Образовательные технологии. рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины
Б1.В.ДВ.17.1 Гидравлика и гидравлические машины
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профиль подготовки
Технология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Принята на заседании кафедры общей
инженерной подготовки
(протокол № 11 от 31.05.2016 г.)
Заведующий кафедрой ____________ Шатунова О.В.
Утверждена Учебно-методическим советом
инженерно-технологического факультета ЕИ КФУ
(протокол № 9 от 15.06.2016 г.)
Декан ____________ Ахметов Л.Г.
Елабуга 2016
Содержание
1. Краткая аннотация
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
4. Структура и содержание дисциплины/ модуля
5. Образовательные технологии
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
7. Фонд оценочных средств
8. Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины (модуля)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)
Программу дисциплины «Гидравлика и гидравлические машины » разработал доцент, канд.физ.мат.наук Киреев Б.Н., кафедра общей инженерной подготовки, [email protected].
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Курс посвящен изучению основных законов гидростатики, гидродинамики и законов движения газов по трубам. На базе полученных теоретических знаний рассматривается устройство и принцип действия различных гидравлических машин (гидронасосов, гидродвигателей), объёмного и динамического гидроприводов, а также гидроаппаратуры. Большое внимание уделяется получению практических навыков по измерениям различных параметров гидромашин на специальных стендах «(Гидродинамика», «Газовая динамика», «Гидравлические машины и гидропривод» и др.)
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОПОП
Данная дисциплина относится к основным дисциплинам по вариативной части программы бакалавриата. Осваивается на 3 курсе (5-6 семестр).
Для успешного освоения данной дисциплины нужно освоение в качестве предшествующих следующих дисциплин: «Математика»", "Физика", "Теоретическая механика".
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Обучающийся, завершивший изучение дисциплины, должен
знать:
- состояние и направления развития машин и технологий, базирующихся на законах гидравлики;
- основные физические свойства жидкости;
- основные законы гидравлики;
- основы теории гидравлических машин, их конструкции, принципы работы и методы рациональной эксплуатации;
- основные принципы построения элементов конструкции и методов эксплуатации систем гидроприводов машин и механизмов на транспорте и других систем;
- пути и направления энергосбережения при проектировании и эксплуатации машин, систем и технологий, базирующихся на законах механики жидкости.
уметь
– применять прогрессивные технологии, базирующиеся на законах гидравлики;
– проводить элементарные расчёты простого водопровода и гидравлического привода;
– оценивать эффективность гидравлических систем различного назначения;
– правильно эксплуатировать гидравлические системы;
– оценивать работоспособность гидравлических систем и механизмов.
владеть:
-
- навыками чтения гидравлических схем;
-навыками определения погрешности измерения основных параметров гидравлических машин.
демонстрировать способность и готовность:
-
применять результаты освоения дисциплины в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Шифр компетенции | Расшифровка приобретаемой компетенции |
ОК-3 | способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1. Распределение трудоёмкости дисциплины (в часах) по видам нагрузки обучающегося и по разделам дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
Форма промежуточной аттестации по дисциплине: экзамен в 6 семестре.
Общая трудоемкость учебной дисциплины распределяется по основным видам учебной работы и семестрам в соответствии с рабочим учебным планом заочной формы обучения следующим образом:
№ п.п. | Виды учебной работы | Всего, часов | |
Семестр – 5-6 | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия | |||
1.1 | Лекции | ||
1.2 | Лабораторные занятия | ||
1.3 | Практические занятия | ||
Самостоятельная работа студентов | |||
3. | Итоговый контроль | ||
3.1 | Экзамен |
Раздел дисциплины | Семестр | Лекции | Прак-тичес-кие занятия | Лабораторные работы | Самос-тоятель-ная работа | |
1. | Основные физические свойства жидкостей. | 0,5 | ||||
2. | Основы гидростатики.. | 0,5 | ||||
3. | Основы гидродинамики. | 0,5 | ||||
4. | Истечение жидкостей из отверстий. Насадки. Гидравлический расчет простого водопровода. | 0,5 | ||||
5. | Гидравлические машины, основные характеристики.Объёмные гидро-машины. | 0,5 | ||||
6. | Динамические насосы. | 0,5 | ||||
7. | Объёмный гидропривод. | 0,5 | ||||
8. | Динамический гидропривод. | 0,5 | ||||
9. | Гидротурбины. | |||||
Итого |
Содержание дисциплины
Тема 1. Основные физические свойства жидкостей. Строение жидкостей. Плотность и сжимаемость жидкостей. Вязкость. Давление парообразования и кавитация. Рабочие жидкости для гидроприводов.
Тема 2. Основы гидростатики. Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики.. Закон Паскаля и его применение в технике.Виды давления. Единицы измерения давления. Простейшие гидравлические устройства (гидроаккумуляторы, гидропрессы, гидравлические мультипликаторы). Определение сил давления покоящейся среды на плоские и криволинейные стенки. Модель идеальной (невязкой) жидкости. Закон Архимеда. Гидростатическая подъёмная сила. Условия плавания тел.
Тема 3. основы гидродинамики.Два метода описания движения жидкостей и газов. Понятие о линиях и трубках тока.. Расход элементарной струйки и расход через поверхность. Уравнение неразрывности (сплошности) в разных формах. Вихревое и безвихревое (потенциальное) движения.Уравнение постоянства расхода. Приборы для измерения расхода. Уравнение Бернулли для идеальной жидкости. Напоры: геометрический, пьезометрический, скоростной. Полный напор. Уравнение Бернулли для реальной жидкости. Гидравлические сопротивления и потери напора по длине и местные потери.
Тема 4. Истечение жидкостей из отверстий. Насадки. Гидравлический расчёт простого водопровода. Формула Торичелли для идеальной жидкости. Коэффициента скорости, сжатия струи и расхода для реальной жидкости. Насадки. Гидравлический расчет простого водопровода. Гидроудар. Гидротаран.
Тема 5. Гидравлические машины, основные характеристики. Объёмные гидромашины.Общие сведения о гидромашинах. Классификация насосов и гидродвигателей. Принцип действия динамических и объемных машин. Основные параметры: подача (расход), напор, мощность, КПД. Баланс мощности в гидромашинах. Принцип действия гидропередач. Объёмные насосы. Плунжерные, диафрагменные насосы. Электробензонасосы. Аксиально-плунжерные насосы. Роторные насосы. Шестерённые, перисталические, героторные насосы. Винтовые насосы. Объёмныегидродвигатели.
Тема 6. Динамические насосы. Центробежные насосы, схема проточной части, кинематика потока. Коэффициенты полезного действия. Характеристики центробежных насосов. Коэффициент быстроходности и типы лопастных насосов. Основные сведения об осевых насосах.
Тема 7. Объёмный гидропривод. Гидродвигатели, гидроаппаратура, фильтры, гидроакку-муляторы, гидролинии. Силовые гидроцилиндры, их назначение и устройство. Расчет цилиндров, поворотные гидродвигатели. Гидромоторы роторно-поршневых, пластинчатых, шестеренных и винтовых типов. Расчет крутящего момента и мощности на валу гидромотора. Регулирование рабочего объема. Высокомоментные гидромоторы.
Тема 8. Динамический гидропривод. Гидромуфта, гидротрансформатор. Использование гидротрансформатора в АКПП.
Тема 9. Гидротурбины. Гидропотенциал рек России. Гидроэнергетические каскады. Производство электроэнергии на ГЭС.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Освоение дисциплины "Гидравлика и гидравлические машины» предполагает использование как традиционных (лекции, практические занятия с использованием методических материалов, лабораторный практикум), так и инновационных образовательных технологий с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: создание и ведения электронных баз данных; мультимедийных образовательных ресурсов, включающих подготовку и выступления студентов на семинарских занятиях с фото-, аудио-и видеоматериалами по предложенной тематике. Широкое использование междисциплинарных связей.
На лекциях:
- информационная лекция; применение презентаций и анимационных видеороликов; проблемная лекция.
Проведение лабораторных работы в малых группах.