Виды и формы организации самостоятельной работы студентов
Таблица 5
Виды самостоятельной работы | Формы контроля |
Подготовка сообщения | Устный контроль |
Написание эссе | Письменный контроль |
Работа над проблемными вопросами, подготовка к учебной дискуссии | Устный контроль, работа во время учебной дискуссии |
Написание реферата | Письменный контроль |
Подготовка игры, мини-спектакля | Игровая форма контроля |
Письменный анализ понятий, составление таблиц, схем | Письменный, устный контроль |
Письменные ответы на проблемные вопросы | Письменный, устный контроль |
Проектирование | Защита проекта |
Подбор примеров по теме | Письменный, устный контроль |
Самостоятельное экспериментальное исследование (проведение опросов, изучение опыта образовательных учреждений, анкетирование) | Письменный, устный контроль |
Проведение сравнительного анализа | Письменный, устный контроль |
Составление, решение педагогических задач | Письменный, устный контроль |
Ведущему преподавателю курса необходимо составить план использования отведенного рабочей программой времени на самостоятельную работу студентов, где следует указать тематику, формы и сроки отчетности о выполнении.
Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме тезисов, опорных материалов, рекомендаций, схем и т.п.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на лабораторных занятиях. По всем недостаточно понятым вопросам он своевременно получил информацию на консультациях.
В случае пропуска лекций и семинарских занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.
Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.
Подготовка к зачету должна осуществляться на основе лекционного материала, материала семинарских занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.
Если материал понятен, то затрачивать время на консультации, проводимые обычно перед зачетом, совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного материала.
Основными видами самостоятельной работы студентов по курсу является:
- проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе);
- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;
- подготовка к семинарским и практическим занятиям курса;
- написание научных докладов к студенческой кафедральной конференции;
- работа с тестами и вопросами для самопроверки;
- подготовка к зачету.
При подготовке к лекции студенту рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
При подготовке к семинару рекомендуется:
1) ознакомиться с темой и планом занятия, чтобы выяснить круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии;
2) поработать с конспектом лекции по теме семинара, прочитать соответствующие разделы учебников и других источников;
3) выполнить конспект первоисточников и выделить положения и вопросы, не совсем понятные или вызывающие сомнения.