Место производственной практики в структуре ООП.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии

Кафедра Физического и психического здоровья ребенка

УТВЕРЖДАЮ

________________

Декан факультета Власова Л.П.

«____» _____________20____г.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Психодиагностическая практика в качестве педагога общеобразовательных групп раннего и дошкольного возраста

В составе основной общеобразовательной программы по подготовке: бакалавров

По направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: дошкольная дефектология

Фора обучения: очная, заочная

Курс: 1, семестр 2

Петрозаводск

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендация ПрООП по направлению подготовки бакалавров 050700 «Специальное (дефектологическое) образование по профилю дошкольная дефектология

Программа производственной практики разработана с использованием Рабочей программы производственной (педагогической) практики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московского государственного областного университета» (МГОУ) Авторы: Селиверстов В.И., к.п.н., проф.; Лынская М.И. – ст.препод., 2010 г.

Разработчики программы:

Доцент кафедры ФиПЗР Л.К. Минакова

Старший преподаватель кафедры ФиПЗР Т.В. Пушкина

Старший преподаватель кафедры ФиПЗР Ю.Б. Стельмах

К.психол.н., старший преподаватель кафедры ФиПЗР Н.Н. Шельшакова

«__» __________20___г. _____________/ ___________

Программа производственной практики«Психодиагностическая практика в качестве педагога общеобразовательных групп раннего и дошкольного возраста» обсуждена и утверждена на заседании кафедры Физического и психического здоровья ребенка от…….. 2011 года, протокол №….

Заведующий кафедрой: Ольга Павловна Сидловская, старший преподаватель

«__» __________20___г. _____________/ ___________

Программа производственной практики«Психодиагностическая практика в качестве педагога общеобразовательных групп раннего и дошкольного возраста» согласована с отделом трудоустройства выпускников и занятости студентов КГПА.

Начальник отдела ТВ и ЗС ____________/______________

Настоящая программа

не может быть использована

другими вузами или подразделениями КГПА

без разрешения разработчика программы

1. Цели производственной практики:

Целями данного вида производственной практики являются: подтверждение теоретических положений возрастной (детской) психологии данными наблюдений и экспериментальной работы; развитие диагностических умений студентов по изучению психического развития детей раннего и дошкольного возраста.

2. Задачи производственной практики:

· расширение и конкретизация теоретических знаний о возрастных закономерностях психического развития детей раннего и дошкольного возраста;

· ознакомление студентов с особенностями диагностико-консультативной деятельности в дошкольных учреждениях, с формами и методами взаимодействия специалистов педагога-психолога и воспитателя по изучению индивидуальных и возрастных особенностей развития детей;

· расширение представлений студентов о методах и методиках изучения психического развития детей раннего и дошкольного возраста;

· формирование умений студентов по изучению особенностей психического развития детей раннего и дошкольного возраста;

· формирование умений студентов по составлению психолого-педагогической характеристики детей раннего и дошкольного возраста.

Место производственной практики в структуре ООП.

Производственная практика «Психодиагностическая практика в качестве педагога общеобразовательных групп раннего и дошкольного возраста» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю дошкольная дефектология.

Программа производственной практики«Психодиагностическая практика в качестве педагога общеобразовательных групп раннего и дошкольного возраста» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 18 января 2010 г. № 49).

Производственной практике предшествует изучение следующих дисциплин: 1) гуманитарного и социально-экономического цикла: Иностранный язык, История, Основы речевой культуры дефектолога, Правоведение с основами семейного права и прав человека, Социология, Культурология; 2) математического и естественнонаучного цикла: Математика и информатика, Концепции современного естествознания, Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании.3) общепрофессионального цикла: а) Федеральный компонент: Возрастная анатомия и физиология, Психология человека, Психология развития, Введение в педагогическую деятельность, Педагогика, Современный русский язык, Основы специальной педагогики психологии, б) вариативного компонента ФГОС ВПО: Детская психология, Психолого-педагогический практикум по детской психологии; в) курсов по выбору студентов: Здоровый дошкольник, Педагогическая физиология, Тренинг общения, Арттерапия и артпедагогика.

В результате прохождения данного вида производственной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

− систему образовательных учреждений для воспитания, обучения детей раннего и дошкольного возраста;

− особенности психофизического развития детей раннего и дошкольного возраста;

− психолого-педагогические методы изучения детей раннего и дошкольного возраста;

− принципы организации обследования детей;

− педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп;

− разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для детей, учитывающие возрастные возможности;

уметь:

− организовать все виды работ, предусмотренные содержанием практики,

− составлять план обследования детей, обосновывая методы и методики изучения детей раннего и дошкольного возраста;

− организовать психодиагностическую процедуру;

− проводить обследование детей с целью выявления возрастных и индивидуальных особенностей психического развития;

− анализировать результаты проведенного обследования, квалифицировать выявленные особенности развития,

− оформлять полученные данные в диагностическом дневнике;

− оформлять психолого-педагогическую характеристику с рекомендациями по оптимизации психического развития детей с учетом выявленных индивидуальных и возрастных особенностей

− уметь планировать и осуществлять беседу с педагогами и родителями по результатам обследования детей;

владеть:

−методами и методиками психологической диагностики;

− умениями организовывать психодиагностическую процедуру с учетом возрастных особенностей детей;

−способами рационального ведения диагностической документации;

− умениями составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка раннего и ребенка дошкольного возраста;

− умениями обосновывать пути оптимизации психического развития детей с учетом выявленных индивидуальных и возрастных особенностей.

Производственная практика является основой для изучения дисциплин: 1) гуманитарного и социально-экономического цикла: Экономики образования, Правоведения с основами семейного права и прав человека, Социологии, Культуры Карелии, Детской субкультуры, Детская литература, 2) общепрофессионального цикла: Детская невропатология, Клиника интеллектуальных нарушений, Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, Детская психопатология, Детская олигофренопсихология, Психология детей с нарушениями функций ОДА, Психология детей с ЗПР, Детская тифлопсихология, Детская сурдопсихология, Дошкольная олигофренопедагогика, Обучение и воспитание детей с ЗПР, Дошкольная сурдопедагогика, Дошкольная тифлопедагогика, Воспитание и обучение детей с нарушениями функций ОДА, Безопасность жизнедеятельности, Дошкольная педагогика, Детская психология, Детская практическая психология, Психокоррекционная работа с детьми, Психология, воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, Детская логопсихология и дошкольная логопедия, Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения, Практикумы по специальной психологии, Практикумы по специальной дошкольной педагогике,, Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья, Социальная психологи, Конфликтология, Педагогическая психология, Психология и культура умственного труда, Актуальные проблемы образования, Оздоровление ребенка дошкольника, Половое воспитание ребенка, Педагогические технологии в воспитании, Современные технологии игрового обучения детей, Девиантология, Психокоррекционные технологии, Гиперактивность и агрессивность в детском возрасте, Основы педагогического мастерства, Воспитание толерантности у детей дошкольного и школьного возраста, Дети детского дома, Перинатальная психология, Актуальные проблемы психологии, Коррекционная ритмика.

Данный вид практики является основой для прохождения последующих видов педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю дошкольная дефектология.

4. Формы проведения производственной практики.Данный вид педагогической практики является очной, диагностической. Для студентов очного отделения организуется с отрывом от аудиторной деятельности.

Студенты заочного обучения самостоятельно определяют базовое учреждение для прохождения практик, разрабатывают индивидуальный график ее прохождения.

Наши рекомендации