Использование нестандартных уроков в начальной школе как способ повышения мотивации к учению

Если у школьника нету интереса к учебному, он не будет усердно заниматься, потому роль мотивации очевидна [9, С.22-66].

Мотивация – это совокупность побудителей. Именно она побуждает людей к совершению каких-либо действий. Становление интереса можно связывать с мотивацией, потому что она выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяемый возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности [10, С.271].

Со стороны личностного смысла учебной деятельности все мотивы определяются на две группы: содержательные, или познавательные, и социальные [12,С.132]. Содержательные мотивы являются побудителями, которые тесно связанны с содержанием учебной деятельности: познавательный интерес; необходимость саморазвития и самоактуализации человека в процессе познания; мотив достижения, который реализуется через успехи в учебной деятельности. Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности. К данным мотивам относят: потребность в общении; моральные переживания позиции ученика (чувство ответственности и долга); мотивы поощрения и наказания; эмоции [18, С.240].К таким видам мотивов, как направленность ученика на отдельные стороны учебной деятельности, которые связанны с внутренним отношением к ней, относятся познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения - о социальных мотивах.

Учебная мотивация делится на внешнюю и внутреннюю [12, С.114]. Во внешнюю мотивацию входят игровые мотивы, мотивы благополучия, избегания неприятностей и мотивы престижа, мотив получения хорошей отметки или оценки. Разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная - это мотив общения на иностранном языке с одноклассниками на уроках, с иностранцами, осуществления переписки с зарубежными сверстниками, и учебно-познавательная: мотивы, связанные с содержанием и самим процессом обучения.

Конечно, каждый ученик имеет неодинаковый уровень мотивации. Высоким уровнем мотивации является хорошее владение и оперирование учебным материалом в пределах школьной программы, отличной успеваемостью по предмету [19, С.462]. Также ученики, которые обладают высоким уровнем мотивации, обычно отличаются устойчивой активностью на уроке, проявлением инициативности и самостоятельности.

Известно, что учитель должен стараться постепенно формировать у учащегося из отрывочных, неустойчивых побуждений зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, которая включает действенные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика [21, С.20].

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют: занимательность изложения (занимательные примеры, опыты), необычная форма преподавания материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителя поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Если учитель достаточно хорошо знает учащихся, их возможности и интересы, он имеет прекрасную возможность сочетать коллективную, групповую и индивидуальную форму работы. "Также его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы" [5, C.97]. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива [30, С.13].

Занимательные и творческие задачи не только способствуют привлечению внимания учащихся и повышению мотивации, но служат средством формирования и развития мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Они осуществляют тренинг творческого мышления, развивают некоторые качества личности учеников, например, самостоятельность, инициативность, познавательную активность. Подчас учитель лишь объясняет и дает готовый способ действия. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.

Мотивация является неотъемлемым и одним из важнейших компонентов учебной деятельности учащихся, где различные мотивы выступают побудителями деятельности учеников. В психологии и педагогики нет единого взгляда на мотивацию. Мотивация - сложный и неоднородный феномен, но, несмотря на всю его сложность изучение его необходимо, так как он является одним из ключевых для успешной учебной деятельности. Уровень мотивации у ученика может определять не только его отношение к предмету, но и его успеваемость и успешность обучения.

Именно проведение уроков нестандартной формы помогает решить проблему мотивации. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали максимум удовольствия от работы на таких уроках.

Множественные факторы, такие как отметка, сама организация учебного процесса, взаимоотношения преподавателя и учеников и так далее, непосредственно влияют на мотивацию учащихся. Поэтому каждый учитель должен уделять внимание работы по повышению мотивации учащихся.

Нетрадиционные уроки, имеющие главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся, являются отличным способом повышения эффективности обучения.

Наши рекомендации