Подготовка к восприятию нового материала.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Представление.
- Сегодня урок литературы буду вести у вас я. Зовут меня Диана Павловна.
Настрой на урок.
- Нам предстоит на уроке серьезная работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы всё знаете и всё умеете, и у вас всё обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем трудности.
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
- Работа над портретом. Выставка книг.
Знакомство с отдельными фактами биографии Ф. Абрамова. Сообщения учащихся дополняет учитель своим рассказом с иллюстрацией материала.
1) Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.
Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя - младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:
Достаток нелегко дался "ребячьей коммуне", как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.
В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.
В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.
В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, "чтобы "хвостов" не было".
В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.
В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие - тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток...
Он не дополз до заграждения нескольких метров - пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.
С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.
27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.
- Почему таких людей, как Ф. Абрамов, называют «соль земли»?
- В какой семье родился Ф. Абрамов?
- Как учился Федор?
-Расскажите о военной службе писателя.
- Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.
- Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? П.О. О деревне; таких писателей называют «деревенщиками».
- Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… «Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»
Подготовка к восприятию нового материала.
- Дома вы прочитали рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади».
- Чем интересно название рассказа?
- В рассказе встретились слова, значение которых необходимо уточнить.
Словарная работа.
Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.
Дернина – дерн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.
Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.
Лесопункт – пункт лесозаготовки.
Стать – (здесь) телосложение, общий склад фигуры.
Угор – (диалект.) – пригорок
«Чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.