Общие рекомендации по написанию разделов курсовой работы
Структура введения
Во введении необходимо:
- обосновать актуальность темы исследования, указать на прикладные аспекты исследования и практическую значимость темы;
- сформулировать объект, предмет, цели, и задачи исследования;
- определить практическую значимость работы.
Актуальность темы исследования может определяться различными факторами: потребностями педагогической науки в новых эмпирических данных; потребностью в использовании в более оптимальных педагогических методах, технологиях и методиках обучения в области профессионального образования, потребностью педагогической практики в разработке современного научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; потребностью во внедрении инновационных методов и технологий обучения в связи с изменением образовательной политики государства и т.п.
Проблема – это существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение, для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна. Проблема исследовательской работы по методике профессионального образования, как правило, вытекает из потребностей общества, особенно из задач, поставленных перед профессиональными образовательными учреждениями, а также - из педагогической практики, трудностей в работе преподавателя.
Объект исследования – это некое явление, некий процесс, который глубоко и всесторонне изучается исследователем. Например, объектом педагогического исследования могут выступать процесс обучения какому-либо предмету или система внеучебной работы.
Предмет исследования – это конкретная часть или аспект объекта, который в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Например, предметом исследования может быть процесс формирования системы знаний по предмету, или формирование компетенций при изучении темы или предмета, формирование умений и навыков выполнения технологических операций и т.п.
Цель исследования – это предвосхищаемый, желаемый конечный результат исследования – предлагаемый вариант решения проблемы исследования. Цели должны формулироваться конкретно и начинаться со слов: разработка, проектирование, обоснование, конструирование, выявление и т.д.
Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Обычно выделяют 3-4 следующих направления – изучение, анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработка, оценка, апробация и т. д. Решение каждой поставленной задачи может рассматриваться в отдельном параграфе.
Структура основной части
Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких этапов проведенного исследования. Следует произвести разбивку отобранного материала на главы (две или три). Первая глава основной части может содержать историко-теоретический материал. Она небольшая по объему и должна раскрыть состояние дел в избранной для исследования сфере, исторический ход развития взглядов в этой области. Во второй главе раскрываются авторская позиция по главным вопросам темы: описание предлагаемой педагогической технологии обучения или содержания курса в теории и практике профессионального образования. Кроме того, эта глава может содержать изучение, анализ и разработку нормативной документации подготовки обучающихся, методический отбор содержания тем обучения, дидактическое проектирование процесса обучения и т.п. Третья глава может быть посвящена экспериментальной части исследования (отражать ход эксперимента и его результаты).
Заключение курсовой работы
Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы.
Следует дать обобщение основных положений и выводов, сделанных в работе. В заключении можно привести авторские предложения, например, по применению тех или иных теоретических положений в практической деятельности. В заключении не следует повторять содержания введения и основной части работы.
Литература
Перечень изученных источников составляется в алфавитном порядке авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы. Оформление библиографического перечня должно соответствовать ГОСТу.
В тексте курсовой работы должны быть ссылки на источники, обозначенные арабскими цифрами, заключенными в квадратные скобки. Цифра должна указывать порядковый номер источника в списке.