Паспорт инновационного предложения

Общая информация
Тема инновационного предложения Школа интеллектуального партнерства
Направление в рамках ФИП Развитие системы поддержки талантливых детей
Проект реализуется (сведения о разработчиках) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №14 г. Выксы Нижегородской области Адрес сайта: www/gym14.ru/
Назначение и область применения результатов и продуктов проекта
Категории благополучателей Руководители ОУ, педагоги
Сфера применения Образование
Краткое содержание инновационной идеи Идея создания школы интеллектуального партнёрства в муниципальном образовательном пространстве городского округа город Выкса разрабатывается в соответствии с требованиями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», касающимися создания современных моделей школьного образования, вовлекающих школьников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они научились изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом исходным положением нашего инновационного предложения является ориентация на формирование высокого уровня интеллекта школьников как основы творческого развития личности. По данным исследователей психологии интеллекта, хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность наблюдаются тогда, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта. Признаком сформированности творческих качеств личности, высокого уровня развития интеллекта, их признания в социуме, как правило, является достижение высоких результатов в конкретной сфере профессиональной деятельности. Так навыки проектирования, исследования, конструирования вне сферы профессионального образования и профессиональной деятельности, как правило, не получают общественного признания (т.е. не выходят за рамки персональных увлечений и личного досуга). Построение школы интеллектуального партнерства мы связываем с сетевыми (и, конкретно, – дистанционными) формами образования, занимающими все более прочные позиции в современном мире. Здесь имеются в виду сетевые образовательные программы. Данный вид образовательных программ адекватно отражает инновационное содержание, т.к. сама программа представляет собой модель гибкого компенсирующего взаимодействия разнотипных образовательных программ и их отдельных модулей: предметных, междисциплинарных, дополнительных курсов, кейсов, практикумов, тренингов и тестовых систем.
Характеристика концепции инновационного предложения
Цель Создание и внедрение модели «школа интеллектуального партнерства» как организационной формы открытого образования постиндустриального общества, механизма возрастной и психологической идентификации современного человека как субъекта инновационной деятельности.
Задачи 1. Разработать возрастно-нормативные модели развития обучающихся, являющиеся основанием для проектирования гуманитарных антропопрактик на начальной, основной и старшей ступенях образования в гимназии. 2. Разработать и внедрить возрастно-ориентированные системы педагогической деятельности, соответствующие возрастно-нормативным моделям развития обучающихся. 3. На основе концепции полного образования построить модель интеграции базового общего (начального, основного и среднего), углубленного и дополнительного образования, а также содержания «скрытого» образования («уклада жизни» гимназии). 4. На основе концепции поликультурного образованиясформировать субъекта инновационной деятельности, способного строить культурный диалог и кооперации для развития и продвижения своих идей в мировом поликультурном пространстве. 5. На основе антропологического подхода создать Интернет-пространство гимназического образования, связанное с формированием детско-взрослого образовательного сообщества и реализацией форм субъектности ребенка в этом сообществе. 6. На основе концепциисоциального партнерства создать механизмы реализации культурно-образовательных проектов различного масштаба и формирования инновационной деятельности в профессиональном сообществе на основе сетевой организации. 7. Разработать и осуществить единую инновационную политику на основе определения системы стратегий, проектов, программ; ресурсного обеспечения и контроля за ходом инновационной деятельности; подготовки и обучения педагогов; формирования целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создания инновационной среды.
Ожидаемые результаты Результатами инновационной деятельности ФИП являются: - социально нравственное развитие личности выпускников, обладающих социальной активностью гражданина России, высоким уровнем нравственной культуры, способствующей оптимизации их социально-нравственного становления в процессе эффективного освоения диапазона социальных ролей; - внедрение в процессы обучения и воспитания современных гуманитарных практик; - формирование и развитие творческого потенциала личности учителя и учащихся; - формирование у учащихся целостного восприятия картины окружающего мира через новые технологии и модели обучения, авторские программы, спецкурсы; - воспитание гражданских позиций школьников, осознающих себя патриотами Российского государства; -снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса не только в школе, но и в окружающем социуме; - укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания; - адекватное самоопределение обучающихся и их профессиональная адаптация; Главным результатом освоения педагогическим коллективом гимназии инновационной модели «Школа интеллектуального партнерства» должна стать социально-зрелая высоконравственная личность выпускника, готового к участию в реальной жизни, к компетентному выбору жизненного пути и продолжению образования.
Особенности технологии реализации инновационного предложения
Концептуальные подходы и принципы проектирования Основой теоретического конструирования, анализа и практических (в том числе и управленческих) усилий субъектов инновационной деятельности МБОУ Гимназии № 14 является моделирование образовательных конструкций, в рамках которых становится возможной работа с человеческим потенциалом как особым программно - заданным «объектом», образованным совокупностью универсальных человеческих возможностей созидания самого себя, природы и мира: рефлексией и пониманием, техниками действий и коммуникаций, способностями самоопределения по отношению к культуре и социуму, возможностями интерпретации и мышления, целеполаганием и социокультурной персонификацией, способностями самоорганизации и организации знаниевых систем
Используемые технологии и механизмы реализации Создание механизмов реализации деятельности учреждения как инновационного социокультурного ресурсного центра на основе концепциисоциального партнерства предполагает следующие стратегические направления его деятельности: - реализация культурно-образовательных проектов различного масштаба; - реализация программ профессионального развития – как пространства становления субъекта инновационной деятельности в профессиональном педагогическом сообществе, трансляции авторских разработок; - складывание образовательных комплексов, обеспечивающих многообразие форм образования, адекватных запросам родительской общественности данной территории и реализующих полноту и непрерывность образования; - реализация инновационной деятельности в профессиональном сообществе на основе сетевой организации.
Проектные события Вебинар «Интеллектуальный марафон»
Критерии и показатели результативности проекта
В качестве важнейших целевых индикаторов и показателей выступают:
  • вариативность форм организации образовательного процесса на основе комплекса гуманитарных практик, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся, их самореализации, жизненному самоутверждению;
  • наличие мониторинговой системы функционирования гуманитарных практик школьного образования;
  • высокая активность и инициативность учителей гимназии в разработке и реализации педагогических проектов, ориентированных на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся;
  • уровень обученности и качества знаний выпускников по ступеням школьного образования, процент выпускников, поступивших в учебные заведения различного профиля (на бюджетной основе);
  • наличие качественного продукта творческой проектной деятельности обучающихся, процент учащихся, участвующих в олимпиадах, конкурсах разных уровней;
  • результативность участия учащихся во внешних творческих конкурсах, олимпиадах, турнирах;
  • процент участия педагогов школы в профессиональных конкурсах педагогического мастерства, проектах и грантах;
  • степень удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей образовательной деятельностью гимназии;
  • наличие системы кооперативных связей с социальными партнерами.
Формы тиражирования результатов
Результаты проекта предполагается тиражировать в виде: 1. Мастер-классов, педагогических мастерских представляющих лучшие образцы проектирования гуманитарных антропопрактик. 2. Проблемно-проектных семинаров в рамках деятельности МБОУ Гимназии № 14 как стажерской площадки кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО. 3. Круглого стола по теме: «Проектирование и сценирование гуманитарных антропопрактик в региональном образовательном пространстве». 4. Вебинаров по проблемам разработки образовательных программ, ориентированных на формирование и развитие инновационной деятельности на основе антропологического подхода и лингвистической компетенции и внедрения соответствующих образовательных технологий. 5. Сборников научно-практических материалов, экспонирующих лучшие образцы построения практики инновационного образования.
Контактная информация
Тел. ; e-mail; skype 8(83177) 6-19-86 (факс), 6-29-10 e-mail: [email protected]
Полное Ф.И.О. контактных лиц с указанием должности Клипова Светлана Сергеевна – директор Юдина Юлия Владимировна – заместитель директора по НМР

4) Подготовить ответы на вопросы к зачету:

1. Назовите основные методологические ориентиры исследования инновационных процессов в образовании.

2. В чем состоит сущность инновационных процессов в образовании?

3. Охарактеризуйте особенности инновационных процессов в педагогической теории и практике.

4. Дайте различные варианты трактовки понятия «инновация».

5. Каковы критерии оценки степени значимости, качества и характера инновационных процессов в учреждениях системы образования?

6. В чем состоят особенности становления инновационных школ России в конце ХХ в.?

7. Дайте сравнительную характеристику различных типов инновационных школ (гимназий, лицеев, авторских школ и др.).

8. В чем состоят функции педагогического опыта в инновационном поиске школы?

9. Каковы особенности организации опытной работы в школе?

10. Охарактеризуйте инновационную деятельность учителя.

11. Назовите основные отличительные особенности стихийно-эмпирического, эмпирического и теоретического этапов инновационного поиска?

12. Какова логика проектирования опытно-экспериментальной работы в школе?

13. Охарактеризуйте особенности становления инновационных школ в России.

14. Перечислите отличительные черты гимназий, лицеев, авторских школ.

15. Охарактеризуйте основные противоречия в становлении и развитии инновационных школ в России.

16. В чем состоит специфика проявления вариативности образования на институциональном, концептуальном, содержательном и технологическом уровнях.

17. Охарактеризуйте основные виды педагогических моделей (теоретические, дескриптивные, нормативные, прескриптивные).

18. Каковы место и роль деятельности моделирования в инновационных образовательных процессах и системах?

19. В чем состоит принципиальное значение комплексно-целевой программы развития учебного заведения?

20. Каковы функции программы развития учебного учреждения в условиях инновационного поиска?

21. В чем состоит специфика управления процессом разработки и реализации программы развития инновационного учебного заведения?

22. Охарактеризуйте этапы разработки программы развития инновационного учебного заведения.

23. Каковы основные характеристики технологии организации опытно-экспериментальной работы в инновационном учебном заведении?

24. Каковы место и роль научно-методического обеспечения инновационной деятельности педагога?

25. В чем состоит специфика научно-методического обеспечения на стихийно-эмпирическом, эмпирическом и теоретическом этапах инновационного поиска?

26. Каковы функции инновационных организационных структур?

27. Каковы роль и соотношение процессов саморазвития и развития индивидуальности учащегося?

28. Охарактеризуйте этапы процесса психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальности учащегося.

5) Литература для подготовки:

а) основная литература:

Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя/ Под обще редакцией А.П.Тряпицыной. - СПб, 2005 (библиотека кафедры – электронный экземпляр).

2. Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения «компетентностный подход». М., 2009(библиотека кафедры – электронный экземпляр).

3. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество образования:Научно- методическое пособие для педагогов инновационных школ.- Спб.: КАРО, 2007(библиотека кафедры – электронный экземпляр).

4. Бордовская Н.В. «Современные образовательные технологии». М., 2010(библиотека кафедры – электронный экземпляр).

б) дополнительная литература:

1. Виноградов Б.А. Инновации в образовании//Экономика образования.-2005.-№3.-С.77-81.

2. Виноградов, В. Н. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. Н. Виноградов, О. Г. Прикот. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

3. Волынкина М.В. О месте инноваций в образовании [Электронный ресурс]//Центр развития инноваций: [сайт] /Ин-т гуманитар. образования.– [М.,2005].–URL:http://www.innovatika.ru/bibl/st2.html (26.10.2006).

4. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

5. Инновационные процессы в образовании: материалы междунар. конф. (XXVII науч.-метод. конф. КемГУ), г. Кемерово, 1-2 февр. 2006 г. / Кемеров. гос. ун-т. – Кемерово, 2006. – 653 с.: ил.

6. Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по материалам проектов «Технологи моментального самоконтроля–самотестирования учащимися своих знаний «Символ» и «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся»).-М.: АПКиПРО,2004.-32с.

7. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в обра­зовании. //Педагогика. - 1996. - №3.

8. Коржуев А.В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А.В. Коржуев, В.А. Попков. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 300с.

9. Лапин Н.И. "Теория и практика инноватики" - М.: Университетская книга; Логос,2008.-328с-(Новая университетская библиотека)

10. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.

11. Матросов В.Л. Педагогические кадры для инновационного образования// Тематическое приложение к ж. «Вестник образования».-2006.-№2.-С.68-75.

12. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета: научно-методические материалы/ под общей ред. Н.В. Чекалевой.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2009;

13. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

14. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики.- СПб., 2005. -N 3(15).

15. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

16. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] // Городской экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании: [сайт] / Департамент образования г. Москвы. – М., 2004-2006. – URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2 (26.10.2006).

17. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл//Исследовательская работа школьников.-2005.-№3.-С.5-15.

18. Слободчиков В.И. Инновационное образование//Школьные технологии.-2005.-№2.-С.4-11.

19. Тряпицына А.П.Инновационные процессы в образовании.// Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей. – СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 1997.

20. Кларин М.В.Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. –М.: Наука, 1997.

21. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.

22. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения.– СПб: Питер, 2004.

23. Хуторской А.В.Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.

24. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в об­разовании. - М., 1991.

Наши рекомендации