировой экономики, ее располагаемых ресурсах; умение их использовать при характеристике организационно-правовой формы, производственной и управленческой структуры, основных условий обеспечения экономической устойчивости в мировом экономическом пространстве, отдельных составляющих и параметров деятельности конкретного предприятия (организации);

- знание и понимание статистической методологии учета и анализа, умение и готовность применять её при изучении основных параметров, тенденций развития и экономической эффективности предприятия (организации);

- знание основ бухгалтерского учета и анализа, умение и готовность применять их при проведении учетных операций и анализа текущего состояния предприятия (организации);

- знание основ управления инновационной деятельностью фирмы, содержания и основных видов инновационной деятельности, методов оценки экономической эффективности инновационных проектов; умение и готовность применять эти знания при разработке и внедрении конкретных инновационных мероприятий;

- знание основ маркетинга предприятия (организации), умение и готовность применять их при комплексном изучении рынка, ценообразовании, обосновании ассортиментной политики и т.д.

Знания, умения и практические навыки, полученные в ходе учебной практики, необходимы также для успешного освоения ряда дисциплин профиля «Мировая экономика», которые будут изучаться после ее прохождения: «Международное бизнес-планирование», «Управление персоналом», «Автоматизированные системы бухгалтерского учёта», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Маркетинг», «Менеджмент», «Финансы», «Международные экономические отношения». Содержание этих дисциплин в значительной степени опирается на комплекс знаний, умений и практических навыков, полученных в результате учебной практики (см. задачи учебной практики).

В процессе прохождения учебной практики бакалавр должен получить первичные навыки решения следующих профессиональных задач:

· поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

· подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность зарубежных и международных компаний;

· обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

· построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

· подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

· проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

· организация выполнения порученного этапа работы.

Наши рекомендации