Физического воспитания в школе

3.1 Концептуальные подходы системы физического воспитания

В настоящее время в школе, где я работаю, обучается 282 человека, из них 14 детей – воспитанники детского дома №1 города Костромы, 13 детей – воспитанники детского дома поселка Волжский, 13 детей – воспитанники центра реабилитации, 12 детей – дети из социально неблагополучных семей, 33 ребенка – обучается в классах коррекционно-развивающего обучения.

Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.

По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается на половину и продолжает снижаться от младших классов к старшим. Уже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только пятую – шестую часть суток. Здоровыми являются 15% школьников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями.

Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Приходится выдерживать большие умственные нагрузки, что ведет к дисгармоничному физическому развитию ученика. Это приводит к тому, что у большинства детей ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям, а также создает проблемы интеллектуальной и физической работоспособности, ведет к психическим перегрузкам школьников.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека. Во все времена была известна польза физической культуры. Древнегреческий философ Аристотель отмечал, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие.

Важнейшая задача, стоящая перед учителем и родителем, - создать условия, при которых дети школьного возраста смогут заниматься физическими упражнениями в течении учебного дня и во вне учебное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и привития здорового образа жизни.

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает здоровье как важнейший фактор свободного развития личности человека. При этом физическое здоровье является одним из слагаемых определения жизнеспособности ученика. Поэтому в Гигиенических требованиях к условиям обучения школьников отмечается необходимость проведения физкультурных минуток в классе, а в школе и дома – удовлетворения биологической потребности детей в движениях посредством организации двигательной активности учащихся.

Выдающийся российский врач и педагог П. Ф.Лесгафт в своем труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» обращает особое внимание на связь между умственной и физической двигательной активностью. Чередование интеллектуальных и физических усилий благотворно влияет на здоровье, вследствие чего повышается интенсивность умственной деятельности.

Мне близко высказывание Авиценна: «Если занимаешься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств… Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни»

В современных условиях человек меньше двигается, а значит, его мышцы, системы кровообращения и дыхания недостаточно активны, из-за чего быстро стареют. Ухудшается экология и малоподвижный образ жизни ведут к быстрому ослаблению организма, и, как результат, человека начинают преследовать болезни. Чтобы избежать этого, я считаю, необходимо постоянно тренировать организм, занимаясь физической культурой и спортом.

Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов, способствует увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Благодаря физическим упражнениям улучшаются развитие деятельность всех органов и систем человека, повышается его работоспособность, укрепляется здоровье, формируются и совершенствуются жизненно важные двигательные умения и навыки.

В связи с этим появилась настоятельная необходимость формировать в школе устойчивый двигательный режим ученика, нацеленный на систематическую двигательную деятельность детей разного возраста. Этому способствует Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, которая направлена на активную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность учеников.

Программа базируется на исходные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию воспитания в общеобразовательном учреждении;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Наши рекомендации