Общая информация |
Тема инновационного предложения | Школа – лаборатория дидактической инноватики |
Направление в рамках ФИП | Новое качество и новое содержание образования: - развитие институциональных форм продуктивной исследовательской и проектной деятельности учащихся и преподавателей на всех уровнях образования; - внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий (симуляторов, тренажеров, проектных методов обучения); - разработка эффективных моделей и механизмов реализации ФГОС нового поколения на всех уровнях образования; - создание новых систем оценки качества образования; - разработка и внедрение компетентностных контрольно-оценочных средств на разных уровнях образования. |
Проект реализуется (сведения о разработчиках) | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85 г. Н.Новгорода Сайт: http://school85-nn.narod.ru/ |
Назначение и область применения результатов и продуктов проекта |
Категории благополучателей | - обучающиеся и их родители; - учреждения среднего общего образования, дополнительного образования; - методические объединения и службы, муниципальные системы образования, - учреждения высшего и дополнительного профессионального педагогического образования; - профессиональные сообщества образовательных сетей и информационных комплексов; - педагоги-инноваторы, реализующие инновационные методы обучения и воспитания и т.д. |
Сфера применения | Образовательный процесс общего образования |
Краткое содержание инновационной идеи | Культуросообразная и культуротворческая инициатива – «лаборатория дидактической инноватики», совместно выдвигаемая теоретиками и практиками образования, призвана формировать контур перспективных инфраструктурных моделей инновационного образования, в которых представители педагогической науки и практикующие педагоги становятся соавторами новой образовательной реальности. Миссия «Школы – лаборатории дидактической инноватики» - выращивание «инновационного человека», субъекта инновационной деятельности, способного к непрерывному саморазвитию и преобразованию на этой основе окружающей реальности. Для этого вся образовательная система должна строиться как инновационная, интегрирующая научный потенциал и проектную культуру. |
Характеристика концепции инновационного предложения |
Цель | достижение эффекта развития базовых способностей личности в процессах общего образования через построение принципиально нового типа образовательной практики - антропрактики, определяемой новым типом содержания образования и новой моделью педагогического профессионализма |
Задачи | 1. Разработать возрастно-нормативные модели развития и построить на их основе возрастно-ориентированную систему педагогической деятельности на каждой ступени образования.. 2. Реализовать комплексный подход к построению содержания образования как соединения (интеграции) базового общего (начального, основного и среднего), углубленного и дополнительного образования, а также содержания «скрытого» образования («уклада жизни» учреждения), в единстве обучения, воспитания и развития. 3. Обеспечить полидисциплинарность и метапредметность общего образования через разработку и внедрение современных инфраструктурных образовательных решений. 4. Разработать и апробировать «задачную» образовательную технологию как общее методологическое основание конструирования предметного содержания отдельных учебных предметов, и организации образовательного процесса в целом. 5. Культивировать (в том числе и на основе IТ-технологии) со-бытийные детско-взрослые общности. 6. Апробировать технологии организации исследовательской и проектной деятельности, научно-технического творчества учащихся, реализации социально-образовательных проектов в региональном и мировом поликультурном пространстве. 7. Обеспечить реализацию в образовательном процессе IТ-технологий в качестве инструмента формирования и структурирования образовательного сообщества, обеспечения интерактивных и оптимизации индивидуальных режимов работы ученика, продвижения его творческой инициативы и ресурса ее развития на основе комплексной общественной и полипрофессиональной экспертизы. |
Ожидаемые результаты | 1. Основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) образования. 2. Рабочие учебные программы и программы внеурочной деятельности, построенные на основе задачной образовательной технологии. 3. Технологические карты проектирования и сценирования «образовательных событий». 4. Технологический пакет создания инновационной дидактической инфраструктуры развивающего образования в конкретном ОУ. 5. Методические рекомендации по организации со-бытийных детско – взрослых общностей в социально – образовательном пространстве. 6. Технологические карты построения пространств для реализации разнообразных творческих замыслов обучающихся, проявления инициативных действий в группах сверстников и разновозрастных группах на основе проектно – деятельностной кооперации. 7. Модель нового педагогического профессионализма и программы научно-сервисного сопровождения профессионального развития педагогов. 8. Пакет контрольно – измерительных материалов по оценке качества школьного образования в условиях реализации заявленных в проекте инновационных механизмов 9. Мониторинг качества инновационной деятельности Школы – лаборатории инновационного образования 10 Экспертные карты внешней оценки эффективности разработанных инновационных механизмов |
Особенности технологии реализации инновационного предложения |
Концептуальные подходы и принципы проектирования | Предмет деятельности лаборатории дидактической инноватики связан с поиском ответов на следующие главные вопросы: «Что, с точки зрения психологии развития, должно происходить по норме развития, и как эта норма может быть обеспечена средствами педагогики развития?». Непосредственно с этими - центральными вопросами связаны и другие - более конкретные: «Из чего развивается (предпосылки и условия)? Что преобразуется в развитии (структура объекта)? Как осуществляется развитие (исходные противоречия, механизмы и движущие силы)? Куда и во что нечто развивается (направление, формы и результаты развития)?». Регуляторами деятельности лаборатории дидактической инноватики выступают следующие принципы антропологического подхода: 1. Принцип культивирования со-бытийных детско-взрослых образовательных общностей 2. Принцип конструирования деятельностного содержания образования как системы задач (учебных, проектных, исследовательских и т.п.) 3. Задачная образовательная технология как принцип организации образовательного процесса в целом и изучения конкретного учебного предмета в частности 4. Принцип согласованности ценностно-смыслового, и нормативно - деятельностного пластов содержания развития человека на разных ступенях образования, типов образовательных процессов и типов ситуаций развития через соответствие ступеней образования периодам развития, содержания образования возрастным нормам развития, образовательных программ возрастно-нормативным моделям 5. Принцип метапредметности и полидисциплинарности |
Используемые технологии и механизмы реализации | Смысл деятельности лаборатории дидактической инноватики состоит в том, чтобы в режиме проектно – деятельностной кооперации науки и практики 1) сформулировать, обсудить и «принять» современные принципы образования; 2) на основе выделенных принципов разработать и внедрить технологическую модель образовательного процесса, обеспечивающую практическое воплощение следующих инновационных механизмов антропологической перспективы отечественного образования: - механизма общественного развития средствами образования через культивирование со-бытийных детско-взрослых образовательных общностей.; - механизм культурно – исторического наследования опыта человечества, инструментальной основой реализации которого выступает задачная образовательная технология; - механизм онтогенеза человеческой реальности, обеспечивающийся конструированием возрастно-нормативных моделей развития на разных образовательных ступенях, нормативных моделей образовательного процесса и возрастно – ориентированных моделей профессиональной педагогической деятельности на этих ступенях. |
Проектные события | 1. Проблемно-проектные семинары по вопросам разработки и внедрения задачной образовательной технологии, проектирования и сценирования образовательных событий. 2. Профессионально – общественное обсуждение основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) образования 3. Проектные мастер-классы по инновационным механизмам антропологической перспективы отечественного образования |
Критерии и показатели результативности проекта |
Содержательно-деятельностный эффект | экспериментальная апробация фундаментальных и прикладных исследований в области дидактической инноватики, подтверждающая влияние принципиально нового содержания образования и нового педагогического профессионализма на эффективность развития базовых способностей личности в образовательных процессах |
Организационно-управленческий эффект | создание нормативной; программно – методической базы; разработка и апробация инфраструктурных решений по реализации инновационных механизмов антропологической перспективы отечественного общего образования |
Образовательный эффект | формирование проектных практико-преобразующих компетенций и высокого уровня готовности к инновационной деятельности субъектов образовательного процесса; организация на основе проектно-деятельностной кооперации образовательных сообществ, способных оказывать влияние на качество реализации тех или иных направлений новой государственной стратегии развития образования |
| | |
| | |
Формы тиражирования результатов |
Обобщение полученного опыта в публикациях разного уровня | Статьи, сборники авторских разработок, монографии и т.п., выступления на конференциях регионального, межрегионального значения. |
Разработка методических рекомендаций | Технологические карты проектирования и сценирования «образовательных событий», организации со-бытийных детско – взрослых общностей, построения пространств проектно-деятельностной кооперации Рабочие учебные программы и программы внеурочной деятельности, построенные на основе задачной образовательной технологии |
Экспонирование инновационных разработок | Систематизированный ресурсный пакет инновационных проектов, информационных карт инновационного педагогического опыта. Медиатека образовательных событий Проблемно-обучающие семинары, мастер-классы педагогов – инноваторов, педагогические мастерские, студии и т.п. |
ПРИЛОЖЕНИЯ 2
«Школа интеллектуального партнерства»
С 2012 года в МБОУ Гимназии №14 началась реализация инновационного проекта по теме «Школа интеллектуального партнерства». (г. Выксы, Нижегородской области)
Научный руководитель проекта заведующая кафедрой педагогики и андрагогики, доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы Галина Александровна Игнатьева.
Данный проект реализуется в составе федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (приказ министерства образования и науки РФ от 10.04.2012 №273, приказ ГБОУ ДПО НИРО от 31.05.2012 №123)
Наши рекомендации