Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
Примерная схема психолого-педагогического портрета классного коллектива
1. Состав класса и его общая характеристика
Количество учащихся, количество девочек и мальчиков, общее развитие учащихся, социальный состав, общее физическое развитие учащихся, динамика успеваемости на момент исследования.
2. Общественное лицо класса
Имеется ли в классе актив (орган самоуправления), интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.
3. Сплоченность класса
Есть ли в классе группировки, как учащиеся относятся друг к другу, как они относятся к классным и общественным делам, любят ли вместе проводить время, развлекаться или совместно трудиться, дружат ли в классе мальчики и девочки, защищают ли ученики членов своего коллектива, нет ли в классе круговой поруки, переживают ли ученики удачи и неудачи своего класса.
4. Организованность класса
Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу. Подчиняются ли решениям органов ученического коллектива и распоряжениям его уполномоченных.
5. Общественное мнение в классе
Какие поступки товарищей учащиеся одобряют, а какие – осуждают. Как выражают свое одобрение. Есть ли расхождения между тем, что учащиеся говорят, и тем, что они делают. Наличие критики и самокритики в классе.
6. Характер товарищеских связей в коллективе
Дружат ли учащиеся в школе и вне ее, внимательны ли они к товарищам, помогают ли им, проявляют ли требовательность к своим друзьям, умеют ли видеть у них недостатки, как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, неуспевающим, отношение к товарищам с физическими недостатками.
7. Лидеры класса
Формальные, неформальные, их численность, пользуется ли лидеры авторитетом у всего класса или какой-то части, как относятся лидеры к товарищам по классу.
8. Связь классного коллектива с общешкольным
Знают ли в классе о том, что происходит в школе и в других классах, вносятся ли предложения об улучшении жизни школы, как выполняются классом общешкольные поручения, участвует ли класс в общешкольных мероприятиях, какие контакты имеются с учащимися других классов.
9. Воспитанность класса
Нравственное воспитание: жизненные ценности, ценностные ориентации, религиозные воззрения и т.д.
Физическое воспитание: соблюдение режима, направленность на здоровый образ жизни и т.д.
Эстетическое воспитание: чтение художественной литературы, посещение театров, музеев и т.д.
Трудовое воспитание: участие в домашнем труде, работают ли ученики вне учебы и т.д.
Гражданско-правовое: знание законодательства, соблюдения правил и норм общества, проявление активной гражданской позиции и т.д.
Самовоспитание: направленность учащихся на саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование и т.д.
10. Педагогические выводы о путях и способах дальнейшего развития классного коллектива.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
1. Ф.И.О. студента, проводящего мероприятие.
2. Класс, количество присутствующих учащихся.
3. Тема и форма мероприятия.
4. Цели мероприятия:
· воспитательные;
· образовательно-познавательные;
· развивающие.
6. Задачи каждого этапа мероприятия, их логичность и последовательность.
7. Организационные умения практиканта:
· умение организовать учащихся;
· умение поддержать активность учащихся;
· умение владеть коллективом.
8. Методы работы в процессе проведения мероприятия:
· качество рассказа учителя с точки зрения научности, содержания, доступности, эмоциональности и т.д.;
· элементы проблемности (познавательные задачи, проблемные вопросы и т.д.)
· точность и краткость вопросов, их доступность, ориентированность на получение обратной связи и т.д.;
· самостоятельная работа учащихся (работа со справочной литературой, выполнение творческих заданий, правильность выполненных заданий и т.д.);
· использование элементов занимательности.
9. Соответствие методов поставленным целям.
10. Межпредметные связи.
11. Система оценки и поощрения учащихся.
12. Оформление аудитории, наглядность, технические средства.
13. Активность, самостоятельность, дисциплинированность учащихся. Их интерес к мероприятию, вовлеченность в происходящее.
14. Выводы:
· познавательная и развивающая ценность (приобретение или расширение знаний, совершенствование умений учащихся, развитие эмпатийных качеств);
· воспитательная эффективность, формирование общего мнения, изменение взаимоотношений;
· какие из поставленных целей были достигнуты;
· какие цели не удалось реализовать;
· сильные и слабые стороны мероприятия;
· оценка за мероприятие, рекомендации и пожелания.
План-конспект внеклассного мероприятия